«Google еще в миллионе миль от создания поисковика моей мечты», — заявил сооснователь и глава Google Ларри Пейдж перед ежегодным собранием акционеров. Он также поделился планами освоения новых ниш и развития основного бизнеса компании, связанного с инструментами поиска.

«Информация — это главная база Google», — отметил Пейдж, подчеркнув, что ежемесячно в систему поступает более 100 млрд. запросов, из которых 15% — это совершенно новые, ранее не задававшиеся вопросы. Сейчас компания работает над тем, чтобы поисковик не просто выдавал списки ссылок по введенным ключевым словам, а давал прямые ответы на вопросы, заданные на естественном языке.

«Улучшение контекстной технологии позволяет значительно упростить процесс поиска. Мы постепенно приближаемся к этой цели», — сказал Пейдж и в качестве доказательства предложил сначала ввести в поисковик вопрос «когда была построена Эйфелева башня?», а потом «какая ее высота?». Система понимает, что «ее» относится именно к Эйфелевой башне.

Кроме того, Пейдж отметил прогресс в речевом поиске, который сейчас поддерживает 38 языков. Google активно работает развитием методов машинного обучения для распознавания речи. Это особенно важно, поскольку люди все чаще обращаются к поисковику с мобильных устройств и им гораздо удобнее задавать вопросы голосом, а не вводить их на маленькой клавиатуре.

Очень большую роль с точки зрения простоты использования играет дизайн поисковика. Пейдж подчеркнул, что простота домашней страницы стала одной из причин первоначального успеха Google. Компания собирается придерживаться этого принципа и в своих других продуктах.

А таких продуктов немало. В последнее время Google скупила немало стартапов, разрабатывающих инновационные перспективные технологии. В качестве примера Пейдж привел компанию Calico, которая фокусируется на проблемах здоровья и долголетия, и фирму Iris, разработавшую интеллектуальные линзы для диабетиков. Кроме того Google запустила в Сан-Франциско пробную версию службы быстрой доставки заказов Shopping Express.

Не забыл Пейдж и ОС Android, под управлением которой уже работает порядка миллиарда устройств. По его словам, в этом году разработчики приложений для Android заработали в среднем в четыре раза больше, чем в 2013-м. Сейчас Google работает над переносом Android на носимые устройства, с помощью которых люди смогут узнавать свое местоположение, делать звонки и слушать музыку.

Но несмотря на изобилие новинок, свой основной доход — порядка 90% — Google получает от рекламы. А с этим не все обстоит благополучно. Доход компании постоянно рос много лет, за исключением начала кризисного 2009 г., превысив в последнем квартале 2013-го 15 млрд. долл., но в начале 2014-го впервые сократился. В результате курс акций компании упал.

По мнению аналитиков с Уолл-Стрит, одна из причин падения доходов — переход поискового бизнеса на мобильные устройства, где стоимость рекламы меньше, чем на десктопах. И хотя в первом квартале 2014-го количество кликов у Google выросло на 26%, средняя стоимость рекламы на один клик сократилась на 9%.

Однако Google надеется, что это временное явление, и в долгосрочном плане стоимость мобильной рекламы вырастет, так как мобильники открывают перед рекламодателями дополнительные возможности, такие как поиск в зависимости от местоположения.

Но на мобильном поле у Google больше конкурентов, чем на десктопном. Так, Facebook, Apple и Amazon используют для своих служб собственные поисковые механизмы. Кроме того, на рынке имеется множество специализированных поисковиков, таких как Shazam, который фокусируется только на поиске музыки.

По мнению наблюдателей, слабым местом Google является желание охватить все и всё. Но компания не сидит сложа руки, а постоянно совершенствует свою технологию. Так, в начале этого года она выложила почти полмиллиарда за фирму DeepMind , специализирующуюся на искусственном интеллекте.

Кроме того Google возлагает надежды на расширение пользовательской базы. Пейдж отметил, что сейчас более двух третей населения Земли не имеет доступ к Интернету. Так что у поискового гиганта есть еще большой простор для роста.


Версия для печати (без изображений)