Из частей  -  целое

 

КИБЕРПРОСТРАНСТВО

Web-стратегия Oracle начинает приобретать четкие очертания. Но располагает ли корпорация всем необходимым, чтобы стать вашим надежным партнером в Internet?

 

Конференц-зал в роскошном отеле Сан-Франциско. К трибуне широкими шагами подходит Ларри Эллисон, само воплощение подтянутого и уверенного в себе руководителя высшего ранга из списка Fortune 500. В 1996 г. это будет 180-е его выступление перед руководителями подразделений информационных технологий, аналитиками и знатоками вычислительных сред, посвященное перспективной стратегии Oracle в области Internet. На экране сменяют друг друга двадцать два слайда  -  и общая картина приобретает все более четкие очертания. Но все компоненты новой концепции по-прежнему существуют лишь в планах корпорации.

 

Что это  -  обычная тактика корпорации из Редвуд-Шорза (шт. Калифорния) или еще одно заурядное событие в киберпространстве маркетинга?

 

Трудный вопрос. Ведь в основе обширных стратегических замыслов, изложенных Эллисоном, лежит уникальный подход крупнейшего производителя реляционных СУБД. Речь идет о создании серверов, межплатформного ПО и инструментария разработки приложений для работы в киберпространстве, центром которого станут базы данных. Oracle задалась целью занять господствующие позиции в области так называемых Web-узлов следующего поколения, а руководитель корпорации уверен, что на смену статичным страницам настольных систем уже идут новые приложения, динамически генерируемые и управляемые данными.

 

Такая концепция, несомненно, найдет отклик у многочисленных пользователей продуктов Oracle. Вот что говорит по этому поводу Эрвин Берлинер, менеджер подразделения, занимающегося созданием баз данных и повышением производительности систем, корпорации Chevron (Сан-Рамон, шт. Калифорния): "У нас широко применяются реляционные СУБД корпорации Oracle, и мы внимательно следим за перспективами их использования на серверах Internet". Правда, этот представитель нефтяного гиганта тут же добавляет: "Но обещаниями сыт не будешь: сначала новые средства нужно увидеть".

 

Доверяй, но проверяй

 

Кроме всего прочего, на Oracle играет и время. Сегодня большинство корпораций по-прежнему разворачивают статичные Web-страницы (главным образом информационные киоски), а хранилище корпоративных данных за один день не перестроишь. Например, необходимо определенное время на создание инструментария онлайновой аналитической обработки, способного работать в World Wide Web. Даже нынешняя версия WebServer 2.1 корпорации Oracle не обеспечивает обновления баз данных с "целостностью транзакций". Ближайший соперник Oracle  -  корпорация Netscape Communications  -  сейчас активно продвигает во внутрикорпоративные сети приложения по типу группового ПО.

 

Oracle готовит к выпуску WebServer 3.0, объединяющий Oracle7 с межплатформной СУБД и proxy-сервером. В ноябре 1996 г. началось его бета-тестирование. На OpenWorld (ежегодная торговая выставка в Сан-Франциско) продукт был представлен потребителям, а к концу 1996 г. он должен появиться в продаже. Однако, по заявлению представителей корпорации, целый ряд серверных приложений к нему, так называемых картриджей, появится не ранее I или II квартала 1997 г. На I квартал корпорация Netscape наметила выпуск версии 3.0 своего пакета SuiteSpot Enterprise Server, однако в этом продукте не предусмотрены встроенные возможности обработки транзакций. Такая функция, как ожидается, войдет в версию 4.0, планируемую к выпуску в конце 1997 г.

 

За появлением новых серверных продуктов будут внимательно следить руководители информационных служб, составляющие планы развертывания приложений на 1997 г. Но им предстоит решить и более важный вопрос  -  продукции какого производителя отдать предпочтение. Конечно, Oracle утверждает, что имеет все необходимое для налаживания надежного партнерства. Однако так ли это на самом деле? "Хотелось бы верить таким заявлениям, но они пока не соответствуют действительности",  -  считает Айра Мачефски, вице-президент фирмы Giga Information Group (Санта-Клара, шт. Калифорния), специализирующейся на исследованиях рынка информационных технологий и консультациях в этой области.

 

И дело здесь не только в задержках выпуска новых продуктов. Чтобы принять предлагаемую Web-концепцию на основе СУБД, многим компаниям придется потратиться на огромное количество специфичных компонентов от Oracle. Широкое применение ПО корпорации, в свою очередь, неизбежно поставит новые узлы в полную зависимость от Oracle, обеспечивающей их обслуживание и поддержку. А такое положение понравится далеко не всем.

 

Подобная озабоченность не имеет под собой веских оснований. Давнее недовольство снобизмом Oracle постепенно улетучилось. Сегодня приверженность продуктам этой корпорации рассматривается многими скорее как консервативный подход.

 

"Стиль работы Oracle изменился на моих глазах,  -  замечает Чарльз Неттлз, директор подразделения информационных услуг корпорации McKesson (Сан-Франциско, шт. Калифорния), дистрибьютора фармацевтической продукции с годовым оборотом 16 млрд. долл.  -  И я действительно был свидетелем того, как ведущие технические специалисты доставляли мне исходный текст своего продукта даже в субботу".

 

Три уровня

 

Изложенная Эллисоном Web-стратегия на базе СУБД основывается на распределенной трехуровневой архитектуре. Пользователь устанавливает свой любимый браузер, а Oracle предоставляет ему все остальное: инструментарий доступа к данным, сервер Web-приложений, межплатформное ПО и серверную реляционную СУБД. "Введение уровня согласующего ПО даст пользователю возможность устанавливать связь хранилищ данных и традиционных продуктов Oracle с новыми серверными технологиями World Wide Web,  -  объясняет Джин Бозмен, менеджер по исследованиям корпорации International Data (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), специализирующейся на изучении рынка информационных технологий.

 

Решимость Эллисона добиться лидерства Oracle на новом рынке ни у кого не вызывает сомнения.

 

Трехуровневый подход вполне оправдан как с технической, так и с деловой точки зрения. "Одно из преимуществ состоит в том, что вам не придется заниматься серверными компонентами или вносить в них серьезные изменения",  -  считает Клей Райдер, старший аналитик фирмы Zona Research (Редвуд-Сити, шт. Калифорния), которая занимается исследованиями рынка продукции для Internet.

 

Интересное мнение высказывает один из критиков, утверждающий, что архитектура, предлагаемая Oracle, не до конца продумана. "Чтобы воспользоваться всеми преимуществами многопроцессорной обработки, нужно разнести бизнес-логику и СУБД, и лучше всего  -  по разным компьютерам",  -  считает Вильям Чен, менеджер по продукции фирмы NetDynamics (Менло-Парк, шт. Калифорния). Ранее он работал в Oracle, а сейчас, отвечая за выпуск пакета NetDynamics 2.1, активно сотрудничает с ней, занимаясь разработкой приложений.

 

Но и без учета многоуровневости архитектура транзакций Oracle выглядит столь же надежной, как и любая другая из имеющихся на сегодняшний день. К тому же она, по утверждению представителей корпорации, после небольшой доработки вполне подойдет для внутрикорпоративных сетей, внешних Web-узлов и электронной коммерции.

 

"Она окажет хорошую поддержку модели транзакций, которая нам кажется вполне зрелой",  -  говорит Скотт Фабиан, менеджер по разработке ГИП-приложений швейной фирмы Burlington Coat Factory (Берлингтон, шт. Нью-Джерси). Особое впечатление на него произвели кросс-платформные функции переключателя Oracle Forms, а также возможности размещения СУБД-приложений как в корпоративной ЛВС, так и в частной внутрикорпоративной сети: "Для развертывания системы на трех различных настольных ПК оказалось вполне достаточно уже имеющегося комплекта исходных текстов и наших знаний о СУБД Oracle".

 

Совершенно ясно, что корпорация сейчас накапливает силы для будущего, игнорируя сегодняшний рынок статичных узлов. "Oracle создает свою систему с нуля,  -  считает уже упоминавшийся Бозмен.  -  Сосредоточив внимание на непрерывных транзакциях, она стремится убедить вас покупать только ее продукты".

 

В этом-то и вся загвоздка.

 

Открытое партнерство

 

При выборе поставщика средств работы в Internet особую важность приобретают вопросы стандартизации. В области программ просмотра они связаны с давним соперничеством корпораций Microsoft и Netscape, использующих несовместимые спецификации разработки приложений, а также с поддержкой языка Java фирмы Sun Microsystems. В серверных компонентах, как отмечают эксперты, ключевыми проблемами являются поддержка Java, согласование систем передачи сообщений и обеспечение взаимодействия СУБД.

 

Если серверное ПО Oracle будет поддерживать хотя бы Internet Explorer корпорации Microsoft и Navigator корпорации Netscape, то едва ли у кого-нибудь возникнут сомнения в приверженности этого гиганта СУБД идее стандартизации: основной его продукт способен работать на восьми десятках платформ. Представители корпорации не устают подчеркивать открытые аспекты предлагаемой архитектуры. "Достаточно того, что с WebServer посредством ODBC (Open Database Connectivity interface  интерфейс открытого взаимодействия с базами данных) или Java можно получить доступ к любой базе данных,  -  отмечает Питер Рилан, вице-президент по серверным технологиям Oracle.  -  Я вообще не понимаю, о какой большей открытости может идти речь".

 

И все же аналитики высказывают сомнения относительно эффективности работы межплатформного ПО Oracle с базами данных независимых разработчиков. Настораживает также изолированность разработок корпорации. Бозмен задается вопросом: "Сколько продуктов Oracle придется купить, чтобы воспользоваться всеми преимуществами новой системы?".

 

А Чен из фирмы NetDynamics прямо указывает (и представители корпорации-разработчика подтверждают это), что WebServer невозможен без Oracle7. И все же он допускает, что администраторы баз данных, стремящиеся получить "чистую Oracle-систему", вполне могут воспользоваться этим сервером. Вопрос, по его мнению, состоит в том, чему менеджеры по информационным технологиям захотят отдать предпочтение: единой системе одного производителя или комплекту, состоящему из лучших в своем классе продуктов.

 

Изолированность ПО Oracle порождает сомнения и относительно его взаимодействия с другими приложениями, например с SuiteSpot Enterprise Servers корпорации Netscape или Internet Information Server корпорации Microsoft. Бозмен считает, что потенциальные покупатели захотят получить ответ на вопрос: можно ли составить работоспособную систему из различных компонентов? Представители Oracle, конечно же, утверждают, что можно.

 

И Oracle в центре...

 

Проблема изолированности беспокоит далеко не всех. Центр информационных технологий Burlington Coat Factory, например, хорошо известен как ярый приверженец открытости систем, однако при выборе стратегии электронной коммерции он почти все поставил на Oracle. Этому есть вполне прагматичное объяснение, которое менеджер по ИТ Фабиан излагает так: "На сегодняшний день СУБД и комплекты инструментов этой корпорации полностью оправдывают наши ожидания. Они тщательно продуманы и отлично выполнены".

 

Фабиан надеется в начале 1997 г. развернуть, по крайней мере во внутрикорпоративной сети Burlington, пакет WebServer. Один из ключевых проектов фирмы предусматривает применение World Wide Web для составления отчетов о продаже готовой продукции, что имеет колоссальное значение как для покупателей, так и для менеджеров всех розничных магазинов Burlington. Группе информационных технологий с помощью бланков Oracle Form уже удалось наладить передачу этой информации в корпоративную систему обработки отчетов. "Нововведение позволило сократить количество бумаг, циркулирующих в офисе,  -  отмечает Фабиан.  -  Теперь пользователи могут самостоятельно выбирать, какие отчеты им нужно распечатать. Могут они выводить на печать и целые комплекты документов".

 

Главный двигатель

 

Ряд аналитиков, и Райдер из фирмы Zona в их числе, считают, что Web-стратегия Oracle, базирующаяся на СУБД, занимает собственную нишу, ни в коей мере не исключая из игры других производителей. Эта корпорация может сосредоточить свои усилия на эффективной работе хранилищ данных, Netscape вполне подходит роль ведущего производителя браузеров и серверов, а Microsoft имеет возможность предложить ПО для настольных систем.

 

"Здесь проигравших не будет,  -  утверждает Райдер.  -  Даже занявшись исключительно серверными СУБД и упрощением доступа к хранящимся на них данным, Oracle займет видное место на рынке".

 

Корпорация может извлечь выгоду даже из изолированности своей серверной платформы. "Oracle вовсе не собирается создавать Web-сервер общего назначения,  -  отмечает Райдер.  -  Но ее продукция вызывает большой интерес, поскольку обеспечивает расширение возможностей существующих хранилищ данных".

 

Марк Джарвис, вице-президент Oracle по маркетингу серверов, согласен, что стратегия корпорации подходит далеко не всем. "Мы ориентируемся не на рядового пользователя,  -  говорит он.  -  Наша задача  -  привлечь внимание компаний, которым необходимы средства для решения важных задач".

 

Но сможет ли Oracle стать надежным партнером при работе в Internet? Как считает Берлинер, на бумаге полный комплект продуктов этой корпорации выглядит великолепно. Chevron уже полностью перевела на Oracle7 свои мэйнфреймы, Unix- и Windows NT-системы. "Сегодня я не могу назвать СУБД двигателем системы, но она должна стать им в будущем,  -  заключает Берлинер.  -  Главная цель нашего выхода в World Wide Web  -  предоставить пользователям данные, которые им необходимы".

 

Расти Уэстон

 

Со старшим редактором Расти Уэстоном можно связаться по адресу: rusty_weston@zd.com.

Версия для печати