Страдания

      

Германия  -  не просто один из европейских рынков ПК, это  -  крупнейший, наиболее искушенный покупатель компьютеров в Европе. Состояние рынка Германии, как барометр, отражает положение на рынке всего континента. И показания этого барометра вызывают опасения, поскольку свидетельствуют: общее состояние германской экономики таково, что в стране растет безработица. По данным Dataquest, продажи ПК выросли в прошедшем году всего лишь на какие-то 11,1%, а на рынке домашних компьютеров дела еще хуже  -  рост составил всего 0,5%. Прогнозы на этот год не лучше. Неудивительно, что американские производители ПК в панике. "Если на германском рынке ПК дела идут плохо, то это значит, что страдает весь европейский рынок",  -  говорит Людовик Ричер, исследователь из Dataquest.

      

Затянувшийся спад после подъема 1994 - 1995 гг., когда рост продаж ПК отмечался в основном в потребительском секторе, -  сильный удар по экономике этой страны. В 1995 г. продажи ПК в Германии выросли на 23,6%. Десятки крошечных сборочно-сбытовых фирм обогатились на построении клонов ПК, а американские производители компьютеров серьезно боролись за сотрудничество с достаточно гибкими розничными торговцами. Потом активность на потребительском рынке резко упала. И сейчас большинство американских производителей спешно покидают его и переориентируются на сектор бизнеса. "Продавая в розницу, вы как бы арендуете часть рынка,  -  говорит Ян Гесмар-Ларсен, главный менеджер Apple в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.  -  В любой день вы можете ее лишиться".

      

Apple не считает себя проигравшей, и ее стратегия на сегодня, по словам Гесмара-Ларсена, гласит: "назад, к истокам". Компания уходит с низкоприбыльного рынка маломощных систем и собирается сконцентрироваться на продажах высокопроизводительных систем крупным покупателям. Это неудивительно, если учесть недавние финансовые проблемы компании, но Apple здесь не одинока. Благодаря высокоразвитым каналам непрямых продаж Hewlett-Packard завоевала потребительский рынок полтора года назад, когда на рынке домашних компьютеров наблюдался бум. Компания создала сеть поддержки и обслуживания и представила в прошлом году на выставке CeBIT в Ганновере свою модель Pavilion для потребительского рынка. Через пять месяцев HP убрала Pavilion с полок складов в Германии и сократила производство во Франции и Великобритании.

      

По крайней мере один из американских производителей ПК еще держится за рынок домашних компьютеров, веря, что если существенно сократить издержки производства, то покупать будут даже те, для кого решающий фактор  -  цена. Compaq намерена вложить в этом году 10 млн. долл. в мюнхенский центр разработки продуктов для потребительского рынка и представит в середине года мультимедиа-ПК Presario 2000 по цене $1300. "Если вы хотите быть во всем мире поставщиком компьютеров номер один, вам нужно сохранить свое место в потребительском секторе",  -  говорит Тоон Бутен, вице-президент группы потребительского рынка Compaq в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Но планы Compaq рискованны. Бутен считает, что можно сократить издержки, производя универсальные аппаратные средства.

      

Например, он собирается выставить на рынок всего континента один модем вместо 14. Но нельзя быть уверенным, что рынок вернется к прежнему состоянию. Говорят, что в штаб-квартире Compaq не смогут более поддерживать план Бутена, если не произойдет существенного улучшения ситуации с продажами.

      

Перед лицом чувствительного европейского рынка ПК американские производители пересматривают и свои стратегии распространения продукции в корпоративном секторе рынка. Компании, некогда ориентированные только на прямые продажи, быстро переходят к более гибким и приближенным к реальности каналам сбыта. "IBM  -  впереди тех, кто отказывается от прямых продаж",  -  говорит Михаэл Каак, президент и исполнительный директор дистрибьюторской корпорации Macrotron (Мюнхен). IBM начала сотрудничать с Macrotron год назад, и на сегодня ее продукция  -  это наиболее обширно представленная в ассортименте Macrotron марка ПК.

      

Но если сейчас для американских производителей ПК дела на рынке Германии обстоят не так уж плохо, то в будущем положение может измениться не в лучшую сторону. Зарубежные изготовители ПК привыкли, что местные компании, такие, как Siemens-Nixdorf, концентрируют рынок вокруг себя. Но сейчас наблюдается еще и нашествие азиатских марок. Fujitsu-ICL уже на четвертом месте, а NEC, Toshiba и Sony тоже набирают обороты. Рост продаж на рынке в Германии все медленнее, участников игры все больше, и дело движется со скрипом.

      

Нико Крон

Версия для печати