У крупных лицензиаров операционных систем в связи с ростом их бизнеса на собственном оборудовании растет желание участвовать в продаже продуктов своих лицензиатов.

Прежде считалось, что разработка технической платформы и конкуренция с теми, кто покупает лицензию на нее, несовместимы ввиду явного конфликта интересов. Но сегодня Microsoft и Google выпускают собственные устройства и продают лицензии на свои операционные системы. Они делают это потому, что, если кратко, могут это делать, учитывая их огромные доли рынков ПК и смартфонов.

Но обе корпорации проявляют большую осторожность. Многие с ужасом восприняли выход Microsoft на рынок ПК-оборудования. Однако корпорация заняла взвешенную позицию, отметив, что она будет рада, если вы купите одно из ее устройств или устройство одного из ее лицензиатов. Как неоднократно подчеркивал по поводу выпуска новых продуктов глава направления Surface Панос Панай, «башенные орудия» Surface нацелены прямо на Apple. Такие лицензиаты Microsoft, как Dell и HP, выпускают ограниченные партии продуктов класса премиум.

Google, разумеется, на протяжении многих лет сотрудничала с другими компаниями при разработке и номинально совместном брендинге устройств Nexus, прежде чем отказалась от этого как накладывающего слишком большие ограничения. Как показал выпуск смартфона Pixel осенью прошлого года, ее целью является также более эффективная конкуренция с Apple. Google в отличие от Microsoft имеет доминирующего лицензиата в лице Samsung, в значительной мере проигнорировавшего Pixel.

Но хотя обе корпорации прикладывали усилия, чтобы управлять конкуренцией со своими лицензиатами, полностью избежать конфликтов невозможно.

Возьмем Microsoft. Surface Pro, Surface Book и Surface Studio — все эти продукты продвигали оборудование для Windows. Microsoft пожимала плечами, когда такие ее партнеры, как HP, Dell и Acer, копировали элементы дизайна Surface Pro, и нападала на Apple, когда та добавила к iPad Pro клавиатуру и стилус. Surface Laptop, ПК корпорации с наиболее консервативным на сегодняшний день дизайном, очень похож на давно пользующийся популярностью (и не замеченный некоторыми специалистами) Apple MacBook Air, но он одновременно является главным конкурентом тонких и легких продуктов класса премиум, выпускаемых другими производителями ноутбуков с Windows.

Посыпая раны солью, Microsoft представила Surface Laptop на мероприятии для учебных заведений, где ее партнеры демонстрировали недорогие и часто громоздкие устройства с Windows 10 S, призванные конкурировать с Chromebook в сегменте самых дешевых мобильных компьютеров. Однако хотя Surface Laptop намного дешевле, чем Microsoft Surface Book, это не свидетельствует о намерении Microsoft выйти на рынок недорогих моделей.

Следом идет Amazon. Начиная с первого устройства Kindle и до кнопки Dash, многие ее устройства были предназначены только для одной цели и в большинстве случаев не требовали лицензирования или привлечения сторонних разработчиков. Но хотя ее Alexa не является операционной системой в традиционном понимании, корпорация активно культивировала растущую программу разработки для тех, кто приобретает соответствующие навыки и создает поддерживающие Alexa устройства. Такие устройства в отличие от ПК и смартфонов относятся к неосвоенной «метакатегории», которую создала Amazon. Корпорация уже побудила Lenovo и Mattel к созданию интеллектуальных динамиков, использующих Alexa.

А вот стартапу Nucleus, в который вложила средства Amazon и который выпустил устройство с Alexa и сенсорным экраном, не удалось столь же удачно вскочить на подножку поезда Alexa. Хотя устройство Nucleus рекламируется в качестве цифрового интеркома, его аппаратная часть способна выполнять те же задачи, что Echo Show от. Конечно, попытки внедрения небольших экранов в доме имеют долгую историю. И Nucleus была бы наивной, если бы думала, что выпустит единственное устройство такого рода с Alexa или конкурирующим ПО. Но стартапу, наверное, особенно тяжело видеть конкурирующее устройство, произведенное своим главным поставщиком технологии.

Для Nucleus отказ от Alexa не имеет большого смысла, поскольку это снизит привлекательность ее продукта. Возможно, она могла бы выделиться, добавив Google Assistant или Cortana, чтобы больше отличаться от Echo Show, во всяком случае, временно. Но дни, когда провайдеры платформ не вторгались в те области, где действуют их лицензиаты, давно прошли.

Версия для печати