Barnes & Noble и AOL начинают новую главу

 

Прошло почти два года с того момента, как “эта выскочка”  -  компания Amazon.com (Сиэтл) вихрем ворвалась в онлайновый мир, начав продажу книг по Сети. И вот старейшина розничных продаж бестселлеров  -  известный книжный магазин Barnes & Noble тоже решил попытать счастья в киберпространстве, заключив эксклюзивное соглашение с America Online. Онлайновый магазин Barnes & Noble работает с марта этого года, и пока абоненты AOL могут заказать книги на узле America Online. По сообщению представителей Barnes & Noble, к концу мая компания собирается открыть свой Web-узел. Грядет кибервойна.

В книжном кибермагазине AOL/Barnes & Noble клиентам предлагается возможность побеседовать

с авторами книг

Понаблюдав за восходящей звездой Amazon.com, освоившей продажу книг исключительно через Web и занимающей в настоящее время место бесспорного лидера онлайновой книготорговли, Barnes & Noble, этот основной магазин дисконтной торговли книгами в США понял, что рискует проиграть в конкурентной борьбе, если будет просто сидеть в глухой защите. Договор же с AOL открывает продавцу книг прямую дорожку в Internet. Кроме того, у каждой компании имеется одинаково привлекательное “приданое”: со стороны Barnes & Noble  -  весьма уважаемое имя и многолетний опыт торговли книгами, со стороны AOL  -  восьмимиллионная база подписчиков.

 

Тед Джулиан, менеджер по исследованиям Internet в корпорации IDC (Фреймингхем, шт. Массачусетс), считает, что партнерство с AOL позволит фирме Barnes & Noble, которой в противном случае грозит уход в мир иной, сделать первые шаги и затем заняться наращиванием продаж со своего узла. “Сейчас они надеются на расширенную экспозицию и думают, что все пойдет гладко. Но просто широкого представления продукции мало, и пока еще у фирмы Barnes & Noble нет достаточного опыта”.

 

Представители обеих компаний уклонились от количественной оценки посещаемости узла Barnes & Noble после его открытия.

 

Персональные контакты

 

Поскольку фирма Barnes & Noble запоздала с выходом в киберпространство, сейчас ей необходимо обеспечить привлекательность своего узла для посетителей, иначе, по мнению аналитиков, ей не удастся поспеть за быстро развивающимся рынком электронной книготорговли.

 

Возможно, именно в преддверии этих забот Barnes & Noble закрепила партнерские отношения с фирмой Firefly Network (Кеймбридж, шт. Массачусетс), намереваясь использовать ее технологию “фильтров по интересам” для создания персонализированных онлайновых сообществ и доставки клиентам информации в соответствии с их индивидуальными предпочтениями. С помощью ПО фирмы Firefly посетители узла Barnes & Noble смогут общаться с другими книголюбами со схожими интересами.

 

“Узел имеет динамичное содержание, и когда вы щелкаете на ссылке, то поступающая к вам информация будет представлена в соответствии с вашими интересами,  -  поясняет Тед Кеймионек, директор по телекоммуникациям фирмы Firefly.  -  В нашем ПО используются алгоритмы, автоматизирующие процесс поиска других лиц, занимающихся той же тематикой. Подписчики получают соответствующие списки, а также рейтинги книг и различную информацию рекомендательного характера”.

 

Предполагается, что кроме настройки на пользователя посетителям узла Barnes & Noble/AOL будут предложены и другие услуги, аналогичные оказываемым Amazon.com, в том числе заметки редакторов, авторские конференции в реальном времени и оригинальные материалы.

 

При создании узла наряду с языком разметки гипертекста HTML использовалась сценарно-программная технология Rainman (Remote Automated Information Manager  -  удаленный автоматизированный менеджер информации) компании AOL. По словам представителей AOL, достоинствами ПО Rainman являются его скоростные характеристики, удобство использования и привлекательные навигационные качества, однако этот пакет не обладает свойством масштабируемости. В базе данных Barnes & Noble  -  около 2 млн. наименований книг (как готовящихся к выпуску, так и уже вышедших из печати), поэтому для того, чтобы упростить доступ к такой огромной базе данных, основная часть узла была написана на языке HTML.

 

“Фирменный коммерческий пакет AOL Clerk 2 не рассчитан на двухмиллионный ассортимент, поэтому мы предпочли среду HTML, в которой наш партнер, создавая узел электронной торговли, имеет большую степень свободы в выборе конкретного способа оформления своих услуг”,  -  объяснила Уэнди Браун, вице-президент по электронной торговле компании AOL (Далс, шт. Виргиния).

 

Barnes & Noble должна обеспечить поддержку и обновление содержимого Web-узла, при этом обращения за информацией к серверам компании будут осуществляться через брандмауэр AOL. По словам представителей AOL, клиенты могут безопасно оперировать с кредитными карточками, поскольку браузеры, принадлежащие AOL, снабжены защитой по протоколу SSL и специальной технологией шифрования.

 

По мнению партнеров, еще одно преимущество “зонтика” в лице AOL  -  это гарантированная производительность. “Если где-то в Internet и произойдет локальный сбой или перегрузка, они не коснутся нашего узла, так как у нас есть выделенные линии”,  -  сказала Браун.

 

Комментируя тот факт, что у пользователей, обращающихся к узлу AOL, сложилось негативное мнение о качестве доступа, Браун сообщила об инвестициях в размере 350 млн. долл. на дополнительную (с 1 января этого года) установку 260 тыс. модемов, поскольку компании ежедневно приходится обрабатывать до 12 млн. подключений своих абонентов.

 

Однако, по словам Браун, суть проблемы “не в доступе к нам, а в производительности разных участков Сети. Различие в том, что если вы переходите с нашего узла на какой-то другой Web-узел, то иногда не можете подключиться обратно. Вас вообще могут отключить от Internet, и это зависит от того пути, по которому вы добрались до конкретного узла, а также от администраторов этого узла”.

 

Браун также отметила, что им удалось значительно уменьшить влияние нестабильности и низкой управляемости, организовав выделенный канал: “Это позволило существенно повысить пропускную способность между AOL и узлом Barnes & Noble, так что мы постоянно следим за линией и, если и появляются какие-то проблемы, знаем, где искать неисправности”.

 

Имя  -  это самое важное

 

Выбирая в прошлом году продавца книг для своего узла, AOL провела серию длительных переговоров как с Barnes & Noble, так и с Amazon.com, но в конечном итоге решающим фактором стала известность первой из этих компаний. “Мы с самого начала были убеждены в том, что в конце концов выиграет известное имя”,  -  сказала Браун.

 

Представители Barnes & Noble со своей стороны считают, что создание онлайнового узла  -  это очередной естественный шаг компании, соответствующий их планам расширения торговли по каталогам и выхода на годовой оборот в 30 млн. долл. “Наш бизнес опирается на базы данных, и мы решили перенести имеющийся у нас опыт в новую среду”,  -  сказала Сюзан Бостер, директор по маркетингу отдела новых технологий компании Barnes & Noble (Нью-Йорк).

 

Официальные представители Amazon.com отказались дать какие-либо комментарии по этому поводу. Впрочем, Amazon.com в очередной раз досадила своему новому конкуренту, снизив цены на отдельные наименования книг на 40%.

 

На узле AOL покупатели книг обнаружат, что цены для онлайнового режима гораздо ниже, чем в книжном магазине Barnes & Noble: текущие скидки колеблются от 20% на книги в бумажной обложке до 30% на книги в твердом переплете, включая бестселлеры. “Мы предлагаем такие большие скидки, поскольку у нас есть свой склад, а издержки у нас намного ниже, чем в книжных магазинах”,  -  объяснила Бостер.

 

Она также сообщила, что, в отличие от других продавцов книг, Barnes & Noble пополняет свои запасы непосредственно у издателей, минуя оптовых посредников. Стандартный срок исполнения онлайнового заказа (если книги есть на складе) составляет два-три дня, при этом к общей стоимости нужно добавить $3 за заказ и $0,95 за каждую книгу. Как утверждают представители обеих компаний, в ближайшее время абоненты AOL смогут обращаться к службе онлайновой книгопродажи по любому из 18 каналов AOL.

 

Атмосфера конкуренции

 

Хотя Barnes & Noble и опоздала с выходом на рынок электронной коммерции, но у нее лучший выбор при минимальной цене, и это поможет ей потеснить кибервыскочек типа Amazon.com. По мнению экспертов, не последнюю роль сыграет и моментальное узнавание имени книжного магазина  -  ибо все большее число людей начинает работать в Web, и им приятно встречать там знакомые имена. “Мы думаем, что Barnes & Noble, а также другие известные книжные магазины отберут у Amazon.com львиную долю бизнеса”,  -  предположил Брюс Гаптил, директор по исследованиям фирмы Gartner Group (Стэмфорд, шт. Коннектикут).

 

Именно известность, как надеются в Barnes & Noble, сыграет основную роль. “С именем Barnes & Noble у людей ассоциируется целый ряд моментов: доверие, комфортность обслуживания и огромный опыт”,  -  считает Бостер.

 

Тем не менее для окончательной победы Barnes & Noble предстоит сильно потрудиться. “Они еще не продемонстрировали стратегию работы в Internet, и это существенный пробел в их деятельности,  -  считает Джулиан из корпорации IDC.  -  Пока только приходит помощь со стороны AOL, но это лишь кусочек крупномасштабной стратегии, которую им самим в ближайшее время придется вырабатывать”.

 

Эстер Шейн

Версия для печати