Компания Salesforce — лидер мирового рынка облачных CRM-систем — быстро расширяет свое присутствие в данном сегменте. Ее оборот ежегодно увеличивается как минимум на 30% и по предварительным оценкам достигнет в нынешнем году 4 млрд. долл. Как ни странно, в России столь внушительных успехов у компании не наблюдается. На прошедшей в конце октября конференции “Решения Salesforce.com для увеличения эффективности бизнеса и продаж” руководитель европейского офиса Salesforce по работе с крупными корпоративными клиентами Дерек Макдонел сообщил, что сегодня у его компании в России всего 50 клиентов. Эта цифра выглядит бледно не только на фоне 100 тыс. ее клиентов в мире в целом, но и в сравнении, скажем, с показателями украинской Terrasoft, которая буквально за пару лет довела число своих корпоративных подписчиков на аналогичный облачный CRM-сервис до 5 тыс.. Вероятно, такой ход дел не устраивает вендора, и в этом году он решил расширить свою партнерскую сеть в нашей стране. К работавшей с 2009 г. в этом качестве компании CT Consulting в нынешнем году прибавилась Softline, которая и выступила в роли организатора указанной конференции.

Обе они имеют статус реселлера, но предлагают еще услуги по настройке, разработке дополнительных функций облачной CRM-системы, а также по ее интеграции с внешними приложениями. Как пояснила руководитель европейского офиса Salesforce по работе с ключевыми клиентами Алеся Космач, в других странах партнеры, как правило, не занимаются продажами. В России такой статус понадобился из-за того, что отечественным компаниям трудно проводить ежегодные платежи непосредственно поставщику облачного сервиса через свои бухгалтерии. Трудно сказать, насколько непреодолимо это препятствие, но в своем рассказе о внедрении CRM-сервиса Salesforce в Московской школе управления Сколково старший CRM-специалист этого учебного заведения Елизавета Вахошина упомянула, что они сами осуществляют платежи непосредственно в адрес Salesforce. Данный проект интересен еще и тем, что в нем, наряду со стандартной функциональностью облачного CRM-сервиса, использовались дополнительные модули из магазина приложений Salesforce, а один подобный модуль был разработан собственными силами на облачной прикладной платформе Force.com. Все это свидетельствует о том, что во многих случаях привлечение партнера Salesforce вовсе не обязательно и многие задачи вполне могут быть решены специалистами заказчика.

Руководитель направления Salesforce в компании Softline Андрей Гарканов сообщил, что крупнейшим российским клиентом Salesforce является “Лаборатория Касперского”. В открытых источниках удалось найти упоминание о переходе антивирусной компании на указанный облачный CRM-сервис только в американском и канадском офисах. В этой связи хотелось бы обратить внимание на очевидную сложность интерпретации подобной статистики по SaaS-приложениям. К примеру, если международная компания использует CRM от Salesforce глобально, то следует ли в российской статистике учитывать ее местный филиал? Прежде такие клиенты принимались во внимание, и поэтому первый партнер Salesforce в нашей стране — компания CT Consulting — указывала в свое время на наличие в России 200 клиентов. То, что сегодня называется цифра 50, свидетельствует не о “бегстве” клиентов, а о более корректном их подсчете. Из крупных российских клиентов Дерек Макдонел отметил банки “Тинькофф” и “Юниаструм”.

Андрей Гарканов сообщил, что, получив партнерский статус в апреле нынешнего года, Softline уже приобрела 5 клиентов, развернувших с ее помощью облачный CRM-сервис Salesforce. Думается, для более масштабного наращивания клиентской базы Salesforce нужно либо увеличивать число партнеров, либо решать проблему с оплатой своего сервиса российскими компаниями (если такая проблема действительно существует). Дерек Макдонел заявил, что у Salesforce есть в России и другие партнеры, однако назвать их отказался. Вероятно, это связано с тем, что не все компании, претендующие на этот статус прошли необходимые процедуры сертификации и утверждения. Если говорить о стоимости, то как пояснил Дерек Макдонел, она зависит от набора используемых функций и в международном прайс-листе варьируется от 60 до 300 долл. в год на одного пользователя, что немного меньше, чем у аналогичного сервиса упомянутой выше Terrasoft (350 евро в год). Однако, по его утверждению, для России, как для развивающегося рынка, действуют дополнительные скидки.

Версия для печати (без изображений)