Взгляд изнутри

      

Сейчас совсем нетрудно принять успех как должное. Продажи ПК и ПО огромны в большинстве стран. И феномены Internet и Windows NT являются питательной средой для финансов многих компаний-поставщиков. Так что же может произойти плохого? Меня не особенно беспокоят некоторая задержка развития технологии, ценовой пресс или недостаток спроса. Все это  -  краткосрочные проблемы. Мне кажется, что главная угроза индустрии и ее потребителям кроется в острой нехватке обученных профессионалов по ИТ. И положение, похоже, только ухудшается.      

Причины ясны. Отрасль переживает бум и нуждается в бесконечной армии инженеров, техников и профессионалов по ИС. Кроме того, существуют потребители, которые нанимают сотрудников по ИТ для внедрения Internet и проектов 2000 года. Но достаточного числа талантливых и хорошо обученных людей просто нет. И, к несчастью, если иногда можно сократить процесс разработки продукта, то обучить людей до требуемой квалификации быстро не удается. Хакер, взламывающий программы, написанные на Си++, не появляется за одну ночь.      

Дефицит людей  -  не новость в Кремниевой долине. Это было заметно с середины 80-х годов. Однако сейчас их нехватка повсеместна! Да, это так: от Бостона до Батон-Руж, от Бирмингема до Багтассла просто нет достаточного числа хороших технических сотрудников. Так же обстоит дело с конечными пользователями и поставщиками. А в новейших областях вроде Internet или Windows NT проблема стоит еще острее.

      

Нельзя недооценивать опасность такой нехватки!

Обратимся к Internet. Ввод коммерческих intranet-сетей происходит быстрее, чем развивается любая другая технология последних 25 лет, включая само появление ПК. Тем не менее с тех пор, как множество пользователей заимели собственные базовые Web-страницы и разработали кое-какие планы насчет intranet-приложений, мы регулярно слышим о закрытии таких проектов или задержках с ними. Информация большинства Web-узлов не обновляется месяцами. А период от пилотных испытаний до выхода продукта для большинства intranet-приложений растягивается на длительное время. Очень часто опытные сотрудники уходят в середине проекта, бросая его на произвол судьбы. Мой друг, который свободно владеет Windows NT, IIS, Java и HTML, сменил за один год три места работы. В каждом месте он получает как минимум 50%-ную прибавку в оплате плюс интерес к новой работе.

      

Нехватка талантов во многом предопределяет, какие продукты и технологии станут победителями на рынке. Поставщикам необходимо поддерживать людей, обученных работать с их продуктами. Путь указывает Novell: посмотрите, как эта компания сделала NetWare отраслевым стандартом. Благодаря подготовке сертифицированных инженеров по NetWare появилось много специалистов, которых могут нанять конечные пользователи для сопровождения своих ЛВС. Теперь та же политика может принести огромные преимущества Microsoft, на сегодня она  -  одна из лучших в подготовке программистов и технических талантов.

      

Преимущества получат и поставщики, способные проехать лишние мили и помочь потребителям завершить свои проекты. В короткое время провайдеры услуг и предложения поставщиков по обслуживанию станут необходимой частью рынка. IBM имела огромный успех со своими сервисными предложениями, и в этом есть свой резон. Microsoft и SAP, которые не дают консультаций совсем или дают их очень редко, могут оказаться в проигрыше. Однако они пытаются решить проблему силами третьих сервисных фирм.

      

Независимо от того, как поставщики обойдутся с нехваткой талантов, ясно одно: эта ситуация неизбежна. Поэтому сейчас не время прятать голову в песок и надеяться, что кто-либо решит ваши кадровые проблемы. Победят, похоже, те компании, которые считают обучение и сервис своим долгом, а не платой за право вести бизнес.

       

Аарон Голдберг

      

С Аароном Голдбергом можно связаться по адресу: agoldber@zd.com.

      

Версия для печати