Согласно оценкам IDC, по итогам 2014 г. российский рынок ПК сократился на 22,7% в штучном выражении (до 7,91 млн. штук) и на 32% в денежном (до 3,8 млрд. долл.). При этом за рассматриваемый период сегмент ноутбуков сократился на 26,9% (до 4,87 млн. штук.), а поставки настольных ПК сократились лишь на 15% (и составили чуть более 3,04 млн. штук).

Ещё более впечатляющая разница между темпами падения продаж ноутбуков и десктопов наблюдается при сравнении итогов IV квартала 2014 г (Q4/2014) с итогами Q4/2013: по оценкам IDC, в IV кв. 2014 г. российский рынок ноутбуков сократился, по сравнению с Q4/2013 на 40,4% (до 1,02 млн. штук). В то время как за этот же период поставки настольных ПК сократились лишь на 18,6% и составили чуть более 833 тыс. штук.

По мнению специалистов IDC, эта ситуация обусловлена сложной экономической ситуацией в стране, валютными колебаниями, падением покупательной способности населения и значительным сокращением проектов в коммерческом сегменте. В то же время эксперты IDC отмечают, что падение объема поставок ПК в Россию продолжается уже десять кварталов подряд. То есть начался сей печальный для поставщиков ПК процесс не в 2014 г. и даже не в 2013-м, а раньше.

В недавнем исследовании «Обзор и оценка перспектив развития мирового и российского рынков информационных технологий», выполненном IDC по заказу Московской Биржи и РВК, обращается внимание на то, что своего максимального значения российский рынок ПК (включающий настольные и портативные компьютеры) достиг в 2011 г., но уже через два года он существенно уменьшился. В 2014 г. данный рынок продолжил сокращаться, при этом вследствие роста спроса на планшеты в сегменте домашних пользователей темпы падения поставок ноутбуков оказались существенно выше тех же показателей по настольным ПК.

Общее же падение поставок ПК авторы исследования связывают со стагнацией спроса и насыщением рынка, что вызвано отсутствием фундаментальных причин для начала процесса замены уже существующего парка оборудования.

Во время февральской конференции «ИТ-альтернативы: как уложиться в тающий ИТ-бюджет», организованной PC Week/RE, директор по развитию бизнеса в России исследовательской компании Frost & Sullivan Алексей Волостнов отметил, что российский ИТ-рынок начал стагнировать уже в конце 2011 — начале 2012 гг. По его мнению, в настоящий момент данный рынок сжимается, при этом происходит перераспределение веса его сегментов: оборудования, услуг и ПО и происходит переход на модель более развитых, западных рынков, где основную значимость приобретают ПО и услуги.

Необходимо отметить, что в мире в целом расходы на ИТ растут. При этом растут (только с разной скоростью) все три основные составляющие этих расходов: оборудование, ПО и ИТ-услуги. Согласно оценкам Gartner, в этом году затраты на ИТ в мире вырастут на 2,4% по сравнению с 2014-м и достигнут 3,828 трлн. долл. При этом общемировые расходы на устройства (ПК, мобильные телефоны, планшеты и принтеры) увеличатся на 5,1% до 732 млрд. долл.

Но то в мире. А что в России?

«Российский рынок ПК (ноутбуки и десктопы) в 2015 г. ждет сильное падение, — считает Лариса Шутова, руководитель департамента „Ноутбуки и планшеты“ компании „Марвел-Дистрибуция“. — При этом падение спроса на десктопы в этом году, на наш взгляд, будет, скорее всего, больше падения по ноутбукам, так как рынок десктопов в большей степени зависит от государственных тендеров, а с учетом ожидаемого падения финансирования на модернизацию (и, возможно, сокращения рабочих мест) предсказуемо снижение объема поставок в госсектор. При этом российские сборщики будут чувствовать себя лучше некоторых, подпадающих под санкции, брендов. Мы также отмечаем тенденцию к увеличению доли дешевых конфигураций ноутбуков и десктопов. На стремительно падающем рынке на фоне кризиса проще ухудшить „начинку“, чем резко повысить цену».

Генеральный директор Acer в России Денис Кутников говорит: «Главным трендом 2014 г., без сомнений и к сожалению, было удорожание техники из-за выросшего курса валюты. И с последствиями этого тренда в виде снижения покупательского спроса, будут справляться тренды нынешнего года». Такого рода трендов Денис Кутников выделяет два:

• Рост популярности бюджетных решений. Люди временно перестанут покупать ПК просто ради обновления парка. Технику будут брать лишь в случае необходимости, предпочитая бюджетные решения.

• Снижение покупательского спроса. Первое полугодие покупатель будет просто «привыкать» к новым ценникам, что негативно скажется на спросе. Дополнительно этому поспособствовали рекордные продажи декабря.

Представитель по продажам компании ASUS в России Алексей Осипов отмечает: «На данный момент довольно непросто понять и оценить рынок в 2015 г. Сейчас практически всё зависит от политической обстановки, а такой фактор невероятно сложно предвидеть. Мы оцениваем, что в штуках падение в первой половине года составит от 30 до 50%. Какая ситуация будет во второй половине года сейчас оценить сложно».

«Тренд на снижение доли ПК наблюдается уже не первый год и связан с активным замещением части ПК на ноутбуки, планшеты и другие мобильные устройства. Это снижение в ближайшей перспективе замедлится. Ритейл, как основной потребитель мобильных систем и гаджетов, покажет резкое падение. А у государственных заказчиков, как основного потребителя, преобладают настольные ПК и моноблоки. Часть морально устаревшего парка ПК государственных структур необходимо замещать. Также можно отметить, что зависимость от западных санкций таких ПК существенно ниже, чем в готовых собранных системах иностранного производства. Переломится из-за этого тренд или нет — сейчас спрогнозировать сложно. Но точно можно сказать, что мобильные системы потеряют лидерские позиции», — полагает Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус».

Версия для печати