В условиях задержек с поставками и дефицита чипов все большее число компаний прибегают к их разработке собственными силами. Стоят ли риски таких усилий, обсуждают опрошенные порталом Information Week эксперты.

Apple, Amazon, Facebook, Tesla, Ford, General Motors и все большее число других компаний отказываются от услуг полупроводниковых фирм и начинают разработку чипов своими силами.

«В уходящем году многие крупнейшие технологические корпорации мира столкнулись с проблемой отставания поставок полупроводниковых деталей от постоянно растущего спроса на их продукцию», — отмечает Марк Боллинджер, главный специалист по глобализации компании Smith, независимого глобального дистрибьютора полупроводников и электронных компонентов. Понятно, что многие не хотят снова оказаться в такой ситуации.

Существует множество причин, по которым предприятие, не относящееся к полупроводниковой промышленности, может принять решение о создании собственных чипов, включая устойчивость цепочки поставок и контроль над интеллектуальной собственностью. «Компании обнаруживают, что правильный баланс аппаратного и программного обеспечения может быть дифференциатором, что обычно означает, что они не могут использовать то же самое коммерческое решение, которое используется всеми остальными в их отраслевом сегменте, — объясняет Шив Таскер, глобальный руководитель отдела полупроводников и электроники инженерно-консалтинговой компании Capgemini Engineering. — Организации хотят подражать лидерам рынка, которые, разрабатывая собственные чипы и большую часть софта для чипов, могут в большей степени управлять дифференциацией своей продукции и бренда, пользовательским опытом и цепочкой поставок, что часто дает им огромное преимущество над конкурентами».

Смена точки зрения

В течение десятилетий чипы рассматривались как нечто, приобретаемое у внешнего производителя полупроводников, и большинство компаний в самых разных областях даже не рассматривали возможность разработки собственных чипов — ни как потребность, ни как возможность. «Многие не думали об инновациях на уровне микросхем как о критическом факторе успеха или даже генераторе ценности для своего бизнеса», — говорит Таскер. Сегодня, после появления многочисленных историй успеха собственных инноваций в области чипов, охватывающих широкий спектр отраслей, компании открывают для себя бизнес-ценность, присущую разработке собственных чипов. «Эти инновации на уровне чипов, при их использовании для дифференциации продуктов или услуг, создания потребительского суперопыта или повышения производительности, могут обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, которое может значительно превзойти первоначальные инвестиции и необходимые обязательства», — отмечает он.

До последнего года или около того только крупные корпорации в нескольких специфических отраслях, таких как бытовая электроника, телекоммуникации и игровая индустрия, могли оправдать инвестиции в разработку чипов. «Это стоит десятки миллионов долларов, занимает от 18 до 30 месяцев и требует специальных знаний и инструментов, — говорит Таскер. — Риск велик, и компаниям необходимо сделать все правильно не только в плане функциональности, но и в плане прогнозирования объемов и размещения заказов, особенно в период непредсказуемости производственных мощностей».

Многочисленные преимущества

Выпуская собственные чипы, производители могут получить бóльшую автономию от поставщиков полупроводников и самостоятельность. «У предприятий также появляется возможность направлять инновации и дизайн чипов в русло своих конкретных технологических продуктов», — говорит Боллинджер.

Если не принимать во внимание проблемы цепочки поставок, то для многих производителей главная привлекательность собственных чипов заключается в возможности создавать заказные чипы, соответствующие их конкретным требованиям. «Это дает им больше контроля над интеграцией программного и аппаратного обеспечения, а также отличает их от конкурентов за счет повышения производительности и энергоэффективности, что может быть невозможно при использовании типовых чипов», — объясняет Сайед Алам, руководитель отдела полупроводников Accenture.

Стоимость является основным барьером, не позволяющим многим производителям использовать собственные чипы. «Это требует создания команды разработчиков, а также инвестиций в НИОКР, что могут позволить себе только крупные компании с большей финансовой гибкостью», — говорит Алам.

Время до начала выпуска — еще один важный и часто обескураживающий фактор. Создание команды экспертов по разработке чипов, а затем проектирование, создание прототипа и тестирование технологии чипа — дорогостоящий процесс, который часто занимает годы. «Для компаний, только начинающих разрабатывать микросхемы, окупаемость инвестиций, достигаемая за счет монетизации дифференциации, проникновения на новые рынки, установления более высоких цен или производства в бóльших объемах, является рискованной игрой, — говорит Таскер. — Из-за этого они обычно не экспериментируют в этой области».

При создании узкоспециализированных чипов производители должны учитывать затраты и время, необходимые для производства их достаточного количества. Фирмы также должны учитывать риск перепроизводства. «Без широкого рынка для своих чипов непредвиденные изменения спроса на конечный продукт компании могут привести к тому, что ее специализированные чипы окажутся невостребованными и устареют», — предупреждает Боллинджер.

Что в итоге

Предприятия, принимающие решение о разработке чипов собственными силами, обычно делают это только после тщательного рассмотрения преимуществ, оценки рисков, принятия стоимостных компромиссов и подтверждения намерения придерживаться намеченного курса. «Разработка микросхем — занятие не для слабонервных и не для людей со скромными финансами», — считает Таскер.