В 2014-м оборот «Сбербанк-Технологии» составил 10,3 млрд. руб., количество внедрений в месяц выросло с 350 до 650, число проектов на реализации — с 355 до 650, а численность персонала — с 3700 до более 5300 человек по сравнению с предыдущим годом, сообщила генеральный директор компании Алиса Мельникова.

На 2015-й «Сбертех» получил от «Сбербанка» заказ на 16,3 млрд. руб., но расширение штата не планируется. Правда, по словам Алиса Мельникова, продолжится развитие региональных подразделений, в частности, в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске, Рязани. А всего у «Сбертеха» есть 16 подразделений (15 в России и одно в Белоруссии). При этом 70% сотрудников работает в Москве.

«Сбертех» является дочерней компанией Сбербанка России, созданной в ноябре 2011 г. для разработки, модификации, внедрения и адаптации ПО в банке. Отвечая на вопрос о целесообразности создания Сбербанком собственной ИТ-структуры, Алиса Мельникова отметила, что «Сбертех» работает без прибыли, но по себестоимости: «Ставки компаний, которые теоретически могли бы сделать ту же работу, в разы отличаются от нашего бюджета».

В минувшем году «Сбертех» завершил крупный проект внедрения CRM-системы Oracle Siebel, который стартовал в 2009-м (www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=142812) и масштабную программу по централизации автоматизированной банковской системы (АБС). Раньше в Сбербанке использовались три АБС: «Гамма» собственной разработки, системы компаний R-Style и ЦФТ. «Переход был постепенный, — рассказала Алиса Мельникова. — Сначала с трех продуктов на два, а потом с двух на один».

В результате удалось снизить совокупную стоимость владения и обслуживания АБС, а также сократить ИБ-риски. Нынешняя АБС — собственная разработка «Сбертеха» на базе инструментария ЦФТ. Но одной централизацией дело не ограничивается. Сейчас идут работы по технической модернизации АБС, направленные на повышение производительности и уровня надежности этой системы.

Создан интерфейс для взаимодействия с будущей Национальной системой платежных карт (НСПК), а мобильный банк был отмечен организацией Global Finance как лучший в Центральной и Восточной Европе.

Кроме того, «Сбертех» разработал первое в России приложение для «умных» очков Google Glass, в которых председатель правления Сбербанка Герман Греф выступил на годовом собрании акционеров. «Мы стараемся опробовать новинки, которые появляются на рынке, чтобы проверить, можно ли их использовать в банковской сфере. Но для Google Glass пока применения не нашли», — отметила Алиса Мельникова.

Тем не менее «Сбертех» нацелен на инновации, главные цели: обеспечение высокого уровня надежности для традиционных банковских продуктов и технологический прорыв. «Мы должны не просто выполнять заказы Сбербанка, а искать, придумывать и предлагать нашему заказчику новейшие технологии, позволяющие удерживать лидерство на банковском рынке», — уточнила Алиса Мельникова и добавила, что кризис не повлиял на ИТ-стратегию: портфель проектов не был сокращен, планы развития остались без изменений.

В частности, до 2018 г. будут реализованы две программы: разработка и внедрение единой фронт-офисной системы в качестве рабочего места сотрудника и трансформация всего ИТ-ландшафта Сбербанка, связанная с переводом на обновленный технологический стек. И хотя обычно задачи перед «Сбертехом» ставят бизнес-подразделения, последнюю из этих двух программ инициировал сам ИТ-блок. «Мы сами заинтересованы в том, чтобы поддерживать технологическое превосходство. В частности есть задача сокращения времени простоя и повышение уровня надежности до уровня 99,99%», — сказала Алиса Мельникова.

Это — важная задача. Так, в прошлом декабре в результате резкого повышения уровня нагрузки происходила блокировка банковских карт физлиц. В «Сбертехе» стараются, чтобы такая ситуация не повторялась. По словам Алисы Мельниковой, ведется мониторинг систем для того, чтобы заранее рассчитать, до какого уровня нагрузки они работают нормально. В случае необходимости принимаются меры — как аппаратными, так и программными средствами

Что касается обновления стека ПО, то она отметила, что рассматривается возможность применение при работе АБС таких современных технологий, как grid и in-memory. При этом рассматриваются разные решения, в том числе и Open Source. Кроме того, на подходе проект по Big Data, в котором «Сбертех» также смотрит в сторону Open Source.

В число других проектов, запланированных на этот год, входит единый кредитный процесс и дистанционное открытие счетов, тиражирование системы SAP в части внутрихозяйственной деятельности на шесть подразделений (на остальные уже тиражировали) и программа «Сбербанк на каждый день», которая включает много разработок, в частности по персонификации клиентов. Дело в том, что разные категории клиентов имеют разные потребности, и им нужно предлагать разные продукты. Разработка уже началась, предполагается, что бета-версия появится в III квартале.

Переход на облака пока не планируется, так как у Сбербанка высокие требования к информационной безопасности. Однако в «Сбертехе» уверены, что за облаками будущее, и думают в этом направлении.

Нет также планов выхода на рынок разработки. «О сторонних заказчиках пока речь не идет, потому что работы и так много и на сторону предложить пока нечего. Но если после завершения всех программ и у нас появятся невостребованные ресурсы, про это будет объявлено заблаговременно. Мы это держим в голове», — пообещала Алиса Мельникова.

Версия для печати (без изображений)