В апреле-мае количество запросов на ИТ-сервисные услуги TEGRUS увеличилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в четыре раза. Компания прогнозирует рост спроса на интеграторские услуги в два раза к концу 2022 г., когда заказчики развернут проекты по миграции своих ИТ-инфраструктур на российские решения. Об этом во время майской партнерской конференции TEGRUS «ИТ-инфраструктура новой реальности 2022» нам рассказал генеральный менеджер компании Максим Маковский.

Он также сообщил, что клиентами TEGRUS являются около тысячи заказчиков из различных отраслей, а сама компания неоднократно занимала почетные места в различных отраслевых рейтингах. Так например, в марте этого года она вошла в число победителей рейтинга «25 лучших российских системных интеграторов».

В настоящее время распределение выручки компании по отраслям выглядит так: финансы — 18%, госсектор — 18%, промышленные предприятия — 17%, телеком — 14%, торговля — 12%, ТЭК — 7%, другие отрасли — 14%.

Технический директор TEGRUS Владимир Бочкарев обратил внимание на то, что компания предоставляет своим заказчикам очень широкий спектр ИТ-сервисных и интеграторских услуг. При этом в качестве ключевых сфер деятельности он назвал следующие области:

  • информационная безопасность;
  • инженерная инфраструктура зданий и ЦОДов;
  • мультимедийные решения;
  • вычислительная инфраструктура;
  • системы связи и передачи данных.

Особенности текущего момента Владимир Бочкарев охарактеризовал так: «У большинства наших заказчиков сильно сузился горизонт планирования — до 3-6 месяцев. Причина проста — ситуация волатильная, и все очень быстро меняется. К этому необходимо добавить катастрофическую нехватку оборудования, сбои в работе каналов доставки этого оборудования, жесткие требования регуляторов, нехватку квалифицированных ИТ-кадров. Все это вызывает новый уровень рисков».

Он отметил, что в нынешних условиях задачи ИТ-департаментов радикально изменились. В прошлом году задачи перед интегратором стояли следующие:

  • модернизация инфраструктуры;
  • внедрение аналитических систем;
  • поиск и внедрение более эффективных ERP/CRM/SCM/HCM/EPM;
  • миграция части систем в облако;
  • апробация российских решений для импортозамещения.

Теперь же фокус кардинально сместился и список задач выглядит таким образом:

  • обеспечения защиты средствами ИБ;
  • пересмотр стандартов ИТ-инфраструктуры с точки зрения «железа» и системного софта;
  • проведение импортозамещения там, где это необходимо и целесообразно;
  • миграция обратно из облака.

В будущее технический директор TEGRUS смотрит с определенным оптимизмом. Да, под влиянием известных событий некоторые поставщики ПО и ИТ-оборудования, с которыми работала компания, либо совсем ушли из России, либо временно приостановили свою деятельность. Однако продукции многих из них у компании есть замена.

Варианты замены элементов инженерной инфраструктуры зданий и ЦОДов. Источник: TEGRUS, май 2022 г.

Сегодня информационная безопасность — главный фокус внимания большинства заказчиков

Руководитель дивизиона информационной безопасности TEGRUS Кирилл Уголев обратил внимание на то, что за последнее время существенно подешевели как вредоносное ПО, так и услуги киберпреступников. При этом крупные хакерские группы прямо заявили об открытой войне России. Уязвимость цифровых ресурсов крупных государственных компаний и СМИ показали массовые хакерские атаки февраля-марта. Злоумышленники атаковали несколько федеральных ведомств, в том числе ФСИН, ФАС, Росстат, Минкульт, ФСПП, а также сайты РЖД, «Коммерсанта», «Известий» и других изданий.

Кирилл Уголев также отметил серьезные изменения законодательства РФ в области ИБ. Так, например, Минцифры утвердило приказ от 10.03.2022 № 186. В нем, в частности, рекомендуется обеспечить на постоянной основе реализацию организационно-технических мер, предусмотренных нормативными правовыми актами, а также методическими рекомендациями, письмами и иными документами ФСБ и ФСТЭК. И провести мероприятия, предусмотренные договорами на оказание услуг по повышению уровня ИБ, заключенными с экспертными организациями в сфере обеспечения ИБ.

А ещё существует указ президента РФ от 30.03.2022 № 166. Согласно ему с 31 марта текущего года российским заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с 223-ФЗ, запрещается (без согласования с ФОИВ, уполномоченным правительством), приобретать иностранное ПО, в том числе и в составе программно-аппаратных комплексов для использования на значимых объектах КИИ. В дополнение к этому, с 1 января 2025 г. органам государственной власти и заказчикам запрещается использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ. Таким образом, у указанных организаций есть менее трёх лет для формирования и реализации планов по импортозамещению.

Упомянул Кирилл Уголев и указ президента РФ от 01.05.2022 № 250, согласно которому на должностное лицо уровня заместителя руководителя организации нужно возложить полномочия, а на самого руководителя — персональную ответственность за обеспечение ИБ. Кроме того, необходимо создать структурное подразделение, ответственное за обеспечение ИБ, либо возложить такие функции на уже существующее подразделение. с 1 января 2025 г. органам (организациям) запрещается использовать средства защиты информации, странами происхождения которых недружественные государства. А ещё необходимо провести инвентаризацию договоров с подрядными организациями, оказывающими ИБ-услуги, т. к. для таких мероприятий нужно привлекать исключительно организации, имеющие соответствующие лицензии.

В области ИБ Кирилл Уголев выделил четыре первоочередные задачи, которые сейчас решают заказчики TEGRUS:

  1. Замена (миграция) на решения, связанные с сетевой защитой периметра.
  2. Замена решения по защите от вредоносного кода.
  3. Замена решения класса SIEM.
  4. Замена решений класса DLP/PAM.
  5. Решаются задачи с обеспечением нормативной составляющей безопасности. Ведется разработка организационно-распорядительных документов в сфере ИБ, положений для подразделений по обеспечению информационной безопасности, описание и документирование критичных бизнес-процессов.

Отметим также, что во время своей партнерской конференции TEGRUS представила свой новый «Партнерский сервис», который призван обеспечить непрерывность работы и стабильность функционирования ИТ-инфраструктуры заказчиков в формате 24/7.