RPI подает “Экипаж”, запряженный в MS Office

 

Вначале октября компания RPI и московское представительство Microsoft провели совместную пресс-конференцию, посвященную получению программным комплексом “Экипаж” (разработка RPI) логотипов “Microsoft Office 97 Compatible” (впервые этот логотип присвоен российскому продукту) и “Designed for Microsoft Windows NT and Windows 95”. Об этой новости и некоторых других вопросах, связанных с сертификацией программ на совместимость с платформой Microsoft, мы уже информировали читателей (PC Week/RE, № 38/97, с. 12). А в начале года было опубликовано довольно подробное описание назначения и программной реализации пакета “Экипаж” (PC Week/RE, № 12/97, с. 22). Поэтому сейчас стоит рассказать о некоторых новых элементах данного проекта.

 

Комплекс “Экипаж” позиционируется как система автоматизации управленческого учета различного рода торговых предприятий. При этом подчеркивается, что имеется в виду не официальный бухгалтерский учет, а именно анализ обобщенных сведений о работе организации для принятия решений ее руководством. Это важно, например, при управлении из единого центра группой компаний, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом, либо в случае необходимости обработки информации, которая в бухгалтерских программах не используется или, более того, категорически не должна попадать в них...

 

Президент RPI Алексей Леонтьев довольно четко обозначил прямого (практически единственного в этом классе программ) конкурента своего продукта  -  пакет “1С:Торговля”. Не ставя перед собой задачу провести сравнительный анализ функциональных и технических характеристик этих программ, хотелось бы обратить внимание на вопрос, непосредственно связанный с темой пресс-конференции. Дело в том, что, предлагая на рынке программы примерно одинаковой направленности и ориентируясь на технологии Microsoft при создании своих продуктов, RPI и “1С” продемонстрировали два принципиально разных подхода к использованию MS Office в качестве базовой платформы разработки (см. PC Week/RE, № 30-31/ 97, с. 44).

 

Как  дружить с  Microsoft  Office

 

В своих разработках “1C” демонстрирует классический, можно даже сказать, консервативный стиль. VC++ в качестве средства разработки, создание собственной инструментальной среды  -  фактически это библиотека классов и внутренний язык программирования. (В представленной год назад клиент-серверной версии “1С:Бухгалтерия” использовалась база данных Btrieve. На вопрос, почему не был задействован SQL Server, представители “1C” отвечали, что “нам нужно надежное решение. Пусть на новых продуктах экспериментируют другие. Мы не спешим”.)

 

В результате конечный продукт получился достаточно автономным  -  он привязан только к ОС. А связь с MS Office выполняется лишь на уровне взаимодействия приложений по принципу “Если вам нужно обратиться к MS Word  -  сделайте это, если нет  -  присутствие этой программы на вашем компьютере необязательно”.

 

“Экипаж” реализован на совершенно иных принципах. Основные функциональные модули комплекса работают непосредственно в среде MS Office 97, точнее MS Excel 97 и Word 97, и представляют собой его внутренние документы (Add-Ins). Основной средой пользователя является MS Excel, настройка которого на конкретные задачи выполняется уже готовыми расширениями, а также самим администратором системы через табличные описания структуры документов. Для внесения более серьезных изменений возможно изменение кода поставляемых программных модулей или полная замена программ собственными вариантами (описание программных интерфейсов является открытым).

 

Ядро комплекса представляет собой ПО промежуточного слоя (обеспечивает взаимодействие между средой пользователя и базой данных), реализованного на Visual Basic в виде OLE-серверов. В качестве системы хранения информации может быть задействована любая база данных с доступом через интерфейс ODBC, например, в зависимости от объема информации это может быть MS Access или MS SQL Server. При небольшом количестве информации можно хранить данные непосредственно в файлах Excel.

 

Низкоуровневые условия сохранения целостности базы данных реализованы средствами SQL, более сложные распределенные во времени транзакции обеспечиваются ядром системы. Использование стандартов DCOM в значительной степени решает проблему масштабирования. Переход от локального варианта системы к трехуровневой клиент-серверной модели производится простым переносом ядра комплекса с рабочей станции на сервер. Как подчеркивают разработчики “Экипажа”, такая организация системы обеспечивает высокую надежность ее работы: например, в случае обрыва связи в локальной сети пользователь может всегда сохранить текущие данные в виде автономных файлов Excel.

 

Говоря о различных подходах к созданию программных комплексов, следует отметить, что их характеризуют два важных обобщенных показателя  -  стоимость разработки (трудоемкость, сроки) и требования к ресурсам законченного продукта, которые находятся в общем случае в обратно пропорциональной зависимости. В условиях чрезвычайно быстрого роста мощности вычислительных ресурсов последних лет современная тенденция стиля разработки в целом однозначно нацелена на решение такой оптимизационной задачи: максимальное снижение стоимости проекта при разумных требованиях к ресурсам. Запоздавший на рынок продукт имеет гораздо меньше шансов на успех по сравнению с более ранним, даже если тот обладает завышенными запросами к технике. Отражением этого подхода является огромный рост популярности RAD  -  средств быстрой разработки. (Как будто остальные инструменты предназначены для замедленного программирования. Нет, скорее их можно назвать “средствами создания программ повышенной эффективности”.)

 

В этом смысле “Экипаж” демонстрирует именно такой подход к разработке с использованием “крупноблочного строительства”. Здесь сокращение расходов проекта связано с уменьшением затрат на тестирование и отладку, так как используются уже отработанные объекты Office. Еще один важный момент  -  использование известных стандартов позволяет решить проблемы организации разработки и развития системы за счет временного привлечения сторонних программистов. По словам руководителя проекта “Экипаж” Алексея Важнова, аутсорсинг широко применялся в этой работе.

 

Расплата за использование готовых, тем более универсальных решений (например, стандартов DCOM, методов удаленного доступа к базам данных) известна  -  это повышенные требования к ресурсам: оперативной памяти, мощности процессора, объему жесткого диска. Судя по объявленным характеристикам, “Экипаж” действительно уступает по этим показателям конкурирующему продукту. Но, скорее всего, для пользователя это будет неважно  -  ведь он вполне соответствует конфигурации компьютера современного уровня (16 Мб ОЗУ должно хватить).

 

Заканчивая рассуждения о двух подходах к разработке проектов, нужно подчеркнуть, что на самом деле возможности выбора у разработчиков коммерческих продуктов не очень велики. Как заметил в беседе на эту тему Юрий Томашко, специалист по средствам разработки Microsoft АО, “создавать собственные внутренние программные интерфейсы и технологические решения, как это делает “1С”, под силу немногим”.

 

Разработка  закончена. Что  дальше?

 

С точки зрения пользователя, гораздо более важными являются открытость системы и возможность ее развития в будущем, в том числе собственными силами. В принципе, оба решения подразумевают такую возможность, предлагая фактически две разные технологии  -  от “1С” (она называется V7) и от Microsoft (DCOM, ActiveX, Office, WinAPI и пр.). На что ориентироваться  -  решать пользователю, оба варианта имеют свои плюсы и минусы. По заявлению разработчиков “Экипажа”, переход от версии Office 95 к версии Office 97 прошел без проблем. Следует также отметить, что Microsoft всячески подчеркивает свои обязательства по поддержке совместимости VBA с его будущими версиями.

 

Однако для завоевания рынка одного качества товара совсем недостаточно. И здесь “Экипажу” предстоит еще довольно долгий путь. Судя по информации представителей RPI, реальных внедрений системы пока не очень много. (На пресс-конференции менеджер Microsoft АО Алексей Палладин сообщил о планируемом использовании системы в московском офисе корпорации.) Но многие потенциальные пользователи уже могли ознакомиться с персональным вариантом “Экипажа”, который распространяется условно-бесплатно.

 

Основным методом продвижения продукта президент RPI Алексей Леонтьев считает создание системы партнеров, VAR’ов. Сейчас ведутся активные переговоры с потенциальными партнерами. Может быть, привлекательным моментом для партнеров и пользователей станет возможность создания собственных расширений программы, которые после соответствующего тестирования и сертификации смогут распространяться среди других пользователей системы. Так что в будущем вполне вероятно формирование некоторого сообщества пользователей и разработчиков “Экипажа”. Что же, посмотрим, куда он поедет дальше.

 

С фирмой RPI можно связаться по телефону: (095) 267-3420.

 

Андрей Колесов

Версия для печати