СТРАТЕГИИ В наши дни внутренние корпоративные сети возникают практически в каждой компании, внося путаницу в старые способы коммуникаций.

 

Отделы информационных систем должны найти путь к упорядочению хаоса

 

Конни Делетис считает, что он чувствует, когда приходит пора перемен. И сейчас вице-президент по информационным системам корпорации National Semiconductor собирается погрузиться с головой в такой бурный поток. Что же им движет?  -  Желание почти всех его пользователей иметь доступ к внутрикорпоративным данным, документам и приложениям через Internet.

 

“Это в корне изменит способы управления информацией и ее распределения как внутри, так и за пределами компании,  -  сказал Делетис.  -  Мы в отделе информационных систем пытаемся удержаться на гребне волны, но порой, похоже, все-таки скатываемся с него”.

 

Это неудивительно. В прошлом году все деловые подразделения этой компании с капиталом 2,4 млрд. долл., производящей микросхемы, решили одновременно организовать свои отдельные станции World-Wide Web. Число внутренних серверов Web, поддерживающих так называемые приложения “внутрикорпоративной Internet”, выросло примерно до 100. На них есть все  -  от нового меню в кафе компании до вакансий и информации о выплатах и премиях.

 

National Semiconductor не одинока. Около половины всех крупных компаний, обследованных за последнее время специалистами Технического университета шт. Джорджия (Georgia Tech University), активно развивают приложения внутрикорпоративных сетей. По данным фирмы Zona Research (Редвуд-Сити, шт. Калифорния), затраты на серверы для приложений “внутрикорпоративных Internet” возрастут с 1,63 млрд. долл. в этом году до 7,83 млрд. долл. в 1998 г.

 

В наши дни для многих компаний доступ в Internet стал наряду с телефоном обычным деловым инструментом. К примеру, фармацевтическая компания Eli Lily and Co. затратила свыше 600 000 долл., чтобы обеспечить к середине будущего года 26 000 своих сотрудников счетами и ПО в Internet, а также на разработку приложения внутренней корпоративной сети. Одно из этих приложений обеспечит исследовательским подразделениям компании непосредственный доступ к данным об исследованиях диабета за последние четыре года. Bell Atlantic, где на сегодняшний день у 20 000 пользователей есть системы просмотра Web, планирует к концу года иметь 40 000 таких систем.

 

“Мы считаем, что в будущем Internet и Web станут нашими обычными средствами коммуникаций”,  -  сказал Ральф Сцигенда, менеджер по информатизации в Bell Atlantic.

 

Внимание к Internet-приложениям легко объяснить. Распространение информации через общественную сеть потенциально намного дешевле, чем через многочисленные частные локальные и глобальные сети. Но более важно то, что на первых порах Web предоставляет компаниям возможность создать единую стандартную платформу, которую даже в самой крупной транснациональной компании можно будет использовать для доступа к данным, обмена ими и в будущем для совершения сделок и связи с партнерами и клиентами вне компании.

 

“Мы годами пытались достичь стандартного уровня представления данных, но сделать это было достаточно трудно”,  -  отметил Сцигенда. Сейчас, когда практически каждый в компании уже имеет программу просмотра типа Netscape Navigator, оказалось, что эта проблема легко решается с помощью удобного интерфейса и общедоступной информации.

 

До сих пор многие менеджеры по информационным технологиям проводили политику невмешательства по отношению к так называемым приложениям “внутрикорпоративных Internet”, предоставив отделам и подразделениям самим организовывать свои станции Web и решать, какую информацию на них разместить. Убедив всех в необходимости брандмауэров для защиты внутрикорпоративных сетей от внешней угрозы, менеджеры сделали большое дело. Однако они пока еще не в состоянии контролировать построение приложений сети или их содержание.

 

“Сейчас пока все находится в стадии становления, мы предоставляем пользователям возможность учиться на практике”,  -  сказала Цинтия Хабард Спэнглер, вице-президент по системам управления компании Federal Express (Мемфис, шт. Теннесси).  -  Мы не хотим сейчас создавать слишком много норм и ограничений и тем самым лишать людей возможности учиться”.

 

Тем не менее политике невмешательства в таких компаниях, как National Semiconductor и Federal Express, видимо, скоро придет конец, и прежде всего потому, что многие из них необычайно быстро переходят от использования серверов внутренних сетей для делопроизводства и передачи документов к реальному обеспечению онлайнового интерактивного доступа на основе Web к приложениям для их основной деятельности. К примеру, компания по коммунальным услугам Ontario Hydro (Торонто) планирует создать приложение непрерывного действия для заказов и торговли энергией на основе Internet, которое позволит следить за информацией о финансовых и производственных процессах посредством ряда приложений, включая SAP. Как сообщил

 

Пол Курчина, менеджер по деловой информации, эти данные можно использовать для составления заявок и продаж энергии сначала торговым подразделениям внутри Hydro Ontario, а затем внешним фирмам.

 

Поставщики ПО стараются ускорить осуществление подобных проектов, обеспечивая доступ к Internet ориентированным на транзакции приложений предприятиям. Такие поставщики приложений, как SAP, Oracle и Computron Software, сообщили, что планируют включить в свои системы поддержку с языков HTML, Java и Visual Basic Script. Недавно Oracle объявила о доступе через Internet к новой базе данных Universal Database. Поставщики онлайнового аналитического ПО, такие, как Redbrick, сделали то же самое. Даже IBM объявила о появлении сервера связи Internet (Internet Connection Server) для своей операционной системы для мэйнфреймов MVS/ESA и шлюзов Web в таких подсистемах базовых транзакций, как CICS/ESA.

 

С появлением на предприятиях приложений, совместимых с Web, менеджеры по информационным технологиям начинают всерьез задумываться о новых правилах, процедурах и технологиях, которые станут необходимыми в эру Web. Как, к примеру, ограничить доступ к определенной информации, если по Internet “бродят” десятки тысяч ваших сотрудников? Должен ли каждый пользователь регистрироваться каждый раз, попадая на новую станцию Web в рамках одной и той же внутренней корпоративной сети? Какую информацию следует поместить на “внутренней Internet”, а какую  -  нет?

 

“Как только вы начинаете связывать корпоративные приложения с "внутренней Internet", круг пользователей внезапно расширяется и тут же появляется целый букет "проблем"”,  -  сказал Джим Ноулз, директор перспективной технологической фирмы Coopers & Lybrand (Эдисон, шт. Нью-Джерси).

 

Чтобы распознать эти проблемы и начать работу над ними, многие менеджеры по информационным технологиям объединяются в группы планирования высокого уровня. Например, Делетис из National Semiconductor сформировал совет, в который кроме него вошли вице-президент по маркетингу и вице-президент по полупроводниковой инженерии. “Мы задаем себе такие вопросы: надо ли нам разрабатывать единый дизайн для всех станиц Web, чтобы при работе с ними пользователи ощущали себя одинаково комфортно, и какие новые технологии нам понадобятся?”  -  сказал он.

 

Как и Делетис, другие менеджеры по информационным технологиям далеки от ответа на эти вопросы. Однако они уже начали решать некоторые общие проблемы. Среди них такие, как:

 

Доступ к данным и управление ими. В отличие от традиционных приложений Web-приложения основаны на доступе пользователя к информации в нужное ему время и в нужном месте. “Эта модель основана на принципе "возьми" в отличие от модели "дай",  -  заметил Роберт Уокер, менеджер по информатизации Hewlett-Packard, в которой уже 82 000 сотрудников подключены к "внутрикорпоративной Internet".  -  Она предлагает широкой доступ к информации тем, кому это нужно по работе”.

 

Однако такая открытая модель доступа к информации может оказаться незнакомой для некоторых менеджеров. В этом случае задача отделов информационных технологий  -  помочь им понять, что именно нужно поместить во внутрикорпоративную Internet. Курчина из Ontario Hydro считает, что отделам информационных технологий в этом случае придется заняться и маркетингом.

 

Подразделения ИТ не должны диктовать коммерческим службам, какую информацию разместить на Web и как долго ее там держать. Им следует стать консультантами и учителями для коммерческих менеджеров в других вопросах. По словам Уокера, в самом начале работы “внутренней Internet” некоторые менеджеры-инженеры начали помещать на ней конфиденциальную информацию по разработкам, не зная, что доступ к ней получат люди из других групп. “Нам пришлось им объяснить, что это  -  нечто вроде электронной доски объявлений,  -  сказал Уокер.  -  Не во всех подразделениях организации достаточно опыта и дисциплины, чтоб эффективно управлять информацией. Думаю, следует начать вкладывать деньги в людей, ответственных за управление информацией и за то, какую ее часть сделать широко доступной, а какую  -  нет”.

 

Некоторые отделы ИТ пытаются разработать и внедрить стандарты для коммерческих подразделений на тот случай, если они решат построить собственное Web-приложение.

 

Новые инструменты. Когда новая политика будет определена, отделам ИТ потребуются новые инструменты для претворения ее в жизнь. “С появлением "внутрикорпоративной Internet" число пользователей и объемы информации вырастают прямо-таки на глазах. Это, по-видимому, будет совершенно другая управленческая среда,  -  сказал Тодд Вуд, директор по консалтингу в сфере Internet компании Deloitte and Touche (Атланта).  -  Задача отделов ИТ  -  сформировать разные классы пользователей с различной степенью защиты и областью доступа и управлять ими. Это означает, что им понадобятся новые виды усложненного инструментария для директорских функций”.

 

Отделам ИТ потребуются также средства, чтобы убедить пользователей идентифицировать себя. Нынешние методы с входными паролями работать не будут, так как пользователю придется вводить пароль каждый раз при входе на новую станцию Web. Кроме этого отделам ИТ потребуется обеспечить пользователей средствами сортировки огромного количества Web-документов и данных, чтобы выделить тот информационный “самородок”, который они действительно ищут.

 

Такие средства начинают уже появляться. К примеру, Oracle недавно объявила о выпуске своего Universal Database Server, связанного с безопасным регистрационным ПО корпорации Gradient Technologies (Марлборо, шт. Массачусетс). Поставщики средств разработки для Web атаковали также и проблему законности и подлинности подписи. Корпорация Wayfarer Communications (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) сочетает пароль и личный ключ, чтобы поддерживать подлинность подписи и аутентификацию пользователя. Средства разработки и инструменты для серверов Web Business@Web (Кеймбридж, шт. Массачусетс) включают подобные функции.

 

Поставщики систем поиска и контекстной фильтрации документов тоже находят себе место в Web. National Semiconductor осуществляет поддержку фильтрующего ПО компании GrapeVine Technologies, чтобы предоставить пользователям возможность искать важные документы во “внутрикорпоративной Internet”. Еще два подобных продукта разрабатывают компании Documentum и Verity.

 

Новые информационные услуги. Обозреватели прогнозируют, что, по мере того как Web набирает силу в качестве платформы для приложений, необходимых для бизнеса, менеджерам по информационным технологиям предложат широкий ряд информационных услуг на основе Internet. “Очень скоро мы окажемся в море информационных услуг Сети, доступных в любой момент,  -  предсказывает Джеффри Баэр, главный представитель по сетевым системам фирмы Sun Microsystems. Следующей услугой будет что-нибудь вроде заранее сконфигурированной формы SAP, доступной через Сеть. Вместо того чтобы создавать и выполнять ее самому, вы сможете просто войти в нее”.

 

Некоторые поставщики ПО думают так же. Президент и главный исполнительный директор SAP America Пауль Валь полагает, что, если такие продукты, как R/3, станут доступны в Internet, провайдеры сетевых услуг начнут предлагать доступ к заранее сконфигурированным модулям SAP, ориентированным на вертикальные отраслевые группы или группы со сходными интересами. Если бы организации-пользователи могли хотя бы отчасти использовать одни схемы нумерации или другие описания данных, то, по словам Валя, изменения в метаданные и базовые записи SAP можно было бы вносить однократно в масштабах всей отрасли и через Internet они были бы доступны многим.

 

Как считает Баэр из Sun, было бы логично, если бы поставщиками таких услуг стали провайдеры сетевых услуг и телекоммуникационные компании. Телефонные компании, такие, как PacBell и AT&T, уже предпринимают шаги к тому, чтобы стать провайдерами услуг Internet. Некоторые организации, специализирующиеся на информационных технологиях, могут даже превратить свои внутренние системы в приносящие прибыль услуги на основе Web.

 

Тому уже есть отдельные примеры. Фирма Integral Solutions, поставщик средств, анализирующих степень риска в менеджменте для сферы финансовых услуг, начала продавать доступ к своим аналитическим механизмам через Web. Другая небольшая фирма  -  поставщик ПО, Strategic Concepts, создала центральную станцию Web, которую страховые компании могут использовать для связи с клиентами и торговыми агентами.

 

Имеют ли смысл такие основанные на Web информационные услуги? Сегодня многие главы отделов ИТ оценивают их весьма скептически. “Они возможны, но практично ли это?  -  сомневается Делетис.  -  В эти системы мы вкладывали деловые правила компаний. Несомненно, мы рискуем, если кто-то считает их с Web”.

 

Возврат к централизации. Многие организации видят за корпоративными приложениями, совместимыми с Web, возврат к централизации некоторых информационных ресурсов. В недавнем отчете Research Board сообщалось, что 20 из 25 обследованных компаний создают компьютерные центры и устанавливают централизованный контроль за разработкой приложений. Web становится еще одной причиной для этого: если вы пытаетесь создать единую для всей компании сеть и общий источник информации, почему бы не управлять данными централизованно, снизив при этом издержки и сложность задачи? “Web вернет нас к вычислительным системам с серверами в центре”,  -  предсказывает исполнительный вице-президент Oracle Джерри Хелд.

 

Оценка Oracle не избежала влияния ее собственных интересов. По крайней мере это принимают во внимание самые искушенные в Web менеджеры по информационным технологиям. “В нашей корпорации идут по-настоящему интересные дебаты по поводу, где хранить основную массу данных  -  на клиентах или на сервере,  -  рассказал директор по информационной стратегии фирмы Eli Lilly Эд Танстолл.  -  У нас есть несколько чудаков, которые пытаются все переделывать и считают Internet хорошим оправданием этому. Другие же не хотят, чтоб это произошло”.

 

“Внутрикорпоративная Internet” в сочетании с новыми средствами распределения ПО прежде всего предоставляет возможность управлять информацией клиентов как всеобщим активом. В Lilly на распределенных рабочих местах установлена управляющая система Microsoft. Она предоставляет центральным администраторам возможность более пристального наблюдения за тем, что находится на жестких дисках клиентов.

 

“Надежность и универсальность доступа к Internet ставит перед нами вопрос, имеем ли мы какое бы то ни было право доступа к содержимому жестких дисков сотрудников,  -  сказал Танстолл.  -  Поэтому мы должны проводить новую политику, которая даст людям понять, что все данные в их настольных компьютерах реально принадлежат компании, а не им самим”.

 

“Если менеджеры по информационным технологиям собираются вплотную заняться всеми последствиями нестабильности во "внутрикорпоративных Internet", им следует быть начеку”.  -  Таково мнение Стюарта Мэдника, преподавателя информационных технологий Технологического университета штата Массачусетс (Кеймбридж).

 

“Может показаться, что сейчас в этой области царит хаос,  -  считает он.  -  Но когда вы видите толпу, бегущую вниз по улице, лучше всего бежать чуть быстрее. Тогда, может быть, вас даже примут за лидера”.

 

ДЖЕФФ МОУД

 

Со старшим редактором Джеффом

 

Моудом можно связаться по адресу: jeff_moad@sd.com.

Версия для печати