ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ

 

Специальный обзор PC Week/RE

 

“Лучший в мире электронный магазин предлагает товары по доступным ценам”  -  может быть, такие объявления в скором будущем мы сможем увидеть, посещая различные Web-узлы. Электронная торговля занимает все больше места в World Wide Web, становясь ее неотъемлемой частью. Наш еженедельник уже неоднократно писал о зарубежных компаниях, которые начинают заниматься этой новой деятельностью в Internet. Однако в статьях рассказывалось о том, к каким результатам привел переход к электронной торговле, но ничего не говорилось о том, с помощью каких средств это было сделано.

 

PC Week/RE надеется, что недалеко то время, когда и российские компании выйдут в WWW с подобными услугами, откроют свои электронные магазины.

 

Что же нужно для того, чтобы открыть электронный магазин? Какие решения предлагают компании  -  лидеры рынка ПО, для организации электронной коммерции? С подобными вопросами мы обратились к представителям корпораций IBM, Lotus Development, Microsoft и Oracle.

 

ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИЯ И ЕЩЕ РАЗ ИНФОРМАЦИЯ  -  ТРИ КИТА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

 

В книге “Границы электронной торговли” (“Frontiers of Electronic Commerce”. Kalakota and Whinston) электронная торговля определяется как современный способ ведения бизнеса, позволяющий компаниям, оптовым торговцам сократить издержки, повысить качество товаров и услуг и увеличить скорость доставки их конечному потребителю. Этот же термин применяется и при использовании компьютерных сетей для поиска и получения информации, которая необходима для принятия индивидуальных или корпоративных решений. При помощи электронной торговли можно добиться увеличения доходов за счет привлечения дополнительных заказчиков, снижения себестоимости продукции, сокращения цикла движения товара, улучшения качества услуг и др.

 

По данным отчета корпорации IDC “The Global Market Forecast for Internet Commerce”, к 2000 г. число покупателей, пользующихся услугами электронной торговли в Internet, возрастет до 45,6 млн. по сравнению с 3,8 млн. в 1996 г. При этом общая сумма всех покупок составит около 95 млрд. долл.

 

В последние десятилетия основой электронной торговли были транзакции уровня производитель  -  потребитель, которые основывались на принципах электронного обмена данными (EDI  -  Electronic Data Interchange). Стандарты EDI были разработаны для ускорения автоматизации процесса заказа некоторых услуг, а также необходимых комплектующих для производства продукции. Эти стандарты представляют собой набор спецификаций для оформления заказов, счетов и платежей по электронным сетям.

 

Но в электронной торговле как процессе взаимодействия производитель  -  потребитель необходимо участие обеих сторон. Поэтому в последнее время одним из средств привлечения потребителя стало использование мультимедийных киосков (kiosk) и видео по требованию (video on demand). Эти средства предоставляют покупателю информацию о товарах, причем информация может доставляться ему домой или в другое место с помощью средств телекоммуникаций или кабельных систем связи.

 

Электронный магазин компании L.L.Bean создан с использованием IBM Net. Commerce

Другим средством обеспечения связи производитель  -  потребитель может стать и становится Internet. Ее популярность в электронной торговле объясняется, во-первых, широкой доступностью, а во-вторых, относительной дешевизной подключения пользователя к Сети. Такие проблемы, как обработка электронных платежей, безопасность передачи коммерческой информации и конфиденциальность, могут быть решены с помощью стандартного ПО. Кроме того, технологии Internet могут с успехом применяться и в локальных сетях, что дает возможность компаниям организовывать как глобальные, так и локальные системы электронной торговли.

 

Использование Internet-технологий в электронной торговле делает информацию легкодоступной множеству клиентов, но одновременно увеличивает опасность ее неправильного использования или повреждения. Поэтому в электронной торговле, как нигде, должны быть обеспечены:

 

- конфиденциальность информации;

 

- защита данных от искажения или несанкционированного изменения;

 

- подтверждение прав пользователей информации и ее владельцев.

 

КТО ВО ЧТО ГОРАЗД

 

Чтобы электронная торговля стала реальностью, необходим определенный набор технических и программных средств. Что же предлагают для организации электронной торговли лидеры индустрии ПО?

 

IBM и Lotus Development. По мнению этих корпораций, в настоящее время практически повсеместно ощущается необходимость в сокращении времени выхода продуктов на рынок, более тесной интеграции поставщиков и заказчиков. Представители бизнеса во всем мире осознали, что сети являются весьма эффективным инструментом для связи между предприятиями, организациями и отдельными потребителями.

 

IBM. Решения, предлагаемые ею, основываются на использовании преимуществ, предоставляемых сетевыми вычислениями. В рамках этой концепции легко обеспечить эффективные средства связи (электронная почта и электронные доски объявлений), широкие возможности для публикации и доступа к информации (использование World Wide Web), двусторонние интерактивные транзакции. Поэтому корпорация IBM основной акцент в сетевых вычислениях делает на возможности предоставления информации как можно более широкому кругу потребителей, обеспечивая при этом защиту данных и контроль над ними.

 

16 декабря 1996 г. IBM объявила новую Internet-стратегию в области средств электронной коммерции. Три основных направления, по мнению IBM, будут определять дальнейшее использование Internet в сфере бизнеса  -  собственно коммерция (commerce), сотрудничество (collaboration) и управление содержанием (content management). Распространению новых решений будут способствовать сервисная служба IBM Global Services, в которой работает более 105 000 сотрудников, и сеть IBM Global Network, имеющая более 800 центров подключения к Internet.

 

IBM уже имеет ряд решений для ведения электронного бизнеса.

 

Energy Network Exchange  -  служба, организованная IBM совместно с Siemens Power Systems Control и предоставляющая возможность компаниям, занимающимся производством электроэнергии, продавать ее излишки через Internet. Первым пользователем этой системы стала компания Pacific Gas & Electric.

 

PetroConnect  -  Web-узел IBM, который позволяет компаниям, занимающимся разработкой и добычей нефти, обмениваться геологической информацией. Эта глобальная ИС служит для доступа к большим специализированным базам данных, результатам исследований, индустриальным стандартам и обеспечивает возможность совместных разработок.

 

Insure-Commerce  -  линия продуктов, предназначенная для организации деятельности страховых компаний в Internet.

 

Web Object Manager  -  технология, поддерживающая осуществление транзакций через Internet. Она обеспечивает синхронизацию масштабируемых серверов и управление Web-узлами.

 

Cryptolope  -  технология обмена критической для электронного бизнеса информацией.

 

World Avenue  -  система онлайновых магазинов, дающих возможность торговым фирмам представлять свою продукцию и поддерживать безопасные транзакции в течение 24 ч в сутки.

 

CommercePOINT  -  семейство продуктов и служб, предназначенных для организации электронной торговли. В настоящее время оно используется более чем 80 компаниями  -  и небольшими торговыми фирмами и крупными банками. Эти решения применяются для организации различных систем, от торговых служб и электронных каталогов до системы платежей с помощью кредитных карт и “электронных бумажников” (electronic wallet).

 

Представителем этого семейства является Net.Commerce, на базе которого была построена система продажи билетов “Olimpic Ticket Server” на Олимпийских играх 1996 г. в Атланте.

 

Net.Commerce дает возможность создавать электронные магазины в Internet, выполняющие функции:

 

- виртуальных витрин, включающих настраиваемые электронные каталоги и системы поиска;

 

- динамически настраиваемых шаблонов для ввода заказов, поиска информации, определения “пользовательской корзины”;

 

- динамически обновляемого содержимого;

 

- ведения статистики, включая посещение страниц, поиск и приобретение товаров.

 

Net.Commerce состоит из следующих компонентов:

 

- клиентская часть (“бумажник”), предназначенная для хранения информации о различных типах кредитных карт, используемых покупателем. Она представляет собой подключаемый (plug-in) к программе просмотра модуль и поддерживает стандарты SET (Secure Electronic Transaction protocol) и SSL (Secure Sockets Layer);

 

- серверная часть  -  связка серверов IBM Connection Secure Web Server и IBM Database Server;

 

- платежный шлюз, позволяющий осуществлять связь между торговыми организациями и банками с использованием протокола SET;

 

- Store Manager, предназначенный для создания онлайновых шаблонов и каталогов с помощью средств доступа к встроенной DB2-базе данных (IBM DB2/WWW Connection). Этот модуль служит также для сбора статистики и отчетов о работе электронного магазина.

 

Первая версия Net.Connection работает под ОС AIX и Windows NT, поддерживает стандарты NSAPI, ISAPI, CGI, HTTP, HTML, SSL и Java, а также EDI, SET и JEPI. В дальнейшем планируется выпуск версий для Solaris и OS/2.

 

Более подробную информацию о продуктах семейства CommercePOINT можно получить по адресу: http://www. internet.ibm.com/commercepoint.

 

При организации систем электронной торговли IBM объединяет свои усилия с фирмами, обслуживающими международные платежные карточные системы VISA, MasterCard и Europay.

 

Lotus Development. Решения для электронной торговли, предлагаемые ею, основываются на использовании связки Web-сервера Lotus Domino и продукта Domino.Merchant.

Этот электронный магазин построен на базе Microsoft Merchant Server

 

Domino.Merchant  -  это готовое решение для организации систем электронной торговли. Являясь надстройкой сервера Domino, Domino.Merchant дает возможность преобразовать уже существующий Web-сервер в электронный магазин с доступом к нему с помощью любой программы просмотра WWW. Для малых компаний, не обладающих достаточными ресурсами для организации собственного электронного магазина, существует версия Domino.Merchant SPA (Service Provider Application).

 

Lotus Domino.Merchant предоставляет следующие возможности:

 

- поддержки полного цикла продажи, включая регистрацию покупателей, просмотр каталогов, заполнение бланков заказа, авторизацию кредитных карт, расчеты, доставку товаров (например, ПО) покупателю и анализ продаж;

 

- управления содержимым, создания динамически изменяемых электронных каталогов товаров, ведения отчетов и статистики продаж и предпочтений покупателя.

 

Lotus Domino.Merchant включает поддержку системы транзакций компании CyberCash, являющейся лидером в разработке платежных решений для Internet при операциях с кредитными карточками, а также поддержку протокола SET.

 

Более подробную информацию о продуктах семейства Lotus Domino можно получить по адресу: http://www. lotus.com.

 

Microsoft. Корпорация предлагает создавать системы электронной торговли на базе Microsoft Merchant Server. Этот продукт, входящий в комплект Microsoft BackOffice, обладает следующими возможностями:

 

- набор шаблонов для быстрого создания “облика” электронного магазина в соответствии с требованиями разработчика;

 

- поддержка всех составляющих процесса продажи, начиная от заказа товара до его оплаты и доставки;

 

- масштабируемость, позволяющая создавать электронные магазины на различных конфигурациях аппаратных средств  -  от системы на одном ПК до многопроцессорной системы;

 

- поддержка любых ODBC-совместимых баз данных, которая помогает организовывать систему электронной торговли с использованием уже существующих торговых систем;

 

- API, дающий возможность интегрировать системы электронной торговли с существующими бизнес-системами;

 

- поддержка операций с кредитными карточками с помощью ПО vPOS, специально разработанного фирмой VeriFone для осуществления транзакций в Internet;

 

- поддержка стандартных программ просмотра WWW и таких технологий, как HTML, ActiveX и Java;

 

- удаленное администрирование с помощью специального модуля Admin Manager.

 

Для создания электронного магазина на базе Microsoft Merchant Server необходимо следующее: ОС Windows NT 3.51 или более поздняя, Microsoft Internet Information Server 1.0С или более поздняя, ODBC-совместимая база данных, не менее 64 Кб ОЗУ и не менее

 

55 Мб свободного места на диске.

 

По данным Microsoft, системы электронной торговли на базе Microsoft Merchant Server используются почти 40 компаниями. Дополнительную информацию по Merchant Server можно найти по адресу: http://www.microsoft.com/ merchant.

 

Oracle. В качестве основы для создания систем электронной торговли корпорация предлагает использовать архитектуру сетевых вычислений Network Computing Architecture (NCA), которой присущи безопасность данных, целостность и поддержка распределенных транзакций, а также масштабируемость систем в сочетании с простотой их применения.

 

Ключевыми технологическими компонентами для электронной торговли в решениях Oracle являются Oracle WebServer, Web Request Brocker и Oracle Universal Server.

 

Oracle WebServer используется как платформа разработки и развертывания масштабируемых приложений для электронной торговли. Расширяемая архитектура Web Request Broker позволяет серверу при необходимости поддерживать новые бизнес-функции (например, обработку платежей или расчет налоговых отчислений). Используя WebAPI, разработчики приложений могут создавать картриджи приложений заказчика на языках Java, PL/SQl, LiveHTML, C/C++.

 

Специализированным решением Oracle для организации электронной торговли является Project Appolo, который благодаря использованию элементов архитектуры NCA (Web Request Broker) обеспечивает масштабируемую производительность, высокую надежность и простую интеграцию на основе картриджей.

 

С помощью Project Appolo заказчику легко установить управляемый торговый сервер для Internet, сочетающий простоту управления с помощью модулей Store Manager, Customer Service и Marketing Wizard с возможностью настройки. Для динамического изменения содержания в Appolo используется модуль под названием Staging System, а для защиты информации и торговых процессов  -  широкий набор средств, включающий подтверждение подлинности, поддержку SSL 3.0 и протокола SET. Первым продуктом, входящим в состав Appolo, является Oracle Merchant System.

 

Расширить возможности Appolo можно с помощью картриджа Oracle Publishing, который дополняет систему электронной торговли функциями электронной издательской системы для разработки интерактивных каталогов.

 

Для обеспечения прямых двусторонних связей поставщик  -  потребитель корпорация Oracle  -  предлагает приложения, поддерживающие транзакции с заказчиками (Oracle Web Customers) и поставщиками (Oracle Web Suppliers).

 

Настройка приложений Oracle для электронной торговли осуществляется с помощью инструментальных средств Oracle Designer/2000 и Oracle Developer/2000.

 

Oracle Designer/2000 позволяет разработчикам создавать визуальные представления приложений и архитектуры процессов, а также задавать логику работы клиентских и серверных приложений. Oracle Developer/2000, в свою очередь, помогает создавать динамические каталоги и отчеты на основе информации, хранящейся в базах данных, в формате HTML или PDF.

 

Информацию о продуктах Oracle можно найти по адресу: http://www. oracle.com.

 

Что нам стоит магазин построить?

 

Разнообразие решений для организации электронной торговли еще не дает гарантии, что фирма, пожелавшая создать свой электронный магазин, сделает это. Как говорится, “+тому в истории мы тьму примеров слышим”. Для успешной организации электронного магазина необходимо, во-первых, наличие соответствующего ПО на рынке и, во-вторых, службы поддержки. Как обстоит дело с этим? Сколько стоит ПО и какую поддержку можно получить от компании-производителя?

 

Корпорация IBM готова предоставить заказчику все услуги по созданию электронного магазина. Для этого будут привлекаться силы как московского представительства, так и всемирной сервисной службы IBM Global Service. К сожалению, представители IBM не сообщили о стоимости продуктов IBM для электронной торговли и о том, сколько времени потребуется на создание электронного магазина. Это объясняется тем, что пока ни одна из российских компаний с подобными просьбами к IBM не обращалась.

 

По сведениям, полученным в Lotus Development, ПО Domino.Merchant c января доступно на российском рынке по цене $1295. Следует отметить, что для полноценной работы электронного магазина необходимо приобрести и Lotus Domino (около $1300) Корпорация также предлагает пакет, состоящий из Lotus Domino и Domino.Merchant, по цене $1995. Поддержка клиентов Lotus осуществляется силами российских бизнес-партнеров корпорации, среди которых представители Lotus выделили компании “Интерпроком-ЛАН”, “ИнтерТраст” и “АйТи”. Кстати, первые две компании, как подчеркнули в Lotus, уже перевели свои приложения для торговли на базу Domino.Merchant. Это заняло около месяца.

 

В Microsoft AO сообщили, что затраты на создание электронного магазина на базе Microsoft Merchant Server составляют около $18000, из которых примерно $15000  -  стоимость самого Merchant Server. Для поддержки клиентов, решивших использовать продукты Microsoft для систем электронной торговли, корпорация предлагает услуги компаний, имеющих статус MSP-IS (Microsoft Solution Provider  -  Internet Specialist) и MISP (Microsoft Internet Service Provider). По словам представителей Microsoft AO, в России такие услуги могут оказать “Релком” и “Кварта”.

 

Стоимость продукта корпорации Oracle Merchant System, первой очереди проекта Appolo, который доступен в России с января, составляет $6250 и еще $1000 стоят услуги по поддержке, которые осуществляют партнеры Oracle, в частности компания RDTeX.

 

Таким образом, стоимость продуктов и услуг, предоставляемых компаниями, очень различны. Такой большой разброс цен объясняется тем, что продукты ориентированы на различных потребителей. Так, Microsoft Merchant Server предназначается средним и крупным корпоративным клиентам, в то время как Lotus Domino.Merchant могут использовать и малые компании.

 

Огорчает одно: практически ни в одной из компаний не смогли привести примеров использования их продуктов на российском рынке.

 

Чего не хватает?

 

Что же нужно для того, чтобы российские предприятия начали активно заниматься деятельностью в сфере электронной торговли?

 

Практически все представители компаний, с которыми мне пришлось беседовать, согласились с тем, что для успешного развития новой технологии необходимо:

 

1) увеличение числа пользователей Internet в России;

 

2) совершенствование и расширение системы кредитных карточек;

 

3) развитие инфраструктуры системы связи;

 

4) повышение безопасности передачи данных в Internet.

 

Особое внимание было уделено последнему пункту. Дело в том, что в России все системы шифрования данных, используемые при их передаче по телекоммуникационным сетям, должны быть сертифицированы. Естественно, что ни одна из зарубежных систем обеспечения безопасных транзакций по Internet и соответствующие протоколы не имеют сертификатов. Надежду вселяет лишь то, что работы в этой области ведутся.

 

Представитель корпорации Oracle, согласившись с перечисленными выше условиями, тем не менее на первое место поставил развитие в Internet информационных служб, предоставляющих данные на русском языке о различных услугах, например о заказах билетов в театр, кино, авиабилетов и т. п. Появление такой информации в Сети послужит катализатором для создания электронных магазинов.

 

Если говорить о том, какие из российских фирм первыми освоят электронную коммерцию, то все мои собеседники назвали компании, занимающиеся продажей товаров по каталогам, телемагазины и предприятия оптовой торговли.

 

Телефоны московских представительств корпораций: IBM и Lotus Development  -  940-2000; Oracle  -  258-4180; Microsoft  -  967-8585.

 

Алексей Роговцев

Версия для печати