11 сентября в Москве прошла вторая ежегодная конференция Samsung Enterprise Mobility Forum. В ее работе приняли участие представители российского бизнеса, профессионалы в области применения мобильных технологий в корпоративной среде, ведущие специалисты по ИТ и ИБ. Программа форума в этом году была посвящена вопросам корпоративной мобильности в масштабе государства, анализу лучших бизнес-практик корпоративной мобильности, информационной безопасности мобильных инфраструктур, а также профильным техническим решениям Samsung.

В рамках своей бизнес-стратегии на корпоративном рынке (B2B) Samsung предлагает вертикальные и горизонтальные комплексные решения с маркетинговой поддержкой и адаптацией под конкретные нужды заказчика, при этом она сконцентрировала внимание на шести ключевых направлениях: образовании, розничной торговле, гостиничных услугах, финансах, здравоохранении и транспорте. По словам директора подразделения по корпоративным продажам Samsung Rus Андрея Тихонова, Samsung относительно недавно присутствует на рынке решений B2B и поэтому в настоящее время позиционирует себя как «компанию, только создающую себя в сфере мобильных решений для бизнеса». Согласно проведённым компанией опросам, на необходимость инвестиций в мобильные технологии указал 91% опрошенных топ-менеджеров, при этом рост производительности сотрудников при правильном приложении усилий может достигать 20%.

О стремительных тенденциях внедрения мобильности в банковском секторе рассказал Виктор Орловский, старший вице-президент ОАО «Сбербанк России». По его словам, сейчас наблюдается стремительное сокращение числа банковских отделений — до 10% в год в Англии и до 8% в Западной Европе, что в целом схоже с российскими реалиями. При таких темпах банки потеряют до 50% своих офисов в ближайшие 6–7 лет. На рынке останутся только те, кто вовремя сможет предложить частным и бизнес-клиентам удобные мобильные и интернет-сервисы с поддержкой максимального числа платёжных опций и валют, в том числе виртуальных.

Ключевая сложность на этом пути заключается в отсутствии единых стандартов для проведения банковских операций с помощью мобильных устройств и PPOS-терминалов. Как никогда, сейчас требуется унификация спецификаций по образцу Visa или MasterCard, ведь даже для наиболее распространённого сегодня протокола NFC нет стандартных требований на оборудование. И в этом плане Samsung могла бы сыграть решающую роль как формирующий стандарты локомотив индустрии.

Виктор Орловский также рассказал о том, что в настоящее время более 15 млн. клиентов Сбербанка имеют доступ к онлайновому и мобильному приложению, свыше 90% корпоративных клиентов пользуются услугой онлайнового доступа.

В настоящее время рынок мобильной коммерции резко меняется, совсем скоро он будет другим, но каким — пока никто не может предугадать, и единственный способ остаться в тренде — действовать сразу на всех направлениях. Сегодня Сбербанк и Samsung ведут сразу несколько разработок, и какая из них окажется наиболее удачной, покажет лишь время. Поскольку эксперименты на данный момент находятся в стадии пилотного режима, информация не будет разглашаться до получения финальных результатов.

Для многих бизнесов сейчас вопросом выживания становится синергия онлайновых и офлайновых продаж, считает Виктор Орловский. Банки в этом плане могут помочь бизнес-клиентам развитием различных программ лояльности, поддержкой приёма любых валют с помощью единой кассы или единого онлайнового платёжного модуля, а также персонализацией и анализом клиентской базы. Сегодня такие услуги должны быть доступны не только крупным корпоративным клиентам, но также малому и среднему бизнесу.

Большие перспективы для банковского бизнеса в ближайшее время открываются в области Интернета вещей (IoT). К 2020-му этот рынок, по оценкам аналитиков, составит порядка 50 млрд. устройств с ежегодным оборотом 9–15 трлн. долл., и сейчас для банков самое время подключаться к этому направлению.

Тему развития рынка IoT подхватил Иван Киреев, старший проектный менеджер кластера информационных технологий Фонда «Сколково». По его мнению, основные причины резкого роста популярности Интернета вещей заключаются в потенциальной готовности всех сегментов рынка. К этому располагает прогресс в области микроэлектроники, причём суммарных мощностей современных фабрик по выпуску полупроводников более чем достаточно, чтобы всего за четыре месяца полностью заменить все процессоры в мире. К росту рынка IoT располагает и вполне достаточное развитие современных телекоммуникационных структур. Наконец, в настоящее время в США наблюдается значительная незагруженность ЦОДов, связанная с относительно подешевевшими в последнее время процессорами, памятью и накопителями, и всё это будет востребовано теми самыми расчётными 50 млрд. датчиков IoT.

Таким образом, инфраструктура IoT готова по всем пунктам, включая потребителей. В России на базе «Сколково» в этом году разворачивается серьёзная поддержка IoT. Порядка 30 компаний уже работают в области Интернета вещей, до февраля 2015-го в рамках финансирования отечественных IoT-проектов будет выделено около 30 млн. долл. У нас в стране имеются значительные интеллектуальные ресурсы, особенно среди математиков и изобретателей, что даёт большое преимущество при разработке отечественных IoT-приложений.

Продолжая тему инвестиций в российские разработки IoT, управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий поделился видением наиболее значимых проблем на этом пути. По его мнению, главная проблема современной России — непонимание основных индустриальных задач, на которых есть смысл заострять внимание и в решение которых стоит вкладывать деньги. Отсюда, как следствие, — отсутствие национальных лидеров среди мировых компаний в современных отраслях. Именно поэтому российским разработчикам важно объединять усилия с такими индустриальными гигантами, как Samsung, и вместе сосредоточить усилия на решении промышленных задач глобального масштаба.

Вторая серьёзная проблема — уже мирового масштаба,— которую затронул Александр Галицкий, заключается в остром дефиците аналитиков Big Data: только в одной Европе на сегодняшний день не хватает порядка 250 тыс. таких специалистов. Подготовка отечественных кадров для современных развивающихся отраслей могла бы сформировать новое поколение российских специалистов, обладающих чётким пониманием бизнес-процессов и задач в мировом масштабе, считает он.

Леонид Ухлинов, директор автономной некоммерческой организации содействия развитию индустрии программного обеспечения «Национальная программная платформа», рассказал об идущих последние два месяца переговорах с Samsung на предмет участия сообщества российских разработчиков открытого ПО в международном проекте Tizen. Сегодня 16 российских компаний высказали намерение участвовать в развитии платформы Tizen, сообщил он.

По мнению Леонида Ухлинова, проблема отечественных разработчиков заключается в отсутствии национальной мобильной платформы, равно как и отечественной аппаратной базы для создания мобильных устройств. В таких условиях есть смысл принимать активное участие в международных проектах, в том числе разворачиваемых Samsung.

Участники обсуждения сформулировали ряд пожеланий для B2B-бизнеса Samsung. По их мнению, в первую очередь следует обратить внимание на унификацию интерфейсов, безопасность хранения и передачи данных, укрупнение рынка участников для роста конкуренции и выпуска конкурентоспособных решений, а также подготовку кадров и подготовку пользователей.

На выставке в рамках Samsung Enterprise Mobility Forum ряд компаний представили свои технологии для мобильных корпоративных решений. Посетители форума имели возможность ознакомиться с предложениями Samsung, Infotecs, Acronis, Kaspersky Lab, Сбербанка, «1С», «Алладина», «АйТи» (MobileSputnik), CDC, Центра корпоративных разработок и др.


Версия для печати (без изображений)