Браузер  -  покупка серьёзная

 

Не покупайте Web-браузер под влиянием минутного порыва. Прежде оцените с точки зрения ИТ такие его характеристики, как, например, стоимость и интеграция с существующими системами

 

Web-браузер обычно возглавляет список закупок ПО, который руководящие работники в области информационных технологий (ИТ) составляли по возрастанию сложности принятия решения о выборе продукта. Браузер был просто окошком, через которое пользователи могли обозревать World Wide Web. Он легко выгружался... Он был бесплатным.

 

Теперь времена изменились. Спустя два года после того, как компании начали работать с Web, браузерам стали уделять повышенное внимание. Что же изменилось? Изменился, скажем так, угол зрения, под которым компании смотрят на браузер. Теперь это не просто покупка, предназначенная для увеселительных прогулок по Internet  -  браузер вырос в “тонкого клиента”, интенсивно используемого в различных задачах, от связывания пользователей с существующими системами до облегчения разработки приложений и передачи данных в настольные системы.

 

Таким образом, тщательное исследование вопроса превратило процесс приобретения браузера из прогулки с поверхностным разглядыванием витрин в серьезную экспедицию, в ходе которой корпоративным отделам ИТ приходится прорубаться через ажиотаж рынка, чтобы правильно выбрать продукт. По мере того как вычисления перекладываются с локальных и региональных сетей на Internet, выбор браузера все больше становится выбором “технологического направления”, вынуждая руководителей ИТ оценивать такие параметры, как стоимость, интеграция с существующими системами, а также наличие или отсутствие потребности в средствах поддержки широковещательных сетей (broadcast networks), иначе называемых “проталкивающими” (push) средствами.

 

Покупка, основанная на сравнении

 

Итак, ИТ-менеджеры должны принять решение, и это привело к обострению битвы между корпорациями Netscape Communications (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) и Microsoft (Редмонд, шт. Вашингтон), производителями двух наиболее популярных корпоративных браузеров. Эти компании не стесняясь ставят друг другу подножки в своих попытках очаровать корпоративных пользователей, предлагая новые возможности, ценовые соглашения и партнерские отношения в области технологий. Выбор еще более усложнился после того, как корпорация Microsoft выпустила прошлой осенью Internet Explorer 3.0, который достиг функционального паритета с Navigator корпорации Netscape.

 

Поскольку теперь по своим возможностям браузеры идут голова в голову, проблема выбора сводится к вопросу о цене. Navigator, который раньше предлагался бесплатно на Web-узле Netscape, теперь обходится компаниям в $49 на одно рабочее место и продается по розничным каналам по цене около $39; бесплатные копии распространяются только для пользователей бета-версий и образовательных учреждений. Что же касается Internet Explorer (IE), то пользователи Windows 3.1, Windows 95, Windows NT и пользователи ПК Macintosh могут бесплатно загружать его с Web-узла Microsoft ( http://www.microsoft.com ); он поставляется и в комплекте с Windows 95.

 

Заметим, что такое неравенство не приводит Netscape в замешательство. “Мы уже давно конкурируем с бесплатными браузерами,  -  утверждает менеджер по групповым продуктам Netscape Алекс Эделстейн.  -  Оказывает ли это на нас давление? Да. Является ли это серьезной угрозой? Нет”.

 

Однако Netscape ведет агрессивное сопротивление “за кулисами”, предлагая весьма привлекательные сделки, чтобы завоевать крупных пользователей, таких, как корпорация TRW (Кливленд). Когда TRW в 1994 г. создавала свою intranet-сеть, компания лицензировала 7800 копий Navigator. После выхода IE 3.0 сотрудники TRW начали интересоваться, не могут ли они пользоваться и этим браузером. Поскольку это не требовало никаких дополнительных расходов, то, по словам Нила Фокса, менеджера TRW по прикладным технологиям и перспективным разработкам, компания приняла “двухбраузерный” стандарт.

 

Затем, в январе текущего года, Netscape предложила TRW “очень привлекательный общий пакет лицензирования”, и TRW переключилась целиком на Netscape-стандарт. “Мы считаем, что направление, связанное с Navigator и Netscape, очень серьезно”,  -  утверждает Фокс. Браузер Netscape, использующий Java, работает под управлением всех используемых в TRW ОС  -  Windows 3.1, Windows 95, Windows NT и Unix. А вот IE 3.0 под Unix не работает.

 

Пока TRW мечется туда-сюда между браузерными стандартами, другие компании также проверяют  -  и перепроверяют  -  свои возможности выбора. По данным недавнего обзора, подготовленного фирмой Zona Research (Редвуд-Сити, шт. Калифорния), статус Navigator как основного браузера корпораций пошатнулся, упав с 90% прошлой осенью примерно до 75% в январе. Добрых три четверти респондентов, опрошенных Zona, в последние 90 дней стали работать с IE 3.0.

 

И пользователям понравилось увиденное. Среди них  -  Джордж Кейн, директор компьютерных служб компании Reynolds Metals (Ричмонд, шт. Виргиния). “Рассмотрев Internet Explorer 3.0, мы почувствовали, что Microsoft достигла паритета с Netscape”,  -  утверждает он. Бывший пользователь Navigator теперь формирует корпоративную политику, предписывающую использовать IE в качестве браузера на всех 5000 настольных ПК корпорации.

 

Последуют ли такому примеру другие пользователи? Если учитывать непостоянство рынка, то ответ, скорее всего, будет положительным. Отметим, что около 50% компаний (в сентябре было 24%) теперь проводят политику, предписывающую использовать определенный браузер. В оставшейся половине компаний сотрудники применяют более двух браузеров, а их среднее число на одного работника равно 1,9. “Рынок не сосредоточился вокруг одного браузера”,  -  замечает аналитик из Zona Research Клей Райдер.

 

Признают ли пользователи какой-то один браузер наилучшим, пока неясно. Ключом для принятия ими решения о покупке станут новые функциональные возможности, заложенные в версии 4.0 обоих продуктов, которые должны выйти в этом году. Нынешние версии браузеров функционально эквивалентны, но будущие версии, несомненно, будут отличаться  -  возможно, это поможет ИТ-менеджерам принять то или иное решение.

 

Первая точка расхождения появится летом, когда Microsoft выпустит IE 4.0, а несколько позже и Netscape подготовит Communicator  -  переименованную и улучшенную версию Navigator. Обе системы будут поддерживать вещательные сети, что позволит ИТ-менеджерам определять, какой вид информации необходим пользователям, и затем доставлять  -  или “проталкивать”  -  эту информацию на их браузеры.

 

Расходящиеся пути

 

Со способов, которыми браузеры будут это делать, и начнут расходиться пути продуктов. Microsoft недавно подписала соглашение со знаменитой PointCast Network, предоставляющей информацию от таких провайдеров, как CNN, Wired и The Boston Globe. Netscape выбрала другой курс, подписав соглашение с Marimba  -  компанией, чья сетевая технология позволяет объединять вещательные сети из нескольких источников, включая и PointCast.

 

Проблема выбора того или иного браузера во многих отношениях напоминает времена мэйнфреймов, когда системы закупались главным образом ради ПО, которое на них работало. В среде корпоративных браузеров партнерские отношения с определенными провайдерами содержимого могут предопределить выбор отделов ИТ. “Прогресс браузеров будет, в некотором смысле, основываться на базовой технологии, и партнерские отношения станут ключом к ее использованию”,  -  считает Джон Сэндерс, старший вице-президент по службам административной информации фирмы Spelling Entertainment Group (Лос-Анджелес), использующей браузер Netscape.

 

Соглашение с PointCast представляет собой веху в жизни Microsoft, которая надеется превзойти планы Netscape, которые связаны с компонентом для вещательной сети Constellation, включенным в Communicator. Microsoft планирует интегрировать IE 4.0 с ПО фирмы PointCast и использовать PointCast Network в качестве составной части Windows 97. Когда это произойдет, пользователям, желающим работать с PointCast с помощью продуктов Netscape, придется возиться с ПО PointCast вручную. Со своей стороны, по словам Тима Хекмена, менеджера по продукции Constellation, Netscape подписывает соглашения с несколькими провайдерами содержания.

 

Менеджерам ИТ, таким образом, предлагается альтернатива: выбрав IE, они получают PointCast  -  сеть, которая за год своего существования привлекла 1,7 млн. пользователей; выбрав же Netscape, можно комбинировать содержание из множества более мелких источников.

 

Помимо партнерских отношений, руководителям ИТ следует принять во внимание и лежащие в основе этих средств технологии. Microsoft планирует поставлять PointCast и другие вещательные сети через ActiveDesktop, использующий в IE протокол ActiveX. Провайдеры содержания для Netscape Communicator будут строить свои потоки на Java  -  именно на этом сосредоточит свое внимание Netscape, учитывая предпочтение, отдаваемое пользователями технологиям открытых систем.

 

“Одним из основных положений нашей стратегии является разработка среды для Windows на базе собственно Internet-технологии, а не на базе Си++,  -  говорит Эделстейн из Netscape.  -  И Microsoft будет гораздо труднее скопировать нас, поскольку уж очень много вложили они в архитектуру Си++ и Win 3.1”.

 

Соглашение Microsoft с PointCast оказывает сильное давление на Netscape, вынуждая ее громогласно проповедовать открытые стандарты. Однако пользователей также интересует интеграция с системами серверной части. Многие из них утверждают, что их привлекает согласованность браузера Microsoft с серверами под управлением Windows NT, СУБД SQL Server и другими продуктами Microsoft.

 

“Возможность интеграции  -  вот причина нашей ориентации на IE,  -  говорит Кейн из Reynolds.  -  Все наши новые машины поставляются с Windows 95 и Office 95, и процесс интеграции идет отлично”.

 

Даже Сэндерса, пользователя Navigator из Spelling, привлекает возможность совместной работы продуктов одного поставщика. “Что касается промышленных приложений, то здесь браузер выбирается на основе уже произведенных вложений”,  -  утверждает он.

 

Интегрированные управляющие элементы

 

По мнению Юсуфа Мехди, менеджера по групповым продуктам подразделения Internet Platform Division корпорации Microsoft, интеграция IE 4.0 с системным ПО Microsoft даст возможность “серьезно использовать групповые возможности”, такие, как потоки документооборота и деловых операций. Пока из-за того, что IE не работает в Unix-системах, пользователи, подобные TRW, не могут пожинать плоды групповой совместной работы и использовать все имеющиеся у них платформы. Communicator, в свою очередь, даст возможность окупить сделанные вложения, работая на 18 платформах с первого же дня его использования”,  -  утверждает Хикмен из Netscape.

 

Более того, возможность совместной работы продуктов одного поставщика вовсе не гарантирована. “Принято считать, что продукты Microsoft смогут работать вместе, но это не всегда так”,  -  утверждает Крейг Лейн, менеджер по продукции из фирмы - разработчика ПО CyberMedia (Санта-Клара, шт. Калифорния).

 

Microsoft, однако, проявила больше оперативности, предвидя потребности разработчиков, таких, как CyberMedia, чей продукт Oil Change анализирует ПО, имеющееся у пользователя на жестком диске, и затем обращается в Web для получения новых версий.

 

“Microsoft захватила лидерство в области настройки своих браузеров, и это дает возможность более легко управлять ими”,  -  считает Лейн. Например, менеджеры ИТ обычно не любят иметь дело с proxy-настройками, однако есть меры безопасности, которые игнорировать нельзя. IE помещает такие настройки в реестр, потому что другое ПО может использовать те же самые данные.

 

Это большой плюс для таких разработчиков, как Лейн. “Это одна из причин, почему мы в разработках преимущественно используем Internet Explorer, хотя наши пользователи предпочитают работать с Netscape”,  -  сказал он.

 

Учитывая все эти сложности, менеджеры ИТ больше не могут очаровываться браузером, который удовлетворяет их прихотям в данный момент времени. Такие проблемы, как партнерские отношения, возможность интеграции и поддержки разработки, должны быть тщательно рассмотрены при принятии решения о закупке  -  решения, которое годами будет влиять на деятельность отделов ИТ.

 

Лора Б. Смит

 

Лора Б. Смит  -  независимый автор из Суомпскотта (шт. Массачусетс). С ней можно связаться по адресу: lauras@shore.net.

Версия для печати