Если последние полгода вы не провели в кругосветном путешествии, то, вероятно, слышали об общей стоимости владения (Total Cost of Ownership  -  TCO). Поставщики и консультанты, полные противоречивых идей, только и говорят об этом, рекламируя множество новых продуктов  -  от сетевых компьютеров до схем управления интерактивной средой и настольными ПК. Вконец запутавшемуся менеджеру по информационным технологиям (ИТ) может показаться, что шарлатанов, обещающих снизить ТСО, столько же, сколько и экспертов-диетологов.

 

В некотором смысле идеи сконцентрированы вокруг того, как сбросить “вес”  -  то есть стоимость владения ПК. Дебаты о ТСО в действительности сводятся к борьбе между переходом к тонкому клиенту и улучшением управления обычным ПК. Как бы то ни было, большинство ИТ-менеджеров понимают, что кажущийся бесконечным цикл обновления аппаратуры и ПО с дорогостоящей технической поддержкой  -  реальная проблема, которую необходимо решить.

 

Фирма Gartner Group уже давно говорила о том, что ежегодные затраты на поддержку и техническое обеспечение ПК во много раз превышают его цену. (Последние данные, приводимые Gartner Group,  -  $9784 для работающего в сети ПК с Windows 95.) Производители аппаратного и программного обеспечения ПК потакают ТСО-инициативе (любого вида, размера и цвета), начиная с новой службы SystemCare корпорации IBM и заканчивая решениями Zero Administration Windows корпорации Microsoft и Wired for Management корпорации Intel.    

На стороне тонкого клиента выступают сторонники сетевых компьютеров  -  здесь особенно заметны Sun Microsystems и корпорация Oracle. Снижение затрат и централизованная техническая поддержка  -  это, может быть, главные доводы в пользу сетевых компьютеров (СК), чье появление, в свою очередь, вдохновило Intel и Microsoft выступить со спецификацией NetPC. Последнее слово сторонников тонкого клиента  -  это инициатива Windows Terminal корпорации Microsoft, использующая технологию WinFrame фирмы Citrix Systems для Windows NT.

 

Многие компании присматриваются к средствам управления имуществом, сетевым компьютерам, контрактам на аренду оборудования, возможностям передачи части своих функций за пределы компании, чтобы значительно снизить ТСО. Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки, и универсального решения здесь быть не может.

 

Облегчите себе жизнь

 

В 1995 г. Майк Линвилл, технический консультант фирмы U.S. Airways (Уинстон-Салем, шт. Северная Каролина), после тщательного анализа разработал весьма простую стратегию ТСО  -  он решил уменьшить число продуктов и поставщиков. “Это именно то, что нам нужно сделать, чтобы снизить ТСО”,  -  сказал Линвилл.

 

Когда он заключал договор на внешнее обслуживание, то обнаружил, что не имеет понятия, сколько ПК на самом деле есть в его компании, в каких конфигурациях они работают и сколько из них переносных. “Мы, честно говоря, не имеем точных данных о том, что подключено к нашей сети. Наши представления и мнение представителей фирмы-соисполнителя не совпадали”,  -  вспоминает Линвилл. Сейчас он устанавливает программу Asset Insight (Tangram Enterprise Solutions), чтобы иметь лучшее представление о своем ПК-хозяйстве.

 

Как только программа заработает, Линвилл уменьшит число поставщиков и изделий и тем самым снизит ТСО. “Пока вы не поймете, чем вы владеете и где это все находится, трудно снизить затраты”,  -  признался он.

 

Дон Майо, директор по автоматизации California Housing Finance Agency, никогда не разрабатывал проектов снижения ТСО, потому что у него никогда не было настольных ПК. Когда в 1993 г. ему пришлось отказаться от мини-компьютера фирмы Prime Computer, он перешел к ОС AIX версии 4.2, работающей на серверах IBM RS/6000. Всего 180 настольных машин фирмы являются “сетевыми компьютерами первого поколения”  -  терминалами X Windows System фирмы Network Computing Devices.

 

“Когда в 1994 г. мы перебирали имеющиеся у нас варианты, нас беспокоило, что мы можем столкнуться с проблемой технического обеспечения и стоимости владения, если приобретем ПК. Для того, чем мы занимаемся, не нужно, чтобы компьютер был у каждого”,  -  сказал Майо. В компании затраты на техническое обеспечение и снабжение практически были равны нулю. Однако нельзя сказать, что Майо совсем ничего не тратил  -  он заплатил более $2000 за каждый терминал, не считая затрат на сеть и серверы.

 

Множество альтернатив ТСО

 

Если следовать знакам, указывающим в разные стороны, то в лабиринте ТСО можно заблудиться. Прежде чем переходить к новой архитектуре, менеджеры по ИТ должны оценить возможные варианты и выбрать стратегию ТСО.

 

“Большинство вариантов снижения ТСО, которые рассматривают менеджеры, отвечающие за развитие информационных технологий в компании, существенно отличаются от того, что они делают сейчас. Не меняйте ничего, если у вас нет весомых аргументов в пользу снижения затрат,  -  советует Джефф Хелд, партнер фирмы Ernst & Young.  -  Это не то, за что можно взяться с бухты-барахты”.

 

Между крайностями  -  то ли работать с тонким клиентом, то ли лучше управлять толстым  -  находится несколько простых решений, которые помогут снизить затраты, пока создается будущая стратегия. “Переход к новой архитектуре или тщательный анализ парка ПК  -  это всегда правильная реакция на перерасходы,  -  считает Том Райнландер, аналитик фирмы Forrester Research (Кеймбридж, шт.Массачусетс).  -  Однако есть другой путь, по которому вы можете пойти, чтобы снизить расходы”.

 

Прежде всего нужно собрать вместе основных участников дебатов о ТСО  -  представителей отделов ИТ и финансового отдела  -  и определить области, где по обоюдному мнению тратится слишком много. Затем следует выделить приоритеты и определить порядок действий. По мнению Райнландера, это дело нелегкое, поэтому ИТ-менеджер не должен позволить менеджерам по финансам сконцентрировать все свое внимание только на расходах.

 

“ИТ надо рассматривать как источник доходов, а не затрат,  -  считает Райнландер.  -  Не следует подходить к ним с позиции отказа от чего-либо”.

 

Тем не менее многие считают, что снижение стоимости владения должно быть важной целью любой компании. Большинство согласно с тем, что стоимость поддержки ПК слишком высока, даже если данные Gartner Group и других консультантов преувеличены. “Я не согласен с Gartner Group,  -  сказал Дэйв Данлап, менеджер сетевой службы фирмы PeopleSoft (Плезантон, шт. Калифорния).  -  Но даже если они завысили показатели на 50%, все равно это очень много”.

 

Система здравого смысла

 

Во-первых, как советует Райнландер, нужно стабилизировать, а не стандартизовать свою работу. Выделите двух или трех поставщиков в каждой категории и доведите до сведения пользователей, к каким затратам приведут нарушения этого ограничения. “Установите самые элементарные стандарты, но не стремитесь ввязаться в политическую борьбу”,  -  советует Райнландер, добавляя, что менеджерам не следует пытаться втиснуть одну и ту же операционную систему в настольный ПК каждого пользователя.

 

Во-вторых, произведите очевидные усовершенствования. Например, дистрибуция ПО часто приводит к чрезмерному увеличению затрат на ПК и выходу их из-под контроля. Аналитики считают, что электронная дистрибуция программного обеспечения через корпоративную или внешнюю сеть  -  один из очевидных путей снижения ТСО.

 

В-третьих, добейтесь того, чтобы все новые ПК были совместимы со стандартом DMI 2 (Desktop Management Interface  -  интерфейс управления настольными системами). Объявленный в прошлом году, но лишь недавно реализованный в новых ПК стандарт DMI 2 добавляет функции, которые отсутствовали в предыдущей версии DMI. К ним относятся удаленное управление по сети и стандартный протокол получения данных.

 

В-четвертых, попробуйте использовать модель учета затрат на основе активности персонала, как советует Кен Купер, президент консультационной фирмы CooperComm (Честерфилд, шт. Миссисипи). Внимательно проанализируйте свое материально-техническое обеспечение и запишите расходы за услуги на те отделы, которые в этих услугах нуждаются. Купер предлагает рассчитывать затраты на человека, а не на ПК, поскольку сотрудники часто используют свои домашние ПК в тех случаях, когда берут работу на дом. Как только вы это сделали, вы можете проверить активность персонала и объединить или устранить повторяющиеся процессы.

 

В пятых, объединяйте те островки технического обеспечения, которые образовались в вашей компании,  -  таково мнение Рода Франклина, директора службы консультаций по вопросам ТСО из Entex Information Services (Рей, шт. Нью-Йорк).

 

И наконец, осознайте, что ваши расходы не будут равны нулю, пока вы не выключите из розетки ПК и не вернетесь к счетам. Снижение ТСО  -  это процесс установления баланса между централизованным управлением и творчеством конечных пользователей и производительностью оборудования.

 

Лорен Гиббонс Пол

 

С Лорен Гиббонс Пол можно связаться по адресу: laurenpaul@sprintmail.com.

 

Сетевые компьютеры...

 

Новые типы изделий...

 

Схемы управления офисными приложениями... Куда

 

ИТ-менеджеру податься?

 

ТСО в сравнении с затратами на смену технологии

 

Кен Купер из CooperComm считает, что компании должны сосредоточиться на стоимости перехода от одной технологии к другой, а не на более статичной традиционной модели ТСО

Версия для печати