Развлекательные конференции вышли из моды. Теперь главное требование к руководителям ИТ - постоянное углубление своих знаний

 

Больше всего на свете Дарвин Джон любит рассуждать о том, как важно заниматься самообразованием, если собираешься стать руководителем в своей компании. Но как бы он ни был увлечен этими рассуждениями, он никогда не коснется одной весьма популярной темы  -  игры в гольф.

Поскольку перед Джоном, управляющим директором отдела связи и информационных систем Мормонской церкви Иисуса Христа в Солт-Лейк-Сити (шт. Юта), стоит задача идти в ногу с самой передовой технологией и развитием бизнеса, он не намерен терять свое драгоценное время и силы на поиски жемчужных зерен знаний, которые можно получить на предназначенных для руководителей отделов информационных технологий (РИТ) рутинных образовательных мероприятиях, состоящих из смеси развлечений и пленарных докладов.

 

“В сегодняшнем динамичном мире с его жесткими требованиями я не могу больше позволить себе эту роскошь,  -  говорит Дарвин Джон.  -  Вместо того чтобы потерять час, устанавливая личный контакт с нужным человеком за игрой в гольф, я лучше прямо поговорю с ним и быстро выясню суть дела”.

 

Джон  -  не единственный, кто старается извлечь максимум пользы из всех форм обучения за кратчайшее время. Высшее руководящее звено отделов ИТ становится сегодня составной частью руководства компаний, поэтому непрерывному обучению этих работников придается столь важное значение. Старомодные четырехдневные конференции РИТ с завязыванием контактов, угощением, докладами и неотъемлемой игрой в гольф потеряли свою популярность. На их место приходят более лаконичные и интенсивные форумы, участники которых больше общаются и меньше развлекаются.

 

Новые времена  -  новые приметы. К примеру, два традиционных лидера в области организации конференций изменили свои программы, чтобы приспособиться к новым потребностям РИТ. Society for Information Management (общество руководителей отделов ИТ) предлагает новую, узконаправленную элитную программу SEE (SIM Executive Exchange), предназначенную для того, чтобы научить руководителей отделов ИТ оказывать влияние на высшее руководство компаний. А CSC Index, отделение корпорации Computer Science, к концу года преобразует свою регулярно проводимую конференцию Centrum в мероприятие для узкого круга лиц, допускаемых только по специальным приглашениям.

 

Разумеется, если как следует поискать, то еще можно найти рекламные проспекты образовательных мероприятий с увеселительным уклоном. Тем не менее факт остается фактом: большинство РИТ, съевших на таких мероприятиях достаточно много изысканных блюд, теперь испытывают жажду знаний. Все больше руководителей смотрят на обучение как на свою постоянную деятельность, затрагивающую каждый аспект их работы, а не как на что-то, чем время от времени положено заниматься на конференциях и форумах. Многие из них считают неотъемлемой частью такого обучения чтение самых разнообразных книг и статей.

 

Дарвин Джон считает повышение квалификации определяющим фактором успеха в работе. “Руководитель должен постоянно учиться и расти. Он должен использовать каждый день для укрепления своих позиций лидера”,  -  говорит он.

 

Дик Дули, президент фирмы TDG (Ривервудс, шт. Иллинойс), занимающейся консультированием в области ИТ, согласен с тем, что понимание образования как непрерывного процесса имеет ключевое значение. “Это не вопрос личного выбора. Обучение  -  это неотъемлемая часть работы руководителя”,  -  считает Дули, участвовавший в 1968 г. в основании Society for Information Management, будучи ИТ-руководителем в Первом национальном банке Чикаго.

 

Одна из причин утраты традиционными конференциями РИТ былой популярности заключается в том, что лидерам отделов ИТ надоели присутствие на этих мероприятиях компаний-поставщиков и их спонсорская поддержка. По мнению Рона Кристмена, главы и основателя консалтинговой фирмы Concours Group (Кингвуд, шт. Техас), главное внимание должно уделяться обучению, а конференции -не место для рекламы.

 

Другим поводом для недовольства, которое особенно ощутимо на больших конференциях, является то, что в основном их участники стоят на служебной лестнице несколькими ступенями ниже РИТ. “Людям обещают, что в конференции примет участие много руководителей, а потом оказывается, что среди 300 участников их только шесть человек”,  -  объяснил Кристмен.

 

С учетом этого теперь многие мероприятия нового типа проводятся с меньшим числом участников  -  максимум 20 - 25 человек, допускаемых только по специальным приглашениям. Консалтинговая фирма NDMA (Риджфилд, шт. Коннектикут) четыре раза в год организует семинар под названием Colloquium, в котором участвуют всего шесть специально приглашенных РИТ. В то же время повышенное внимание к титулам может быть шагом назад и по сути принадлежит старому миру конференций РИТ. “В конце концов, кто такой руководитель информационных систем?  -  спрашивает Дик Дули.  -  Четкого ответа на этот вопрос здесь нет. Требование, чтобы все участники были руководителями, само по себе относится к устаревшему типу мышления”. Передовые сотрудники отделов ИТ больше знают о новейших достижениях. “Это особая категория. Сегодня неважно, кто они по званию,  -  они часть компании”,  -  подчеркивает он.

 

И,  пожалуйста,    без  технических  подробностей  -

 

К чему не стремится сегодня большинство РИТ, так это к обучению на техническом уровне. Руководитель скорее потратит время на самообразование, изучая стратегически важные аспекты бизнеса, чем будет корпеть над документами, пытаясь постичь сложные детали частной технологии. Возьмем наугад несколько брошюр с конференций РИТ  -  мы увидим такие названия, как “ Ключевые позиции и конкурентное преимущество: думать скрыто, действовать открыто” (CIO Communications) и “За и против аутсорсинга” (Chicago Research and Planning Board).

 

Даже новое поколение руководителей, многие из которых не имеют технической подготовки, основное внимание уделяет овладению искусством бизнеса, а не технической стороне дела. Примером здесь может служить Дейв Андерсон, руководитель ИТ компании American Family Mutual Insurance (Мэдисон, шт. Висконсин). Год назад он руководил отделом бухгалтерии и финансов и был вполне счастлив, как вдруг его назначили вице-президентом по информационным службам и руководителем 680 специалистов по ИТ.

 

“Можете себе представить, каково мне было: человек из бухгалтерии, да еще при такой скорости развития технологий!”  -  вспоминает он. Тогда Андерсон немедленно занялся самообразованием, тратя на это почти все свое время.

 

За первый год работы на новом месте он побывал по крайней мере на шести конференциях, провел массу времени, общаясь со своими главными поставщиками (в том числе корпорациями IBM и Microsoft и фирмой Cisco Systems), и прочел горы тематической литературы. Однако при этом он не прослушал ни одного специального технического курса типа Systems 101. С самого первого дня он возложил все технические обязанности на своих сотрудников, а сам сосредоточился исключительно на стратегии. “Я мало занимаюсь техническими вопросами. Я стараюсь действовать как лидер и катализатор”,  -  говорит Андерсон.

 

Однажды, когда Андерсон только осваивал новую должность, он пожаловался другому руководителю ИТ на то, что очень трудно перейти из сферы финансов, где все знаешь и имеешь контакты с нужными людьми, в сферу информационных технологий, где не знаешь ничего и почти не имеешь связей. Его собеседник ответил: “Подождите, пройдет четыре месяца,  -  и вы будете знать столько же, сколько знаю я”. “Он оказался прав”,  -  вспоминает Андерсон.

 

Теперь, став после года работы на новом месте настоящим ИТ-профессионалом, он говорит, что посвящает самообразованию примерно четверть своего времени и каждый квартал участвует в одном 3 - 4-дневном мероприятии. Как и Дарвин Джон из Мормонской церкви Иисуса Христа, Андерсон редко играет в гольф в образовательных целях. “Я участвую в конференциях не ради гольфа и светских бесед, хотя поставщики, кажется, считают это важным”,  -  сказал он.

 

Чтение  -  вот  главное  учение

 

Чтение специальной литературы, как считает Джон, должно входить в круг ежедневных обязанностей руководителя ИТ, а не быть просто элементом программы конференций. Что касается последних, то Джон принимает участие в программе SEE общества SIM, а также является членом нью-йоркского клуба Research Board для руководителей ИТ.

 

Джон еще и усердный читатель. В числе газет и журналов, регулярно прочитываемых им, он называет International Herald Tribune, Wall Street Journal, Sunday New York Times, Economist, Fortune, Harvard Business Review, Business Week, Forbes, PC Week и Information Week.

 

Кроме того, Джон читает немало литературы, не относящейся к его профессиональной деятельности. В ней он ищет ценные идеи, которые можно было бы применить в его работе. Так, недавно он натолкнулся на теорию, называемую наукой о системах, после чего стал читать литературу об экосистемах из области охраны природы. Эта тема может показаться далекой от проблем ИТ, однако новые знания позволили Джону по-новому взглянуть на свою организацию. “Это помогло мне посмотреть на вещи по-другому, задуматься о том, как все они взаимозависимы. Я беру идеи из других областей и помещаю их в область моих интересов. Я могу сегодня использовать эти идеи в работе, и это дает мне преимущество”,  -  заявляет он.

 

По словам Дика Дули, руководитель ИТ никогда не должен смотреть на чтение литературы, не имеющей непосредственного отношения к его работе, как на роскошь или бесполезную трату времени. “Лидеры  -  усердные и эксцентричные читатели. Главное  -  не читать стандартных вещей”,  -  утверждает он.

 

Однако гольф и другие средства социального сближения по-прежнему не исчезают из практики повышения квалификации руководителей ИТ. Рон Кристмен из Concours Group считает, что эти средства налаживания контактов позволяют руководителям завязать личные отношения, которые они потом годами могут использовать как источник новых знаний или помощи. “Гольф  -  это способ умышленно поставить людей в ситуацию, когда они узнают друг друга”,  -  говорит Кристмен. Большинству людей нужно лучше узнать человека, прежде чем решиться на более глубокий контакт с ним. И только после этого появляется основа для настоящего обмена опытом и обучения.

 

Семейные мероприятия, такие, как конференции, куда участники приглашаются с супругами, тоже достаточно популярны, потому что, по словам Кристмена, “знакомство с семьей человека позволяет завязать отношения”.

 

Зри  в  корень

 

Джону Глейзеру, руководителю отдела информационных систем из бостонской фирмы Partners Healthcare, занимающейся страхованием здоровья, никогда не удавалось вынести что-либо особенно ценное из общения с известными руководителями ИТ из других отраслей. Поэтому он предпочитает учиться у своих коллег из сферы страхования здоровья, причем относится к этому настолько серьезно, что помог образовать специальную группу РИТ, занятых в этой области, под названием CHIME (College Healthcare Management Exchange). Главный результат этого, по мнению Глейзера,  -  “обсуждение общих больных мест и эмоциональная поддержка”.

 

Группа также служит источником обмена опытом. “Вы узнаете, как другие люди справляются с теми же проблемами”,  -  говорит он.

 

Когда Глейзер на конференциях рассказывает лидерам ИТ о том, как важно получать знания за пределами собственной компании, он не забывает предостеречь их: нельзя упускать возможность учиться непосредственно и в своей организации. По его мнению, любой разговор с сотрудниками тоже является элементом обучения. Глейзер говорит, что часы, которые каждый день тратишь на хождение по комнатам и беседы с сотрудниками,  -  это тоже образование.

 

Дарвин Джон с этим вполне согласен. Чтобы улучшить возможности для обмена опытом с другими руководителями своего ранга из бизнес-отдела Церкви, он приглашает их заглядывать к нему в кабинет каждый понедельник по утрам. “Это снимает столько барьеров! Нет никакой специальной программы этих собраний, и мы не занимаемся принятием решений. Люди просто рассказывают о своих делах, а я учусь у них”,  -  объясняет Джон. Еще одно преимущество: никто не обязан подавать клюшки и мячи.     

 

Лорен Гиббонс Пол  -  внештатный автор из Белмонта, шт. Массачусетс. Свои

 

мнения можно послать по адресу:

 

laurenpaul@sprintmail.com.

 

Лорен Гиббонс Пол

 

 Что изменилось?

 

Хотя традиционные большие конференции РИТ не исчезают со сцены, в наши дни растет потребность в более интерактивных мероприятиях с меньшим числом участников

 

- Society for Information Management (www.simnet.org)

 

Ежегодная трехдневная конференция SIM  -  бабушка всех мероприятий по обучению РИТ. В последние три года количество участников оставалось практически постоянным  -  около 450 человек. Новинкой является программа SEE (SIM Executive Exchange), предназначенная для того, чтобы научить руководителей оказывать влияние на высшее руководство своих компаний. Три или четыре раза в год 20 - 25 лидеров будут по три дня гостить в одной из компаний. Быстрыми темпами развиваются и региональные образовательные форумы SIM, которые фокусируют свое внимание на обучении наиболее перспективных руководителей ИТ

 

- Chicago Research and Planning Board

 

Этот чикагский консорциум РИТ устраивает круглые столы и брифинги примерно раз в месяц. Мероприятия обычно проводятся в форме завтраков, на которые приглашаются в среднем около 40 человек. CRPB расширяет свою деятельность до масштабов всей страны  -  его филиалы скоро появятся в Далласе, Хьюстоне и других городах

 

- CSC Index (www.csc.com)

 

По словам вице-президента Питера Блэтмена, CSC Index (Сан-Франциско) преобразует свой традиционный форум Centrum из классической конференции-съезда с сотнями участников в эксклюзивный клуб для 50 - 60 передовых руководителей ИТ. Последние будут допускаться исключительно по приглашению, а в заседаниях будут принимать участие небольшие рабочие группы примерно по 10 человек

 

- Omicron Consulting (www.omicron.com)

 

Omicron ежеквартально организует CIO Breakfast Club для руководителей ИТ из района долины Делавэр. Каждое мероприятие длится несколько часов и посвящается одной теме, например внедрению Internet и intranet. Посещаемость мероприятий держится на уровне 25 - 30 человек

 

 В Сети

        эти узлы содержат ресурсы и информацию для РИТ:

 

- PC Week Executive ExecConnect (www.pcweek.com/ExecConnect)

 

Ссылки на лучшие Web-узлы для лидеров ИТ. Содержит полезные советы о путях продвижения по служебной лестнице, поиске консультантов, а также информацию, специфичную для частных отраслей

 

- The Research Board (www.researchboard.com/)

 

Домашняя страница нью-йоркского клуба для высшего руководства ИТ. Членство только по приглашению; подробности можно узнать на Web-узле. Поддержка и спонсорская помощь поставщиков не принимаются

 

 Новый тип конференции РИТ.

         Сегодняшние образовательные мероприятия для руководителей ИТ меньше фокусируются на престиже должности РИТ и больше на самих лидерах бизнеса

 

Старый подход

 

- Четырехдневная конференция со спортивными играми, коктейлем и семейными мероприятиями

 

- Конференция с числом участников 400 - 500 человек

 

- Пленарный доклад известного РИТ

 

- Участники конференции должны иметь звание не ниже РИТ; старшие сотрудники отделов ИТ могут объединяться только с равными по рангу

 

- Руководители ИТ должны отводить на самообразование 25% своего рабочего времени

 

- Гольф

 

- Надо читать то, что относится к твоей отрасли,  -  нет времени читать все подрядНовые веяния

 

- Двух-трехдневное мероприятие с минимумом развлечений

 

- Семинар с 20 - 25 участниками

 

- Пленарный доклад исполнительного директора или другого руководителя с интенсивным диалогом с аудиторией по окончании

 

- Звания не имеют принципиального значения в интеграции ИТ и бизнеса

 

- Обучение должно идти непрерывно, проникая в любую сферу деятельности РИТ  -  профессиональную и непрофессиональную

 

- Горные велосипеды

 

- Чтение не только специальной литературы, но и литературы, не имеющей непосредственного отношения к информационным технологиям

Версия для печати