Atlassian приобрела HipChat в 2012 г. Казалось, что это прекрасный ход. В мире начинался тренд понимания важности коммуникации. Рядом развивалась культура DevOps и ее принципы Continuous Integration и Continuous Delivery , где хорошо налаженное общением между специалистами — это один из столпов культуры. Конечно, для компании Atlassian, которая предлагала полный и максимально возможный стек производственных и управленческих приложений для продуктовых (и не только) команд, видеть, как лояльные пользователи твоих продуктов при работе переключается на внешние мессенджеры (Slack, Skype и др.), было печально.

Поэтому в марте 2012 г. Майк Кэннон-Брукс, CEO и основатель компании Atlassian, со свойственным ему позитивом заявил о приобретении калифорнийского продукта HipChat и сделал упор на схожесть культур: «У наших компаний похожие бизнес модели, клиентские базы и корпоративные культуры, а ещё у нас обеих бесплатное пиво для сотрудников — я думаю, это достаточная основа для будущего успешного сотрудничества». Три основателя HipChat примкнули к Atlassian, и каких-то значительных новостей от них больше не поступало. Пит Кёрли проработал в Atlassian до 2015 г., Гаррет Хитон — до 2014 г. Дальнейшая их карьера неизвестна. Кристофер Риверс держит позицию инженера в HipChat, Atlassian и еще одной ИТ-компании.

Отличительной чертой (и большим плюсом для многих компаний) HipChat была фокусировка на локально установленные версии. Когда мои клиенты, для которых информационная безопасность и возможность полного контроля всех своих информационных активов были ключевыми факторами, просили совета по выбору решений для коммуникации, я часто рекомендовал именно HipChat и эту его особенность. Также существовала и клауд-версия продукта. HipChat дополнял JIRA с точки зрения коммуникации. Можно связать JIRA-тикет и HipChat-комнату и проводить быстрые онлайн-обсуждения каких-то вопросов, связанных с тикетом. HipChat имеет хороший API. Изучив его, я понял, какую большую ценность я могу предложить свои клиентам, например связав и автоматизировав жизненные циклы комнат в HipChat и инцидентов в JIRA. Возникает инцидент — мы автоматически создаем HipChat-комнату, приглашаем туда стейкхолдеров, ответственных лиц, пишем там Summary инцидента, а также шлем апдейты. Когда инцидент становится resolved, комната автоматически архивируется. Таким образом, менеджеры, например, могут быть в курсе только важных инцидентов в режиме онлайн.

Было видно, что HipChat работает иначе, чем все остальные продукты Atlassian. Он был разработан на таких технологиях, как Python, PHP и Cи. В то время как продукты Atlassian (в том числе и флагманы JIRA и Confluence) — это чистые Java web-приложения. Для администратора поддержка и развитие HipChat — это всегда черный ящик. Когда ты перезапускаешь JIRA — ты понимаешь, что происходит с системой, ты видишь стандартный Java-лог. Когда ты перезапускаешь HipChat — ты вообще не в курсе, ты смотришь с десяток логов и ждешь. HipChat имел и другие проблемы — случайная деактивация пользователей при работе с Crowd и AD (заявки в поддержку уже больше года «висят» на Atlassian). Бизнес-пользователи тоже отмечали проблемы. Hosted HipChat с использованием proxy так и не дал возможности делать видеозвонки и групповые звонки, хотя такая функциональность была заявлена.

В 2017 г. Atlassian анонсировала Stride — новую коммуникационную платформу, базирующуюся на HipChat. Однако что было в ней нового, а что старого — так и не было понятно. Для меня это звучало как обычный ребрендинг проблемного продукта. Я могу понять, что с HipChat компания Atlassian накапливала технические долги (technical debts), откладывала решение вопросов, и, возможно, развитие и поддержка его становилась все дороже и сложнее. В конце концов в июле 2018 г. Atlassian анонсировала передачу интеллектуальных прав на HipChat компании Slack. Все коммерческие подробности не разглашаются, видно, что это сложная сделка, однако ясно одно — в феврале 2019 г. HipChat прекратит свое официальное существование.

Конечно, вы можете продолжать использовать свой stand alone HipChat, но какой корпоративный клиент захочет это делать, если продукт официально убит и поддержки нет? Когда было принято решение о сделке — неизвестно, Atlassian всегда отказывается публиковать свои роудмапы и планы. Я отмечал для себя снижение деловой и инновационной активности Atlassian относительно HipChat последний год, видел снижение количества вебинаров по теме и отсутствие стилевого ребрендинга HipChat. Однако как я мог подозревать, что HipChat будет убит зимой 2019-го? Потому когда мои клиенты спрашивали меня про гибкое ин-хаус решение для коммуникации, я продолжал рекомендовать HipChat.

Теперь я чувствую себя неудобно. Я знаю многие компании, которые включали HipChat в свои информационные стратегии. Покупали лицензии. Обучали своих сотрудников работе с платформой. Создавали боты и интеграции. Встраивали его в свои процессы. Допустим, ИТ-департамент большой корпорации решил интегрировать HipChat и системой трекинга и системой мониторинга, сделать из HipChat своего рода пульт управления cockpit. Только представьте, сколько специалистов может быть задействовано в таком проекте (аналитики, разработчики, DevOps-инженеры, тестировщики). Мы сделали большие инвестиции, у нас получилось отличное решение. Куда его сейчас деть? Почему необходимо за полгода не только выбрать новую платформу для коммуникации, но и создать повторно автоматизации. Slack декларирует простую и быструю возможность миграции из HipChat в Slack. Понятно, что речь идет про пользователей и историю переписок. А если у моего клиента ключевое требование информационной стратегии — все только on-premises?

А как насчет 200 аддонов для HipChat на Atlassian Marketplace? Люди верили в HipChat и создавали продукты для него, делали инвестиции.

На рынке становится меньше конкуренции, а проигрывает всегда клиент. Для команд и корпораций выбор между Slack (только клауд) и Skype for Business/Microsoft Teams — это очень слабо. Поэтому мы не будем грустить по HipChat как по продукту. Мы будем грустить о самих себе. О своих планах и ожиданиях. Atlassian всегда позиционировалась как компания с большим фокусом на социальную ответственность и на фан. Она всегда делала ставку на совместный бизнес со своими партнерами, экспертами, разработчиками extensions. Я не думаю, что умрет JIRA, но я бы хотел видеть больше реальных планов и роудмапов от Atlassian, чтобы правильно строить и свой экспертный бизнес и чтобы потом мне не было неловко за мои рекомендации моим клиентам.

Автор статьи — эксперт по цифровой трансформации (ITIL, Agile, Atlassian) в компании Polontech LLC.

Версия для печати