Служба розничной торговли ВС США не торопится с реализацией основанной на WWW развернутой структуры управления системой снабжения

Несмотря на то, что словосочетание Army-Air Force Exchange Service (AAFES  -  служба розничной торговли в подразделениях сухопутных войск и военно-воздушных сил армии США) далеко не так широко известно, как, например, Wal-Mart или Kmart, каждый, кто хотя бы один раз побывал на американской военной базе, знает, что AAFES в военной розничной торговле играет первую скрипку.

 

Ричард Грин из AAFES пользуется услугами Internet, но считает, что полностью переходить в онлайновый режим работы пока рановато

Увеличив объем продаж приблизительно до 7 млрд. долл. в год и обеспечив обслуживание более чем 1400 объектов по всему миру, этот 102-летний “военный долгожитель” розничной торговли знает, как поддерживать в постоянном порядке свою систему поставок, как обеспечить полный ассортимент товаров на полках магазинов и как сделать так, чтобы клиент был всегда доволен. Вложив значительные средства в самые передовые технологии, такие, как хранилища данных и беспроводные ЛВС, AAFES стремится полностью использовать все преимущества этих высоких технологий, чтобы быть на гребне технического прогресса. Итак, что же делает эта организация (если делает что-нибудь вообще) для внедрения Internet в свою систему поставок? Очень мало, “Всемирной паутине” здесь пока еще не доверяют.

 

“Мы пользуемся теми преимуществами, которые предлагает Internet, но мы не торопимся окунуться в них с головой”,  -  подчеркнул Ричард Грин, начальник отдела поддержки срочных операций в структуре информационной службы штаба AAFES (Даллас).

 

По подсчетам аналитиков индустрии розничной торговли, внедрение Internet в хорошо отлаженную схему поставок в этом секторе рынка вызовет, скорее всего, эффект “бесконечно малых приращений”, а не глобальную реконструкцию системы. И пока такие организации, как фирма Wal-Mart Stores, хвастаются сокращением цикла поставок и ростом экономических показателей (общим снижением объема затрат), большинство предприятий розничной торговли не торопится внедрять Internet в полномасштабную систему управления снабженческими структурами.

 

“У этих гигантов отрасли цепочка поставок очень сложная и хорошо организованная, поэтому для них чрезвычайно важно сделать первые, пусть маленькие шаги по поиску вариантов использования Internet с целью совместного использования информации и укрепления старых связей”,  -  заметила Бэт Энслоу, аналитик фирмы Gartner Group (Стамфорд, шт. Коннектикут).

 

Для AAFES такими маленькими шагами можно считать предоставление производителю возможности просмотреть счета, а покупателю  -  познакомиться с новыми товарами. Даже мелкий поставщик, не имеющий электронных средств обмена данными, должен иметь возможность отправлять и получать отгрузочные документы и другую информацию, причем через Internet. “Пока это не стало окончательным решением, это только шаг в правильном направлении,  -  заметил Том Сага, директор подразделения системных разработок AAFES.  -  Мы знаем, что Internet сыграет в будущем важную роль, и хотим быть готовыми к работе с нашими партнерами, когда это время наступит”.

 

Идеей, лежащей в основе нового пакета услуг, предлагаемого AAFES для поставщиков, является использование информации совместно со своими партнерами. В недалеком прошлом, когда производитель хотел просмотреть счета или проверить прохождение платежей, ему требовалось затратить для этого немало усилий. Производителю приходилось звонить в Даллас, в бухгалтерский отдел, ведущий учет кредиторской задолженности, а сотрудник этого отдела должен был в свою очередь вручную направлять запрос в фирму Walker Interactive Systems, система учета которой функционирует на базе мэйнфрейма Amdahl. Если заказчик хотел получить копию счета, она отправлялась ему по факсу.

 

Сейчас, используя Internet и программный интерфейс, созданный с помощью Micro Focus COBOL, производитель может сразу войти под своим паролем в Walker Systems, проверить прохождение счетов и даже сделать на принтере копии необходимых документов. Все эти операции занимают теперь считанные секунды.

 

“Очень грамотной политикой следует считать стремление сдвинуть дело с мертвой точки и приступить к разработке приложений на базе Internet с целью обеспечения работников розничной торговли инструментами для совместного использования информации поставщиками и производителями,  -  заявила Энслоу.  -  Существует целый ряд проблем, как бы лежащих на поверхности, решив которые производитель сделает реальный шаг по пути внедрения Internet в свои схемы поставок”.

 

В качестве примера решения такой проблемы Энслоу сослалась на прошлогоднюю сделку между Wal-Mart и компанией-поставщиком Warner-Lambert, которая предусматривала распространение информации через Internet. В результате сделки обеим сторонам удалось сократить продуктовый цикл и избежать затоваривания. Установление связи между двумя компаниями через Internet и совместное использование ключевой информации по объемам производства и продаж позволило продемонстрировать в ходе этого эксперимента взаимовыгодность сделки: каждой стороне оказалось под силу сократить схему прохождения товаров более чем на две недели и избавиться от традиционного ассортимента продукции, “обреченного” на распродажу.

 

“Эта сделка  -  образец того, как совместное использование информации позволяет оптимизировать процесс поставок, и пример того, что следует делать другим предприятиям розничной торговли”,  -  подытожила Энслоу.

 

Совместное использование информации с конечными потребителями также можно расценить как стратегически правильное решение AAFES. В июне 1997 г. она разместила в Сети свой каталог, содержащий более 1000 статей с иллюстрациями. Этот Web-узел, защищенный паролем, рассматривается AAFES в качестве своего рода тренажера. Проверяя готовность потребителя перейти на онлайновую торговлю, специалисты получают бесценный опыт по управлению электронной торговлей в Сети и в то же время предлагают клиентам, многие из которых ведут “кочевой” образ жизни, более качественный сервис.

 

Web-узел дает возможность проверить через Internet состояние всех заказов, независимо от способа их размещения  -  по телефону, персонально или в режиме online. С помощью программного интерфейса, написанного все на том же Micro Focus COBOL, вы можете войти в базу данных заказов по каталогу IBM IMS (информационной системы управления IBM) и разместить информацию в Web для ознакомления с нею покупателей.

 

В то же время постоянные клиенты AAFES пока опасаются оформлять торговые сделки по Сети. Члены группы Softline, подразделения AAFES, принимают участие в работе экспериментального “виртуального выставочного зала” под названием RagNet (www.ragnet.com), организованного фирмой Information Networks (Уэстпорт, шт. Коннектикут). Компания Softline, которая занимается всеми осенними распродажами одежды, обуви и ювелирных изделий, играет ведущую роль в структуре AAFES. “Мы пока все еще изучаем, как Internet приживется в нашей организации. Нам, конечно, понятно, что значение этой сети со временем будет возрастать, но мы хотим определить, каким образом нам ее использовать, чтобы получить максимальную отдачу”,  -  поделился тактическими замыслами Майк Дэвис, вице-президент Softline по снабжению.

 

Обеспечение доступа в Internet для оптовых покупателей может дать положительные результаты и для конечного потребителя. Мелкие производители, не имевшие в прошлом доступа к клиентам AAFES, сейчас, взяв в руки средства коммуникации, получили возможность выставить свою продукцию. Так, например, покупателям AAFES уже были сделаны через Internet предложения о приобретении товаров, предлагавшихся ранее. В общем, конечно, все это  -  “залежалый товар”, от которого производители хотели бы избавиться даже по демпинговым ценам, поэтому они стремятся сбыть свою продукцию различным розничным торговцам.

 

“Мы пока еще не делаем покупки прямо через Internet, а только уточняем информацию по телефону и затем принимаем решение о возможности сделки”,  -  сказал Дэвис. Экономия средств от участия в таких распродажах может впоследствии лечь в основу снижения стоимости продукта для конечного потребителя.

 

“Факт открытия мелким производителям доступа к клиентской сети таких компаний, как AAFES, постепенно становится одним из главных преимуществ организации поставок на основе Web,  -  продолжает тему Энслоу.  -  Эти производители вот-вот получат доступ к более крупным торгово-розничным сетям, о которых они раньше не могли и мечтать”.

 

Совершенно очевидно, что в конечном счете волна электронной коммерции и системы поставок затащит во “Всемирную паутину” и такие компании, как AAFES. Неясно только одно  -  что должно произойти, чтобы главные исполнители сделали, наконец, не маленький шажок, а большой шаг в правильном направлении?

 

Эйлин Кроули

Версия для печати