Рынок программного обеспечения России сейчас находится в режиме перестройки — российские продукты постепенно приходят на смену западным, и этот переход дается не так просто. Рассмотрим, в каком направлении движется отечественный рынок, и какие трудности мы только учимся преодолевать.

Цифры на сегодня: реальность и прогнозы

  • Согласно Tadviser, по итогам 2021 года российский ИТ-рынок (включая оборудование и софт) вырос примерно на 20%, суммарно он превысил 2 трлн. руб.
  • По данным АРПП «Отечественный софт», с марта по апрель 2022 года зарегистрирован рост спроса на российское ПО в 10 раз.
  • По данным Минцифры (от июня 2022 года), спрос на продукты российских разработчиков с конца февраля вырос на 300%.
  • Согласно CNews Analytics, в первом полугодии 2022 года на 21,6% выросла выручка крупнейших российских разработчиков (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года).
  • Notamedia наблюдает рост спроса на заказную разработку на уровне 50%. По прогнозам на 2023 год, спрос вырастет до 300-500% от прошлогоднего.

Есть спрос, есть предложение, НО

Предложение на рынке имеется и расширяется с каждым днем. По данным официального реестра отечественного ПО, сейчас зарегистрировано более 14,4 тысяч решений от 4,6 тысяч правообладателей.

Но эти продукты неравномерно распределены по сегментам. В этом дисбалансе как раз и кроются точки роста, а также потенциально проблемные зоны ближайших пяти лет:

  • Корпоративное ПО: CRM-системы, ERP/ERM-системы, системы электронного документооборота (СЭД/ЭДО), HRM, решения в области BI — по нашим оценкам рынок заполнен на 57%.
  • Базовое ПО: операционные системы, базы данных — рынок располагает 50+ известными и жизнеспособными продуктами, но из отечественного ПО только 20-30% совместимы с этими ОС.
  • Облачные технологии: прогнозируется рост на 30-40%.
  • Отраслевое и специализированное ПО — обеспечение рынка на уровне 20%.
  • Защита информации — обеспечение рынка 95%.

Отказ от привычного

Несмотря на позитивные тенденции, большое влияние на рынок сейчас оказывает уход западных компаний, продукты которых все привыкли использовать. Конечно, всё можно заместить, но это всегда вопрос времени и ресурсов.

В некоторой мере облегчили ситуацию государственные программы по импортозамещению и информационной безопасности:

  • Российские ИТ-компании могут взять кредит по льготной ставке до 3%, не обязаны платить налог на прибыль, а также освобождены от проверок контролирующих организаций.
  • Сотрудники отрасли могут получить отсрочку от армии и ипотеку по сниженной ставке.
  • Ускоренный перевод на отечественное ПО объектов критической информационной инфраструктуры (банков, транспорта, связи и здравоохранения).

Сейчас время возможностей — после ухода зарубежных компаний во многих нишах образовались пробелы. Те разработчики, которые их займут, будут в выигрыше. Вот несколько направлений, в которых идёт стремительный переход на отечественное ПО:

  • ERP-решения SAP, Oracle, Microsoft Dynamics — по данным опроса, 64% респондентов рассматривают «1C» как полноценную альтернативу, Галактика (13%), Парус (13%).
  • CRM-системы Salesforce, Zoho, HubSpot, Creatio CRM — заменяют на CRM Битрикс24, amoCRM, Мегаплан и др.
  • BI-системы MS Power BI, Qlik Sense, Tableau, Oracle BI, SAS BI, SAP BO — заменяют на Visiology, Procest и др.
  • Корпоративные хранилища данных MS SQL Server, Oracle DB, SAP Hana и др. — заменяют на Arenadata, PostgreSQL или ClickHouse.

Где мы не дотягиваем и куда стоит вложиться

Незаполненными пока остаются рынки нишевых и отраслевых программ, где зарубежные программы де-факто стали стандартом рынка, например:

  • AutoCAD — трёхмерное моделирование и промышленное проектирование (КОМПАС-формат файлов часто не подходит для станков и оборудования).
  • Final Cut и Adobe Premiere — видеомонтаж и продакшн.
  • Почти весь телеком-софт, работающий на решениях Cisco.

Также наиболее востребованные ниши сегодня — информационная безопасность, разработка облачного ПО и систем управления базами данных, софта в области аналитики больших данных, приложений, цифровых двойников, VR и AR.

Проблемы в импортозамещении

Отсутствие необходимых отечественных программ — не единственная проблема рынка. Практически любое импортное решение можно заменить, но не каждое из них можно «подружить» с имеющейся у компании ИТ-архитектурой.

Так как для многих предприятий внутренние системы являются ядром, от которого зависит ведение бизнеса, придется полностью замещать привычные инструменты (даже если перспективы не кажутся привлекательными). Это необходимо хотя бы в целях безопасности (даже если поставщик не собирается уходить с рынка РФ).

Основные проблемы при переходе на отечественный софт:

  • Недостаток ресурса: бюджет на 2022 год компании формировали в конце прошлого года и не могли учесть современный сценарий. Компании пересматривают структуру финансирования и перераспределяют ресурсы (порой в ущерб прибыли) в пользу обновления ИТ-инфраструктуры. Часть предприятий наращивают собственный штат специалистов, часть — решают задачи за счет аутсорсинга/аутстафинга по модели XaaS («все как услуга»): от консалтинга и аудита до заказной разработки, управления архитектурой и активами.
  • Необходимость переучивать сотрудников на работу по новым стандартам с новым ПО. Часть предприятий стараются минимизировать кадровую нагрузку и стремятся использовать сервисную модель, передавая задачи подрядчикам вместо найма штатных специалистов. Например, государственные заказчики и частные компании используют интеграторов как digital-проводников, которые разрабатывают стратегию перехода и обеспечивают весь процесс: от разработки и внедрения — до обучения и сопровождения отделов при работе с системами.
  • Отсутствие необходимых бизнес-функций в российских программах создаёт неудобства при миграции. Определённая часть вендоров, несомненно, подготовилась заранее к ситуации, и их API полностью соответствовал или повторял интерфейсы замещаемого ПО (например, системы управления рассылками или облачные аналоги AWS). Но таких, к сожалению или к счастью, небольшой процент, поэтому работы для интеграторов прибавилось, так как именно они берут на себя вопросы встраивания решений в инфраструктуру клиентов. Несомненно, помощь и поддержка от вендоров присутствует, однако не все могут оперативно пересобрать свои бэклоги под меняющуюся конъюнктуру.
  • ИТ-отделам приходится решать в разы больше задач, нанимать новых людей при дефиците квалифицированных специалистов и незапланированных тратах.

С точки зрения поставщиков ПО одной из проблем стало отсутствие позиционирования и недостаток маркетинговой поддержки. Отечественные решения в качестве могут не уступать зарубежным, однако клиенты просто их не знают. Этот пробел помогут восполнить усилия вендоров с финансовой поддержкой государства.

Перспектива рынка

Уход западных компаний, экономическая нестабильность, сокращение поставок оборудования и комплектующих, а также курсовая волатильность приводят к спаду. Параллельно наблюдается рост спроса и выручки отечественных компаний.

Мы ожидаем, что по итогам 2022 года российский рынок ИТ сократится не менее чем на 15%. Несмотря на рост спроса на освободившемся рынке, факторы, тормозящие переход на российское ПО, играют свою роль. До полного импортозамещения еще предстоит путь в несколько лет.

Сергей Ковтун, генеральный директор Notamedia.Integrator