Международные новости

 

Японские производители ПК высаживались на наши берега и раньше, но без особого успеха. Теперь они готовятся к большому походу. Это серьезно

 

Сильный шторм обрушился на побережье.

Неосторожных американских

производителей ПК унесло в море.

Нет, это вовсе не вопли желтой газетенки, а попытка представить, какими будут новости завтра. Прямо сейчас самые влиятельные и богатые производители компьютеров из Японии уже готовы перейти вам дорогу, имея в арсенале массу новых продуктов, значительные бюджеты и опытных американских менеджеров.    

Всплеск: это вторжение так опасно потому, что

японцы сделали вывод из своих ошибок и теперь

лучше разбирабтся в американском рынке

Недавно организованная корпорация Hitachi PC (Сан-Хосе, шт. Калифорния) планирует этой весной начать производство предназначенных для бизнеса систем с интегрированными коммуникационными функциями. В апреле корпорация Fujitsu PC, еще один новосел Кремниевой Долины, выйдет на рынок с семейством производимых в Америке блокнотных ПК на основе Pentium. K концу этого года корпорация Sony благодаря только что заключенному с Intel договору о партнерстве представит мультимедийный персональный компьютер. Не забудьте о Toshiba, NEC, Sharp и Panasonic. Все эти компании активно и весьма успешно расширяют свои операции в США. Свидетельство этому  -  появление NEC в 1995 году в десятке крупнейших производителей ПК и принадлежащие Toshiba 20% американского рынка блокнотных ПК.

Тем не менее местный рынок до сих пор реагировал на всю эту деятельность весьма лениво, и не без оснований. За последние десять лет японские фирмы, за исключением Toshiba, сумели захватить и удерживают на рынке ПК в США среднюю позицию. Так почему же нельзя считать, что последний всплеск на рынке  -  опять "много шума из ничего"?

Во-первых, рынок изменяется. "Взгляните, кто контролировал рынок в конце 80-х,  -  сказал Брюс Стивен, аналитик корпорации IDC.  -  Тогда рынком руководил бизнес, теперь  -  потребитель". Японцы ввели вертикальную интеграцию, чтобы создать укороченный цикл потребительских продуктов. "У них хорошая позиция, чтобы поднять общий уровень компьютерных устройств нового поколения. Как вы думаете, компания типа IBM способна на это?  -  спрашивает Стивен.  -  Нет".

Провинциалы. Во-вторых, японцы  -  и новички, и ветераны  -  стали более сообразительными в вопросах местной рыночной политики и в том, кто должен ее делать. Вместо того чтобы попытаться сделать все для всех, они ориентируются на конкретного клиента и тщательно выбирают партнеров по распространению. Более того, японские фирмы усвоили одну простую вещь  -  если вы хотите что-то значить в Соединенных Штатах, надо там и жить. Поэтому они активнее, чем когда-либо, начали создавать местные филиалы, способные работать во всех областях  -  от продаж до исследований и разработки и даже производства. А кто ими руководит? Армия опытных, облеченных властью американских менеджеров.

Чтобы сделать угрозу еще серьезнее, японцы намекают, что их планы простираются гораздо дальше. "Мы собираемся продавать продукты других типов,  -  сказал Грег Чемберз, вице-президент фирмы Fujitsu PC по маркетингу.  -  Это могут быть ПК или что-нибудь другое  -  у Fujitsu большие возможности". И не только в технологии. Вторжение Fujitsu на американский рынок ПК будет сопровождаться рекламной кампанией ценой в 20 млн. долл. Однако настоящего потрясения следует ждать от команды Sony-Intel. "Их взаимоотношения полностью завладели моим вниманием,  -  отметила аналитик фирмы T.Rowe Price Лиз Байер.  -  Потенциал здесь огромен, особенно если все кончится созданием какого-нибудь устройства типа потребительского ПК". Алан Буш, бывший исполнительный директор Computer City и давний наблюдатель потребительского рынка, согласен с ней: "Не упускайте из виду, что компании типа Sony знают, как производить продукты, разрабатывать рынок, выставить продукт на продажу и заставить потребителей им восхищаться".

В общем, аналитик Брюс Стивен не преуменьшает угрозы надвигающегося цунами. Он уверен, что она дорого обойдется американским производителям ПК. "Приходится признать, что в следующие 3 - 5 лет одному-двум японским производителям удастся прорваться,  -  предупреждает он.  -  Определенно, некоторых они просто выпихнут".

Самосознание. Японские производители, несмотря на все попытки принизить значение последней вспышки активности, прекрасно понимают, какие перед ними открываются возможности. "Эти компании знают, в чем их сила и что сейчас есть реальный шанс ее увеличить",  -  сказал Фил Абрамс, бывший руководитель Kodak, а ныне директор нового мультимедийного центра фирмы Sharp Electronic в Кэймусе (шт. Вашингтон). Он знает, что говорит. Руководимая им группа отвечает за изучение вопроса, как заставить все технологии Sharp  -  микроволновые печи, пылесосы, телевизоры и беспроводные телефоны  -  работать вместе. Предложения группы немедленно передаются в японскую штаб-квартиру Sharp, а затем  -  в центры по исследованиям и разработкам. "Мы играемся с чем-то вроде мультимедийных микроволновых печей",  -  шутит Абрамс.

И если мультимедийная СВЧ-печь  -  просто шутка, то блокнотный компьютер с возможностями телевизора и портативного телефона  -  вовсе нет. В том, что касается интеграции различных технологий, Япония  -  лидер. Но за счет одной только технологии лидером на рынке не станешь. В противном случае Sony уже могла бы быть на рынке ПК не новичком, а лидером. Ей хотелось бы убедить всех, что недавнее объявление о создании совместного предприятия с Intel  -  первое ее выступление на американском рынке ПК, но это не так. В середине 80-х Sony выпустила ПК, несколько лет спустя  -  рабочую станцию. Несмотря на то, что все признавали за ними присутствие хорошей технологии, оба проекта провалились. Нечто подобное случилось и с NEC. Будучи пионером в области интеграции компьютерных и коммуникационных устройств, NEC выпустила в прошлом году стильный телеприемник, который можно подключить к блокнотному ПК. Вы ничего о нем не слышали? Не вы одни.

Плохой прием, оказанный телеприемнику NEC и рабочей станции Sony,  -  классический пример неудач, преследующих японских производителей ПК на американском рынке, превратившемся для них в "черную дыру". Один из бывших руководителей фирмы Toshiba America видит причину этих неудач в том, что японцы долго не могли передать бразды правления высокопоставленным американским менеджерам. Он сказал следующее: "Мы не могли быстро реагировать на изменения рынка, находясь там, где были". Toshiba, не справившись с рынком в конце 80-х, сделала соответствующие выводы  -  в 1992 взяла на работу влиятельных американских менеджеров и дала им возможность разработать свою маркетинговую и торговую стратегию для рынков США, а затем контролировать ее реализацию. В Toshiba America японские менеджеры никуда не исчезли  -  они просто стараются, чтобы их стиль руководства больше соответствовал американскому.

Пример Toshiba произвел глубокое впечатление на ее конкурентов. Кенхиро Нитто, председатель и исполнительный директор NEC Technologies, цитируя одного из своих руководителей, сказал: "Что касается компьютерной индустрии США, то здесь управлять должны американцы. Японцы никогда не смогут делать это из Японии".

Хотя Нитто утверждает, что философия NEC всегда была такова, по словам сотрудников фирмы, компания начала придерживаться ее совсем недавно. Как отметил Марк Ихиро, живущий в США вице-президент Hitachi по маркетингу: "Каждый из наших крупных руководителей работал на рынке США десять лет или более... здесь руководим мы".

Американские менеджеры этих компаний твердо сходятся во мнении, что их фирмы усвоили уроки и не повторят ошибок 80-х и начала 90-х годов. Уэс Ричардс, президент службы распространения фирмы MicroAge Computer Centers (Темпе, шт. Аризона), тоже полагает, что японские производители нашли правильный путь. "Они не стараются сбить розничные цены или насытить рынок". Ричардс приводит в качестве примера Panasonic. Компания полностью изменила свою торговую стратегию  -  и дело пошло. Panasonic, скорее всего, станет одним из ведущих поставщиков MicroAge. Единственная серьезная проблема, которую ставят перед MicroAge три крупных японских производителя (среди них также присутствуют Toshiba и NEC),  -  их неспособность осуществлять поставки вовремя. "По Toshiba,  -  отметил Ричардс,  -  у нас числится задержка товара в 4 - 5 месяцев".

Завоевать симпатии американских реселлеров типа Ричардса  -  возможно, самая сложная и самая важная задача японцев в их новых попытках пробраться на американский рынок. Более 70% всей ПК-продукции в этой области проходит по непрямым каналам продаж. Залог их успеха, по словам Ричардса, в том, как они сумеют поставить себя на этом рынке. "Компании типа Hitachi  -  сила в отрасли, и с ними нужно считаться, но если они предлагают то же самое, что и другие, нам это не слишком интересно".

Хотя руководители NEC, Sharp и Hitachi стараются об этом не говорить, они твердо уверены, что смогут зарекомендовать себя в этой области. Как? Захватить лидерство в поставках интегрированных коммуникационно-компьютерных продуктов на этот рынок. Об этом сказал Джерри Бенсон, президент и руководитель административной службы NEC Technologies. "Скоро появятся продукты, которые действительно будут соответствовать обещанной интеграции",  -  обещает он. С ним согласен аналитик фирмы Dataquest Кимболл Браун: "Несомненно, имеет смысл поторопиться с обеспечением интеграции, и они готовы потратить столько, сколько нужно, чтобы захватить часть рынка". Однако Бенсон отказался назвать сумму, выделенную сейчас NEC на исследования и разработки. Если 20 млн. долл., предназначенные Fujitsu в 1996 году на рекламную кампанию в США, о чем-то говорят, то речь может идти о "целой Фудзияме" денег.

Техника выживания. Не забывайте  -  для японцев этот рывок значит больше, чем захват доли рынка. Это почти вопрос выживания. NEC, в течение долгих лет бесспорный лидер на родине, в прошлом году потеряла 7% доли на японском рынке, в то время как Fujitsu удвоила ее. Для этих двух производителей американский рынок  -  просто новое поле битвы. Даже если они решат остаться дома, то все же не смогут не реагировать на постоянные удары, которые им наносят на международном рынке агрессивные американские компании типа Compaq, Apple и IBM.

Разумеется, есть масса проблем, которые придется решить японским производителям,  -  создание мощных сетей послепродажного обслуживания, поддержка отношений с клиентами и партнерами-дистрибьюторами. И, конечно, нельзя забывать о том, что все эти компании действуют одновременно и именно в той области рынка, рост которой, по большинству предположений, должен очень резко замедлиться. Несмотря на это, работающие на японцев американские менеджеры, например вице-президент Panasonic Джон Мини, уверены, что их заморские боссы пришли надолго: "Они на самом деле никогда и не уходили... Они могут вернуться к производству комплексного оборудования или сфокусироваться на другой сфере, но будут возвращаться, пока не сумеют стать конкурентоспособными". Они, как волны прибоя, говорит Мини, будут приходить опять и опять.

 

ХОЛЛИ ХАББАРД ПРЕСТОН  -  независимый писатель из Пало-Альто (шт. Калифорния).

 

ПРОСТО ШУТКА?

 

"Сейчас мы играемся с чем-то вроде мультимедийной микроволновой печи", - сказал Абрамс из фирмы Sharp

Версия для печати