Прошедший в г. Шанхае в начале сентября международный конгресс Huawei Connect 2016, собравший 18 тыс. участников из 120 стран, объединил в себе три проводившиеся прежде раздельно конференции Huawei — Cloud Congress, Network Congress и Developer’s Congress. Как оказалось, в этом был прямой смысл. Судя по программным выступлениям высших руководителей компании, одним из главных направлений ее стратегии становятся облака. Объясняя этот шаг, исполняющий на ротационной основе обязанности CEO Кэнь Ху отметил, что к 2025 г. все компании в той или иной степени будут использовать в своем бизнесе облака, а 85% перенесут туда свои ключевые приложения. А кроме того, у Huawei есть полный набор компетенций и ресурсов для реализации современных облачных инфраструктур.

Пленарное выступление Кэнь Ху, представлявшего новую облачную стратегию, изобиловало общими рассуждениями о создании «умного мира» (intelligent world), а также объединении компьютеров всей планеты и создании «цифрового мозга» в облаке, который, постоянно развиваясь, не будет подвержен старению. Но сегодня удивить кого-то общими сентенциями о пользе облаков довольно трудно: ведь о своей ориентации на них говорят все ведущие вендоры. В этой связи следует обратить внимание на те элементы стратегии, которые отличают Huawei от других игроков.

Компания делает акцент не на некие универсальные облачные решения, пригодные на все случаи, а на специфические для каждой отрасли решения, способные стать основой для столь модной сегодня цифровой трансформации бизнеса. В числе основных отраслей Huawei видит, в частности, госсектор, коммунальные услуги, финансовые учреждения, телекоммуникации, энергетику и СМИ. Очевидно, что строить в одиночку специализированные облачные инфраструктуры, учитывающие тонкие особенности каждого такого сегмента одной компании, пусть и такой большой, как Huawei, не под силу. И поэтому ставка делается на формирование глобальной экосистемы партнеров и заказчиков, совместными усилиями которых подобные облачные решения и будут проектироваться и развиваться.

Примером такого сотрудничества можно считать разработку решения «Безопасный город» (Safe City), обеспечивающего визуализацию информации и координацию взаимодействия различных городских ведомств, отвечающих за безопасность. Согласно аналитическому агентству IHS, общий объем мировых инвестиций в решения для обеспечения общественной безопасности превысил в прошлом году 5,5 млрд. долл., а к 2019 г. он должен вырасти до 8 млрд. долл. Утверждается, что с помощью решений Huawei сегодня обеспечивается защита 400 млн. жителей из 100 городов в 30 странах, включая Кению, Саудовскую Аравию, Индонезию и Китай. На конференции была представлена новая интегрированная коммуникационная платформа (ИКП), дополнившая линейку решений Safe City. Она способна регистрировать оповещения, поступающие из разных каналов, включая социальные сети и Интернет вещей, а также позволяет быстро получать доступ к большим объемам видео. Утверждается, что ИКП решает проблему использования различными ведомствами разнородных технологий и сетей. Голосовые и видео-сообщения, а также другие данные могут быть переданы любой группе пользователей или устройств через SDN-сети.

Еще один пример сотрудничества в экосистеме — облачное решение New Financial Cloud Solution for Mission Critical, разработанное Huawei совместно с Infosys Finacle для решения сложных задач финансовой и банковской отрасли. В нем используется облачная платформа Huawei FusionCloud и первый в мире 32-процессорный x86-сервер для обработки критически важных задач Huawei KunLun, на которых развернута банковская система Infosys Finacle, поддерживающая функции онлайнового и мобильного банкинга, управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и частными капиталами. В ходе конференции соглашения о сотрудничестве с Huawei в этой сфере подписали два ведущих российских разработчика банковских систем — «Диасофт» и ЦФТ. Они надеются, что наряду с реализацией программнно-аппаратных инновационных пакетных решений для финансового сектора данное соглашение позволит им продвигать совместно с Huawei системы на международных рынках.

По словам президента подразделения Huawei IT Product Line Чжэн Елая, особые надежды в плане формирования экосистемы компания возлагает на своих давних и крупнейших клиентов в телекоммуникационной отрасли, таких как Deutsche Telekom, Telefonica и China Telekom. Они широко применяют облачные технологии для обеспечения своей основной деятельности, а также все чаще сами становятся провайдерами облачных услуг для своих клиентов.

Еще одним важным элементом облачной стратегии Huawei можно считать четкое позиционирование относительно направлений, в которых компания работать не собирается. Как заявил еще один CEO Huawei Эрик Сюй, компания не намерена становиться провайдером публичных облачных услуг за пределами Китая. Это означает, что она не будет конкурировать на данном поле с такими вендорами, как Microsoft, Oracle и SAP, а потому вполне может рассчитывать на взаимовыгодное сотрудничество с ними в рамках экосистемы. Эрик Сюй отметил также, что Huawei не планирует сама разрабатывать средства искусственного интеллекта и машинного обучения, но ведет работы по созданию специализированного процессора для подобных задач, который превосходит по своим характеристикам широко применяемые сегодня многоядерные графические процессоры Nvidia Tesla.

Компания не хочет также заниматься выпуском собственных датчиков и устройств интернета вещей (IoT), но готова предоставить производителям подобных устройств готовые чипсеты и легкую операционную систему с открытым кодом LiteOS, поддерживающие узкополосный беспроводной стандарт NB-IoT. Цена такого модуля не превышает 5 долл., а построенные на его основе IoT-устройства благодаря низкому энергопотреблению смогут работать 10 лет без замены батарейки. Совместно с телеком-операторами Vodafone, Deutsche Telekom, China Unicom и Etisalat уже выполнен ряд пилотных проектов по созданию интеллектуальных систем измерения расхода воды, контроля освещения и управления парковкой автомобилей.

Как и любая конференция такого рода, Huawei Connect не могла обойтись без анонсов новых решений и версий продуктов. Помочь заказчикам в переносе их приложений в облака призван 31 новый сервис платформы FusionCloud. Сервисы эти охватывают ресурсы процессоров, СХД, сетей, БД, а также систем защиты, тестирования, управления и т. д. Выпущена очередная версия платформы СХД FusionStorage 6.0, обеспечивающая распределенное хранение с блочным, файловым и объектным доступом к данным. Новая PaaS-платформа FusionStage предназначена для разработки и развертывания облачных приложений, их эксплуатации и контроля. Решение Agile Network 2016 призвано обеспечить построение простой, открытой и безопасной программно-конфигурируемой сети, включающей беспроводные сегменты для мобильных и IoT устройств.

У стратегической ориентации Huawei на облака есть еще одно, экономическое, объяснение: такая стратегия может обеспечить дополнительные рыночные возможности для подразделения Enterprise Business Group, работающего на корпоративном ИТ-рынке. Подразделение было создано относительно недавно — в 2008 г., а до этого компания занималась, в основном, выпуском телекоммуникационного оборудования. Это направление до сих пор обеспечивает львиную долю выручки Huawei: из зафиксированного в 2015 г. оборота 60,8 млрд. долл. на него приходится более половины (35,8 млрд. долл.). Немалый вклад (19,9 млрд. долл.) вносит и подразделение Consumer BG, отвечающее за выпуск мобильных устройств. Доход Enterprise BG, хоть и вырос за год на 44%, находится пока что на уровне 4,3 млрд. долл. Вполне вероятно, что выход на рынок облачных решений, в которых используется весь спектр продуктов Huawei, простимулирует более активный спрос и на корпоративные ИТ-решения компании, в частности, со стороны телекоммуникационных компаний.

В нашей стране нередко упоминают о китайском пути как примере успешного экономического развития. И наилучшей его иллюстрацией служат достижения таких компаний, как Huawei. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что Huawei всегда была и остается частной компанией, а в структуре ее доходов зарубежные продажи составляют более половины (уникальный показатель для китайских ИТ-вендоров). Из 170 тыс. сотрудников 76 тыс. работают в подразделениях исследований и разработок во множестве стран, включая и Россию. На R&D тратится 15% годовой выручки компании (9,2 млрд. долл. в 2015 г.). И последний штрих. Нынешний почетный президент компании Рен Дженгфэй, основавший ее тридцать лет назад, владеет скромным пакетом акций (1,4%), а остальные 98,6% принадлежат ее сотрудникам.