INTERNET

Pathfinder компании Time Warner открывает незнакомые земли Web

 

"Оракулы" от Web заявляют, что самое занимательное в Pathfinder  -  это то, как корпорация Time Warner пытается превратить его в источник прибыли.

 

Пилоты Pathfinder: Брюс Джадсон и Пол Саган

Над головами менеджеров Time New Media прямо-таки свистят камни и стрелы. А pathfinder.com, флагман разрастающегося флота мультимедиа, фильмов, телевидения, музыки и издательского дела корпорации Time Warner,  -  заманчивая мишень. Например, лавируя среди Web-страниц People and Sports Illustrated и Warner Bros. Records, ощущаешь себя прикованным к цифровой версии фильма "Twister". (Правда, в отличие от старого фильма, Pathfinder через несколько недель выйдет уже в своей четвертой версии.)

И еще один повод для критики: широко известные торговые марки Time Warners "погребены" под ярлыком Pathfinder, который навесили более чем на 90 продуктов.

 

Тем не менее вот уже 20 месяцев руководители проекта Pathfinder уверены, что занимаются очень хорошим делом, хотя оно еще не приносит прибыли. Это происходит потому, что в любом успешном начинании главное  -  создать спрос. Компания сообщает, что Pathfinder побуждает людей просматривать более 1 миллиона страниц гипертекста в день. Эта цифра, несомненно, означает первое место среди непорнографических узлов World-Wide Web с оригинальным содержанием.

 

Несмотря на неуемный интерес потребителей, многие эксперты по Web оценивают Pathfinder не слишком высоко. Вы, возможно, удивлены: каким образом медиа-компании в Web могут стать моделью для вашего бизнеса? Но если ваша компания только вступает в мир электронной коммерции и высшее руководство просит вас или ваш отдел информационных технологий помочь создать имидж компании, опыт Time Warners может оказаться ценным. Pathfinder  -  не что иное, как роскошный эксперимент в сфере электронной коммерции, продаж по каталогам, рекламы торговых марок в Web и  -  о чем чаще всего забывают, но что является, возможно, наибольшим достижением в области информационных технологий  -  управления узлами Web.

 

По сообщениям различных источников, "эксперимент" Pathfinder обходится Time Warner ежегодно в 13 млн. долл. (Представители самой компании отказались сообщить точную сумму.) В 1995 г. компания подсчитала, что поступления от рекламы составили около 2 млн. долл., в этом году их ожидается как минимум вдвое больше. Кроме того, компания недавно заключила эксклюзивную лицензионную сделку с CompuServe, которая, предположительно, будет приносить несколько миллионов долларов ежегодно. В конце лета пользователям будет предложен по подписке "персонализированный" Pathfinder. И все же всего этого недостаточно для того, чтобы проект надолго стал прибыльным.

 

Хотя один из руководителей корпорации Time Warner назвал электронную коммерцию "черной дырой", Pathfinder, видимо, становится перспективным проектом компании. Пол Саган, президент и редактор Time New Media, считает, что серьезную прибыль следует ожидать через пять-семь лет.

 

Чтобы оценить масштабы сегодняшней "Web’ономики", сравним размеры рынка в Web (Саган оценивает его от 5 до 10 миллионов пользователей) с рынком кабельного телевидения (65 миллионов зрителей) или числом подписчиков печатной продукции Time Warner (50 миллионов). По поводу Web Саган сказал: "Пока еще это не рынок".

 

Однако нетрудно предположить, что однажды Web станет-таки рынком. И, несомненно, это довольно подходящее место для многомиллиардной империи медиа. Одно плохо: отвратительный Рокфеллеровский Центр совсем не подходит для размещения главного узла Web.

 

"Такое соседство, увы, не идеально",  -  саркастически замечает Оливер Ноултон, вице-президент по операциям и администрированию. В его царстве  -  SPARC-станции корпорации Sun Microsystems, поставленные друг на друга, как старые книжки Time-Life. Но именно в них, в этом тесно сжатом сосредоточии информации, все и происходит.

 

Это неудивительно, ведь Pathfinder находится на RPF-стадии запланированного на 1997 год отхода от самостоятельной поддержки своего перегруженного узла Web. "Наша цель  -  не просто сэкономить деньги и уничтожить рабочие места",  -  заявил Саган. Услуги Web не входят в основную компетенцию Time Warner, равно как журнал Time не является собственником своих печатных мощностей.

 

"Есть еще одна цель  -  разделить среды разработки и производства",  -  считает Ноултон, который также занимается поддержкой серверов редакционного персонала и тех, что обслуживают платежи. В перспективе предусматривается создание устойчивой к сбоям производственной среды.

 

Итак, перед нами резкий и настораживающий рывок в управлении данными. Сам Pathfinder использует около 11 Гб данных и графических образов, но пользователи ежедневно "подбрасывают" еще 2 Гб журнальных файлов. "Как управлять информацией, а не просто накапливать ее?  -  спрашивает Шикхар Гош, председатель корпорации Open Market (Кеймбридж, шт. Массачусетс).  -  Похоже, что Time Warner одной из первых решила заняться техническими проблемами".

 

"Мы не считаем себя компанией  -  производителем технологий, но так как мы работаем на переднем крае Web-технологии и с большим трафиком, то рамки нашей деятельности расширяются",  -  сказал Брюс Джадсон, главный менеджер Time New Media.

 

Time Warner еще не пыталась переделать каждую программную разработку. Например, компания применяет несколько продуктов для серверов Web, произведенных Open Market, включая OM-Transact, обеспечивающий безопасные операции с кредитными карточками. Продукты Open Market работают в сочетании с реляционной СУБД корпорации Sybase, но, по словам Ноултона, Pathfinder тестирует также другие базы данных.

 

Что характерно для стратегии Time Warner в сфере оказания хостовых услуг в Web? Стремление, во-первых, строить или покупать за любые деньги требуемое ПО для Web. во-вторых, разрабатывать хост-приложения, достаточно гибкие для поддержки новых продуктов, таких, как онлайновые каталоги и базы данных, и в-третьих, учиться на своих ошибках.

 

БЕЗ РУЛЯ И БЕЗ ВЕТРИЛ?

 

Большинство корпораций относятся к Web как к огромному информационному киоску. По всей Америке мудрецы от маркетинга используют такую Internet-стратегию: продвигать торговую марку, предлагая свободные байты, а стратегия эта ведет к убыткам. Руководство проекта Pathfinder приняло иное решение  -  предложить первоклассный платный продукт, в то время как большая часть содержания Pathfinder останется бесплатной.

 

"Сегодня рынок Web воспринимается так: все бесплатно. Любой пользователь, имея программу просмотра Web, может получить доступ к любой информации, хотя и на очень поверхностном уровне,  -  считает Тоби Кори, вице-президент корпорации USWeb (Санта-Клара, шт.Калифорния), провайдера услуг Web.  -  Когда эйфория пройдет, люди будут обращаться к информационным и обслуживающим серверам, предоставляющим более глубокую и подробную информацию".

 

Тем не менее эксперты по Web и интерактивному телевидению сильно сомневаются, что практика взимания платы на выходе с сервера будет успешной. "Пользователь, платящий наличными за информацию,  -  это утопия,  -  утверждает Роберт Дж. Бродуотер, управляющий директор корпорации Veronis, Suhler & Associates (Нью-Йорк), инвестиционной компании, следящей за делами в сфере интерактивного медиа.  -  Knight-Ridder вот уже 15 лет пытается получить деньги от подписки на телевидении, но большинство не станет этим заниматься. На массовом рынке  -  тишина, и нет таких потребителей, которые стали бы платить за данные".

 

Джен ДеРоуз, президент Jupiter Communications (Нью-Йорк), исследовательской фирмы в области онлайновых технологий, убежден в обреченности осуществления идеи подписки на Pathfinder. "Они что, с ума сошли? Рынок еще слишком неразвит, а они пока еще не доказали, что у них есть нечто столь особенное, что стоит оплаты, в то время как у других все бесплатно", -  сказал ДеРоуз.

 

Руководители проекта Pathfinder уверены, что путь к прибыльности лежит через приложения и услуги, создающие добавочную стоимость, такие, например, как Pathfinder Personal Edition.

 

То, что мудрецы от маркетинга называют "массовой настройкой", пока еще только начинает внедряться в Web такими популярными узлами, как Pathfinder и Wall Street Journal Interactive. Кори из USWeb отметил: "Настраиваемые узлы Web  -  дело будущего. Такие технологии, как архитектура "для кухарок" корпорации Netscape и система фирмы Broadvision, сделают достижимой мечту многих корпораций  -  поставку настроенных продуктов и услуг по особым ценам".

 

Гош из Open Market считает, что создание настраиваемых узлов Web  -  задача нетривиальная. "Персонализация проста, когда имеешь дело с узлами небольшого объема,  -  сказал он, -  но при больших объемах она становится трудно разрешимой. Если мы сможем решить эту проблему с помощью Pathfinder, это поможет нам решить ее для более мелких компаний".

 

Если руководителям предоставить свободу выбора, большинство из них, скорее всего, займется проблемой слишком большого спроса в Web, а не тем, как указать потребителям и клиентам путь к какому-то неизвестному узлу. Джадсон здесь  -  не исключение. "Мы ясно осознаем, какой вид трафика для нас нежелателен, и знаем, что с ним делать",  -  высказался он о Pathfinder Personal Edition, который появится этим летом.

 

Тем временем проблемы остаются: дело идет не только об экономичности всего проекта Pathfinder, но и о том, захотят ли участвующие в нем журналы подчиняться корпоративным целям. Некоторые издания Time Warner отказались от отдельных сделок с CompuServe и America Online, и по крайней мере одна широко известная компания, CNN, показала, что не намерена присоединяться к проекту Pathfinder. (Ситуация с CNN связана также с обязательной ревизией перед предполагаемым слиянием с Turner.) Warner Bros. Studios тоже не присоединилась к проекту, как и Bugs Bunny.

 

Несмотря на огромный ежедневный трафик, возникающий в связи с Pathfinder, никто из его "полевых генералов" не завоевал победы. Как Саган оценивает перспективу? "Меня не волнует, что проект далек от совершенства". Джадсон же добавил:"Это великий эксперимент".

 

РАСТИ УЭСТОН     

    

Как используется Web и онлайновые услуги

+-----------------------------------------------+

|Всегда использую Web для:                      |

+-----------------------------------------+-----+

|поиска информации о товарах и услугах    |55%  |

+-----------------------------------------+-----+

|поиска информации о компаниях и          |60%  |

|организациях                             |     |

+-----------------------------------------+-----+

|поиска прочей информации                 |73%  |

+-----------------------------------------+-----+

|покупки товаров и услуг                  |14%  |

+-----------------------------------------+-----+

|просмотра и изучения Web                 |90%  |

+-----------------------------------------+-----+

|Всегда использую онлайновые услуги для:        |

+-----------------------------------------+-----+

|поиска информации о товарах и услугах    |50%  |

+-----------------------------------------+-----+

|поиска информации о компаниях и          |42%  |

|организациях                             |     |

+-----------------------------------------+-----+

|поиска прочей информации                 |61%  |

+-----------------------------------------+-----+

|покупки товаров и услуг                  |18%  |

+-----------------------------------------+-----+

|просмотра и изучения различных услуг     |74%  |

+-----------------------------------------+-----+

Основа: 32 000 телефонных интервью.

 

Источник: CommerseNet/Nielsen Internet Demographics Survey.

Версия для печати