В дискуссии (вел ее Леонид Малков, ParaGraph International), посвященной роли иностранных компаний в России, на конференции "Компьютерный бизнес России" (санаторий "Отрадное", 22-23 марта 1996 г.) приняли участие:

 

Борис Щербаков (HP), Сергей Карелов (Silicon Graphics), Тони Лоеб (Sun Microsystems), Александр Канн (Compaq).

 

Участники этой дискуссии высказывались настолько ярко и точно, что я решил ограничиться подбором и расстановкой цитат.

 

А МЫ НЕ ПРОСТО ТАК, МЫ - ИСПЫТАТЕЛИ...

 

Сергей Карелов: Делить компании по национальному признаку (иностранные - российские), все равно, что оценивать работу двух менеджеров, говоря, что один  -  еврей, а второй  -  русский. Другое дело, что колоссальный производственно-научный и финансовый потенциал, огромный технический и коммерческий опыт сочетается у фирм  -  мировых лидеров с огромным дефицитом понимания того, как надо работать здесь, в России.

 

Борис Щербаков: Деление "иностранные - российские" совершенно закономерно, потому что мы существуем в разных мирах, и говорить о серьезном взаимном проникновении я бы не стал. Даже "крутые" (по российским меркам) проекты типа запуска CLR в Майами несоизмеримы с реальным влиянием западного менталитета, западных денег, западной экспертизы, западного опыта на возникающий российский рынок.

 

Эстер Дайсон: Что должна делать фирма? Фирма должна инвестировать, чтобы улучшить свои дела и становиться больше и больше. Когда западная фирма приходит сюда, она должна также инвестировать. Конечно, фирма продает товары, но кроме товаров, по-моему, самая главная инвестиция  -  это поиск и обучение кадров, а также обучение клиентов. HP много занимается обучением кадров и клиентов, заботясь не только о своих товарах, но и об экономике, о том, как продавать, как относиться к людям, как стать менеджерами и т. д. Обучение состоит из передачи опыта. Самый главный подарок от нас  -  это опыт и знания.

 

Борис Щербаков: Мы, представители той или иной крупной фирмы, во многом являемся переводчиками. Или, точнее, трансляторами  -  в сфере тактики, стратегии, применения опыта. Насколько мы автономны в принятии решения, настолько успешной будет работа компании на рынке.

 

Если бы мы сюда двухуровневую систему дистрибуции принесли четыре года назад в том размере и объеме, как это предлагалось со стороны Женевы (умные идеи к нам из Женевы приходят), то, я думаю, сейчас HP существовала бы на уровне какой-нибудь средней российской компании, в прошлом же году, как вы знаете, оборот составил 200 млн. долл.  -  не так уж мало для России.

 

Правильная модель дистрибуции или неправильная  -  рынку судить. Мы не стали силовыми методами вводить двухуровневую дистрибуцию, а пришли к ней за 3 года. На сегодняшний день конкуренция пока только улучшает качество производимых дистрибьюторами услуг, качество подачи информации. Каталоги, рассылка, средства электронной связи  -  все это возникло благодаря конкуренции, а вовсе не из-за эксклюзивности того или иного дистрибьютора.

 

Тони Лоеб: Я хочу рассказать о нашем сотрудничестве с Московским центром SPARC-технологий (MCST). Этому сотрудничеству с группой профессора Бабаяна уже больше трех лет. Используя их знания, мы создали базу, основу, на которой Sun здесь работает. Мы не только продаем свои продукты на этом рынке, но и эффективно применяем опыт и знания местных специалистов. В MCST работает более 50 человек, специалисты в области развития новых процессоров (после SPARC). У них громадный опыт в области "железа", они создавали "Эльбрус". На сегодняшний день они эксклюзивно прорабатывали наш новый компилятор с Фортрана и являются единственным центром поддержки этих компиляторов во всем мире. Мы сохраняем с ними очень тесные связи.

 

Эти специалисты активно участвуют в решениях, которые существенно будут влиять на наше общее будущее. Мы время от времени поставляем им наши самые перспективные продукты. Они регулярно посещают наш главный штаб в Калифорнии. Вложения, инвестиции  -  это деньги. Но то, что компания обращает большое внимание на людей  -  это тоже инвестиции, и очень важные.

 

ДА-ДА-НЕТ-ДА, ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ВСЕМИРНЫХ КОЛОНИЗАТОРАХ

 

Сергей Карелов: У большинства западных компаний отношение к рынку очень простое, по принципу "да-да-нет-да", как на голосовании. Является ли этот рынок потенциально емким? "Да"  -  отвечают западные компании. Является ли он динамичным и быстрорастущим? Снова "да". А вот на вопрос, готовы ли фирмы вкладывать большие деньги, они отвечают "нет". Четвертое "да" в ответ на вопрос, является ли этот рынок очень рискованным, объясняет  -  почему.

 

Эстер Дайсон: На Западе, если вы вкладываете в завод, риск существует, если вы вкладываете в обучение  -  вы инвестируете в сердца людей. Это не зависит от налогов, если у вас есть люди, кадры, клиенты, которые вас уважают,  -  это более перспективно, чем финансовое инвестирование. Но, к сожалению, нужны также и заводы, а не только обучение.

 

Сергей Мацоцкий: Я бы хотел в этом вопросе поставить точку. Западные компании в нашей стране существуют на деньги этой страны. И они зарабатывают здесь те деньги, которые мы все создаем. Западные компании должны привнести на наш рынок культуру и сервис. К сожалению, очень часто они не приносят ни того, ни другого. Кто сегодня из серьезных западных компаний позволил бы себе работать в любой западной стране так, как они работают здесь? Никто, никогда и нигде. А здесь позволяют себе.

 

Степан Пачиков: Не они себе позволяют так здесь работать, а мы им позволяем.

 

Рубен Герр: Давайте считать деньги. Если фирма в России зарабатывает больше полумиллиона долларов на одного сотрудника, это означает, что она занимается колониальной торговлей. Если она зарабатывает меньше, значит, вкладывает.

 

Александр Канн: По этой теории получается, что Compaq  -  не только колонизатор России, но и всемирный колонизатор. Потому что около полутора миллиона долларов на одного сотрудника  -  это успех компании. Минимизировать количество своих сотрудников  -  это одно из звеньев успеха фирмы в целом. Плюс к тому Compaq дает возможность партнерам зарабатывать деньги на системной интеграции, дистрибуции, обучении, сервисном обслуживании  -  эта всемирная стратегия компании, она ничем не отличается в России от западной.

 

Тони Лоеб: Политика  -  это искусство возможного. Задача убедить наши компании в том, что делать бизнес в России  -  это искусство невозможного. Любая западная компания сначала пытается делать здесь то же, что и на Западе, и ждет немедленного результата. А здесь ситуация другая. Таможенные пошлины нужно платить как при ввозе запчастей, так и при вывозе сломанных деталей... Раз это невозможно сделать так, как мы хотим, надо думать, как это сделать. И показать руководству на Западе, что в отсутствие итогов все равно важно вкладывать деньги.

 

Борис Щербаков: Правильно, ни на одном из рынков так не работают крупные компании, как на российском. Но я бы не стал называть это колонизаторскими замашками. Просто так получается. Мы открыли собственные сервисные центры в Петербурге, Новосибирске, Владивостоке, а им делать нечего там. Ребята без работы болтаются  -  инсталлированная база маленькая.

 

СКОЛЬКО ФИРМ, СТОЛЬКО И ПРОГНОЗОВ

 

Эстер Дайсон: В США у многих фирм и инвесторов очень короткий взгляд на время. Они хотят каждый квартал получать прибыли. Моя и ваша задача  -  объяснить им, что надо вкладывать надолго. Мне кажется, что местный рынок компьютеров зависит не только от инвестиций Запада, больше он зависит от инвестиций российских. Если фирма представляет собой ценность  -  деньги найдутся.

 

Тони Лоеб: Президент Рузвельт во время большой депрессии в Америке сказал, что единственное, чего можно бояться  -  это страха. Я думаю, что именно в данный момент это очень важно.

 

Александр Канн: Основной прогноз  -  это в высшей степени неопределенность.

 

Борис Щербаков: Если в большинстве стран прогноз рисуется по линейке, то у меня прогноз  -  синусоидальный. Синусоида плюс Х. Никакого линеарного процесса. Россия.

 

Сергей Карелов: Сколько фирм, столько и прогнозов. У Silicon Graphics прогноз оптимистический. Более того, Silicon Graphics утвердила на пять лет вперед схему инвестиций в России. Это очень важно, поверьте.

 

Игорь АЛЬТШУЛЕР (Н.Новгород)

 

Надо помнить, что все всегда меняется и что хорошая на сегодня стратегия должна быть изменена завтра. Люди, которые хотят найти правильную стратегию, всегда опаздывают.

 

Эстер Дайсон

Версия для печати