Для Sony финансовый 2013 год оказался хуже, чем ожидалось ранее. Согласно прогнозу компании, вместо 300 млн. долл. прибыли ожидается 1,1 млрд. убытка. Точные результаты будут известны 31 марта.

В надежде поправить дела Sony решила сосредоточиться в области электроники на трех направлениях: продуктах для работы с изображением, играх и мобильных технологиях. В связи с этим компания решила продать свой убыточный ПК-бизнес инвестиционному фонду Japan Industrial Partners (JIP) и выделить телевизионное подразделение в дочернюю компанию, которая будет полностью принадлежать Sony.Сейчас Sony и JIP вместе прорабатывают детали сделки, планируя объявить окончательное соглашение в конце марта. Предполагается, что фонд создаст частную компанию, которая займется продажей потребительских и корпоративных ПК под маркой Vaio на японском рынке и оптимизацией каналов продаж для оценки возможности расширения территориального охвата. Sony прекратит разработку и производство ПК после выпуска очередной линейки весной этого года, но обещает продолжить поддержку заказчиков.

В рамках реструктуризации Sony собирается сократить в течение 2014-го порядка 5000 рабочих мест, при этом планируется, что 250–300 сотрудников перейдут в новую компанию, которую создаст JIP.

Что касается телевизионного направления, то в июле 2014-го завершится его выделение в дочернюю компанию, которая сосредоточится на продуктах высшего ценового класса, включая телевизоры высокой четкости с разрешением 4K, и сократит производство более дешевых моделей. Ожидается, что к концу года этот бизнес станет рентабельным.

В своих комментариях наблюдатели отмечают, что отказ Sony от ПК-бизнеса показывает неспособность компании выдержать конкурентную гонку на рынке потребительской электроники с американскими, южнокорейскими и китайскими соперниками. В результате Sony, которая в свое время изобрела Walkman, оказалась в трудном положении, уступив репутацию новатора более активным игрокам, таким как Apple, Samsung и Lenovo.

Некоторые считают, что проблемы Sony являются отражением общего кризиса японской электронной промышленности. Ведь Sony — не первый японский производитель, который расстается с ПК-бизнесом. Так, NEC, когда-то занимавшая ведущее место на японском рынке ПК, еще в 2011-м передала Lenovo управление этим направлением. Серьезную реструктуризацию провела и Panasonic, которая отказалась от некоторых направлений деятельности, таких как смартфоны, что принесло плоды: в последнем квартале доход Panasonic утроился.

Аналитики считают уход Sony с рынка ПК, где она занимает девятое место, логичным шагом, так как этот рынок продолжает сокращаться, а доля компании в 2013-м уменьшилась с 2,1 до 1,9%. Как отмечает Gartner, кто-то должен уйти с рынка ПК, потому что там слишком много игроков, и выжить на нем становится все труднее.

Версия для печати