Часть 2

Ситуация с Интернет-коммерцией в нашей стране весьма своеобразна. Она сильно отличается от той, что существует в западных странах. Если на Западе системы доставки, платежей, торговли по каталогам, автоматизации предприятий и EDI развивались десятилетиями, то у нас все это начало нарождаться лишь в последние несколько лет. Отсюда и перекосы.

В строгом смысле слова в нашей стране нет ни коммерции типа B2B, ни коммерции B2C. Согласно отчету РОЦИТ, оборот B2B составил в 1998 г. 40 млн. долл., но не совсем ясно, откуда взялась даже такая скромная цифра. Мне известен только один проект с использованием технологий B2B - по организации взаимодействия систем автоматизации предприятий московского представительства Hewlett-Packard и нескольких ее партнеров - но и он находится в пилотной стадии.

Относительно оборота B2C в 1998 г. РОЦИТ называет более правдоподобную цифру - 1 млн. долл. В 1999 г. совокупный оборот, вероятно, составит около 1,5 млн. долл. Его создают 5 - 7 наиболее раскрученных сайтов Интернет-торговли, месячный оборот которых составляет 10 - 30 тыс. долл.

Всего же в СНГовском сегменте Интернета существует более 400 сайтов (см. каталог на сайте Magazin. Ru), предлагающих те или иные платные услуги. Однако абсолютное большинство из них электронной коммерции, в строгом смысле этого слова, не ведут (см. определение в первой части обзора): они не интегрированы с системой автоматизации торгового предприятия, не позволяют осуществлять онлайновые платежи, требуют участия менеджера на тех или иных фазах оформления покупки.

Интернет-активность российских компаний правильнее отнести к начальной стадии электронного бизнеса (ЭБ), а не электронной коммерции. Разница между этими понятиями существенна: в уже упоминавшемся в первой части обзора документе администрации США ЭБ определяется как процесс, который коммерческая организация производит через компьютерную сеть. Он не обязательно сопровождается передачей прав пользования, поэтому электронная коммерция - частный случай ЭБ. Например, размещение в Интернете рекламы, вывешивание прайс-листов или каталога продукции являются способами ведения ЭБ, но не ЭК, так как передачи прав пользования здесь не происходит.

Наиболее популярные товары, приобретаемые через Интернет

Это различие проявляется при рассмотрении юридической стороны дела. Если представить себе в США Интернет-магазин, который доставлял бы товар с курьером и взимал оплату за товар наличными деньгами, то такой магазин должен был бы включать в стоимость товара налог с продаж, поскольку без онлайнового платежа законченного цикла передачи прав пользования не происходит. До настоящего времени Интернет-магазины США от такой обязанности были освобождены. Смысл этого понятен: государство заинтересовано в том, чтобы сделать финансовые потоки безналичными и прозрачными, стимулировать более быстрое обращение денег в экономике и уменьшение накладных расходов (как своих, так и компаний).    

 

Web-представительства

Разница между сайтами ЭК и ЭБ важна и по другой причине: без создания законченного электронного цикла торговли нельзя снизить накладные расходы компании, т. е. значительно повысить ее конкурентоспособность. Как правило, появление Web-узла приводит лишь к росту накладных расходов, хотя и позволяет несколько увеличить продажи за счет дополнительной рекламы своих услуг в Интернете.

Пример отдельной отрасли ЭК: обороты (млрд. долл.) онлайновой индустрии путешествий, включающей перелет, поселение в гостинице, аренду машин, полностью укомплектованные туры и др. услуги

Сайты российских фирм и представительств зарубежных корпораций, за редким исключением, носят информационно-рекламный характер. В последние годы за ними закрепилось название “Web-представительства”. Здесь можно найти много полезной информации - от общих сведений о компании до регулярно обновляемых прайс-листов. Открытие таких представительств сейчас стало модным - большинство фирм не просчитывают экономическую эффективность этого шага.

Многие компании организуют на своих узлах некоторое подобие магазинов. В сущности, это каталоги с возможностью помещения выбранных товаров в корзину. Информация о заказе передается потом конкретному человеку, который и работает с новым клиентом. Однако число сделок на большинстве подобных сайтов ничтожно (исключая сайты дистрибьюторов. - прим. ред.), поэтому такой подход не вызывает особых проблем.

В основном узлы торгуют компьютерным оборудованием (20%), ПО (12%), дисками, кассетами и книгами (10%), автопринадлежностями (5%), бытовой, аудио- и видеотехникой (8%), средствами связи (5%), информацией (5%), продуктами питания (4%) и т. п. (подсчет по каталогу Magazin.Ru).

Примерно 85% сайтов, включенных в базу данных Magazin.Ru, заказанный товар или услугу не позволяют оплатить в онлайне. Предлагается отдавать наличные курьеру, делать перевод по почте или через банк, получать товар наложенным платежом. Это происходит по разным причинам: налоговым, законодательным, а также чисто коммерческим (об этом - в разделе “Проблемы доставки”). Безналичный расчет осуществляется высылкой счета по факсу или E-mail.

В экзотических случаях, таких, как система бронирования железнодорожных билетов “Экспресс”, посетителю предлагается приобрести специальные карты (в кассах железнодорожных вокзалов!), вводя информацию с которых можно расплачиваться за услуги бронирования. Вряд ли такой подход к бизнесу жизнеспособен.

Платежи в Интернете

Вообще говоря, проблема онлайновых платежей в России, обсуждение которой было столь популярно на заре Интернета, давно решена. Было бы желание такие платежи использовать. В Рунет имеется более десятка различных систем, позволяющих перечислить деньги за товар в онлайновом режиме. Со списками и подробными описаниями этих систем можно познакомиться на сайтах Money.ru и Magazin.ru.

Эти системы делятся на несколько базовых типов:

- для платежей по пластиковым картам (ППК) международных систем Visa, Eurocard/Mastercard, American Express и т. п.;

- для платежей с пользовательских счетов у провайдеров;

- для платежей с использованием “электронного кошелька”;

- для платежей по смарт-карточкам.

Наиболее популярной системой первого типа представляется Assist-CyberPlat, созданная совместно банком “Платина” и петербургской компанией “Рексофт”. Она существует в двух ипостасях: CyberPlat для расчетов “бизнес - бизнес” и Assist (“дружественный” интерфейс к CyberPlat) для расчетов “бизнес - потребитель”.

В настоящее время системой Assist-CyberPlat пользуется более 10% сайтов (20 узлов) из каталога Magazin.ru. В списке, приведенном на сайте “Рексофт”, в качестве клиентов Assist упомянуты более 60 организаций. По словам разработчиков, эта система активно применяется почти на 40 узлах. В ноябре 1999 г. месячный оборот через нее превысил 1,5 млн. руб.

Проблему безопасности клиентов разработчики Assist попытались решить так: передаваемые данные защищаются через протокол SSL, а страница, с которой покупатель вводит номер карточки, располагается не на узле магазина, а на сайте компании “Рексофт”. Ведутся всевозможные стоп-листы номеров карт. “Рексофт” также приобрела идентификационный сертификат у компании VeriSign, так что пользователь может быть уверен, что общается именно с ее сайтом. Фактически проблема доверия (и безопасности) в этой системе свелась к доверию к фирме “Рексофт” и КБ “Платина”. Понятные сомнения “Рексофт” пытается развеять большей открытостью.

Из других российских систем ППК стоит упомянуть Instant! (www.elbim.ru) банка ЭЛБИМ, “ЭлИТ” (www.imbs.com), созданную “Автобанком” и компанией “АйТи”, “Центр электронных платежей” (payments.wplus.net), разработанный “Промышленно-строительным банком Санкт-Петербурга” и компанией “Вэб Плас”, Cashew (www.cashew.ru) - систему онлайновой авторизации компаний DataX/FLORIN, “Релком-Альфа” и “МультиКарта”. Как и у Assist-CyberPlat, их главное достоинство состоит в использовании для проводки платежей российского банка, т. е. в следовании букве российского законодательства. Однако число их клиентов исчисляется единицами.

Другие платежные системы опираются при проведении транзакций на зарубежные банки, как, например, популярный “Клуб русских виртуальных магазинов” (www.russianshopping.com), услугами которого пользуются около 40 сайтов ЭК.

Открывая магазин, следует иметь в виду, что число владельцев карточек в России невелико: из 5 млн. карт, эмитированных в нашей стране, 90% приходится на зарплатные проекты, а из оставшихся 10% большинство выпущены проблемными банками. У наиболее раскрученных магазинов (типа “Озон”) платежи по карточкам внутри России не превышают нескольких процентов оборота.

Однако у Интернет-магазинов, торгующих книгами, фильмами, музыкальными дисками и контентом, существует перспективная аудитория, где без платежей по карточкам не обойтись. Это - жители западных стран, и в особенности наши эмигранты. В обороте “Озона” продажи за границу составляют более 50%, и почти все они оплачиваются с помощью пластиковых карточек.

В некоторых системах можно использовать деньги, внесенные на лицевой счет Интернет-провайдера (ISP). Такой метод позволяет осуществлять микроплатежи (т. е. расплачиваться за ресурсы ценой $1 - $2), для которых системы с пластиковыми карточками неэффективны - в них рентабельны транзакции на сумму не менее $20.

Например, компания “Международные интеллектуальные рынки” (www. icmir.ru) предлагает систему микроплатежей InfoCash, позволяющую использовать остатки на счетах провайдера “Гласнет”. Есть уже и несколько клиентов - поставщиков информации. Система Assist с недавнего времени также позволяет использовать для оплаты услуг в Интернете остатки на лицевых счетах пользователей некоторых ISP.

Однако у данного подхода есть очевидные минусы. Во-первых, провайдер в такой системе выполняет несвойственные для себя функции - фактически он частично дублирует коммерческий банк (хотя банк в этой схеме тоже участвует). Но даже если предположить, что все это вполне законно, то следует иметь в виду, что число пользователей системы напрямую связано с количеством “охваченных” ею провайдеров. Чтобы аудитория достигла приемлемой величины, договариваться придется с очень большим числом ISP. В силу этих причин описанный подход вряд ли перспективен.

Весьма популярной оказалась система Webmoney (www.webmoney.ru) - она применяется для расчетов на 10% сайтов Magazin.Ru. Всего же через Webmoney можно оплатить услуги почти 200 организаций, большая часть которых к Интернет-бизнесу отношения не имеет (см. megastock.molot.ru), - провайдеров, телекомпаний типа “НТВ-Плюс” и т. д.

Webmoney базируется на использовании специального ПО - “электронного кошелька”, хранящего виртуальные деньги, благодаря чему можно вести микроплатежи. Однако электронные деньги в кошельке возникают только после того, как пользователь конвертировал в них (т. е. перевел на счет компании - владельца системы) свои реальные накопления. Иными словами, вы должны сильно доверять организациям, поддерживающим эту систему. Также неприятно для клиента наличие комиссионного сбора в размере 0,8%, взимаемого с каждой транзакции. Следует иметь в виду и то, что система работает через оффшорный банк.

Аналогом Webmoney является PayCash российского банка “Таврический” (www.paycash.ru), но она раскручена гораздо слабее.

Что касается систем платежей по смарт-карточкам, то таковая существует только одна - фирмы “СмартКард-Сервис” (www.scserv.ru). Насколько мне известно, через нее можно оплатить товар в единственном онлайновом магазине, принадлежащем самой компании (scserv.ipassage.ru). Используются карточки “СБЕРКАРТ” Сбербанка России. Недостатки очевидны - для работы нужен считыватель карт, а число самих карт на руках у платежеспособного населения весьма мало.

В заключение замечу, что, согласно прогнозу IDC (общемировому, естественно), к середине 2000 г. именно технология “электронных кошельков” наберет критическую массу клиентов и в будущем вытеснит из Интернета платежи по кредитным картам.

Проблемы доставки

Осуществление платежей тесно связано с проблемой доставки товара. Покупатель смотрит на эти процессы, как на один, - для него естественно получить товар немедленно после его оплаты. Кроме того, у покупательной массы в России доверие к онлайновым магазинам (точнее, фирмам-организаторам) невелико.

Неудивительно, что наибольшим спросом у покупателей пользуются доставка курьером с расчетом наличностью на месте и доставка наложенным платежом. В последнем случае магазин сильно рискует, так как он оплачивает пересылку товара по почте заранее и возвращает свои деньги лишь по получении товара покупателем. Почта сейчас работает более или менее стабильно, а вот отказы получателя от товара случаются часто. Хотя магазин имеет возможность больше такого покупателя не обслуживать, он все равно оказывается внакладе. Кроме того, при такой форме доставки оборачиваемость средств крайне низка.

Стратегия опоры на доставку курьером и оплатой наличными деньгами была использована в ряде наиболее успешных проектов (www.ntshop.ru, www.bolero.ru, www.dostavka.ru). Эксперты рекомендуют вновь создаваемым магазинам ориентироваться именно на нее - к платежной системе подключиться всегда успеется. Заметим, что значительное число существующих Интернет-магазинов (почти 10% в каталоге Magazin.Ru, а реально еще выше) - чисто региональные проекты. Для них доставка курьером в пределах одного города вполне естественна.

Важной для России проблемой является нехватка средств на финансирование Интернет-проектов. Создание полноценного Интернет-магазина стоит не менее 10 тыс. долл. У многих фирм таких денег нет, поэтому они идут по пути создания дешевых “поделок”. Интернет-магазины к тому же требуют денег на поддержку, но, как уже говорилось, в нашей стране они в большинстве своем прибыли не приносят.

В последнее время компании с ограниченным бюджетом могут воспользоваться услугами таких фирм, как Tops или “АйТи”, которые предлагают в аренду законченную инфраструктуру для открытия Интернет-магазинов на своих “торговых рядах” www.ipassage.ru и www.imbs.com. К примеру, аренда магазина в торговом ряду Tops обходится владельцам в $150 в месяц. Кроме того, Tops предлагает аренду места в так называемой “Мегалавке”, где можно разместить микромагазин, платя при этом примерно по $1 в месяц в расчете на одну товарную позицию.

Цены в Интернет-магазинах

Для российской Интернет-торговли характерен еще один показатель: в онлайновых магазинах цены, как правило, выше, чем в обычной рознице. На Западе же наблюдается противоположная ситуация: там цены в Интернет-магазинах на 10 - 20% ниже.

Объяснений этому факту множество: при обычной рознице укрыться от налогов проще, чем в онлайне (в США обратное положение дел - там был введен мораторий на налог с продаж через Интернет); уже упоминавшаяся неавтоматизированность бизнес-процессов торговли через Интернет приводит к дополнительным накладным расходам, а также играет свою роль то, что российские магазины принадлежат чаще всего посредникам последнего (иногда дополнительного) звена цепочки перепродаж.

В качестве примера магазина с завышенными ценами можно привести сайт “Библио-Глобус” (http://195.2.80.238/ russt/), где стандартная книга, отпускная издательская стоимость которой составляет около 20 руб. (менее $1), предлагается по сногсшибательной цене порядка $10. Та же книга в Интернет-магазине “Озон” стоит примерно 30 руб. - почти как в крупном розничном магазине и дешевле, чем на лотке книжного торговца. Причину столь большой разницы трудно объяснить даже совокупностью вышеизложенных причин. Отметим ее как факт, не поддающийся пониманию.

Положительным примером может служить магазин спортивного инвентаря Sportmaster. Компания-владелец этого сайта располагает и сетью розничной торговли. При этом цены в Интернет-магазине на 10% ниже, чем в его оффлайновом аналоге. Покупатели, посещая реальный магазин, могут посмотреть товар, а затем приобрести его в удобной форме через Интернет со скидкой и доставкой на дом. К сожалению, сайт не предлагает возможности онлайновой оплаты.

Кое-что помимо магазинов

Конечно, и в российском Интернете набор услуг не ограничивается магазинными сайтами. Например, появились у нас Web-аукционы и их число быстро растет (в 1999 г. только самых известных было больше десятка). Однако обороты этих сайтов пока не впечатляют, а цены на них ненамного ниже, чем в магазинах. На наиболее известных узлах (www.dostavka. ru, www.stavka.ru, www.auctions.ru, www. molotok.ru и т. п.) реальная торговля идет в основном компьютерными принадлежностями и сопряженными с ними услугами.

Что касается туристических услуг, то в этом секторе в России пока относительное затишье. В основном предлагается информационный сервис: описание туров, отелей и т. п. Компания “Магазин горящих путевок” позволяет со своего сайта (www.hottour.com) забронировать тур, но выкупать его приходится в офисе компании. Туроператор “Академсервис” предлагает систему бронирования для туристических агентств, а на сайте фирмы “Алеан” (www.alean.ru) можно оформить заявку на бронирование и отправить ее по E-mail. Онлайновое бронирование российских гостиниц возможно с сайта All-hotels.ru. Однако все эти услуги имеют пока что мало общего с ЭК.

Транспортные услуги также в основном сводятся к предоставлению информации о маршрутах, хотя есть и несколько систем бронирования железнодорожных (www.glavagentstvo.fas. ru, www.express2.tsi.ru, www.rwa.spb.ru и т. п.) и авиационных билетов (www.fly.ru, tst.imbs.com). Однако чисто онлайновыми способами оплатить заказанные билеты не удастся.

Банковские услуги в российском Интернете представлены системами “ГУТА-банка” (“Телебанк”, www.telebank.ru) и “Автобанка” (“Домашний банк”, www. avtobank.ru). Обе позволяют оплачивать услуги некоторых провайдеров, просматривать счета, делать переводы в другие банки, оплачивать услуги операторов пейджинговой и сотовой связи, коммунальные услуги, получать квитанции о совершенных операциях и т. п. Некоторые из этих возможностей доступны также через системы CyberPlat, “Градо” (www.grado.ru) и WebMoney.

В онлайновом режиме застраховать жизнь или машину можно на двух сайтах - в “Электронном страховом магазине” (www.insurance.molot.ru) и на узле компании “Группа Ренессанс” (www.renins.ru). На этих узлах предусмотрена возможность оплаты оформленного договора через Интернет.

Еще одна сфера ЭК - платный доступ к информации. Число сайтов, обеспечивающих такой доступ, в СНГ исчисляется десятками. Спектр предлагаемой информации весьма широк (от политической до сообщений брачных агентств), но законченный цикл ЭК (с оплатой в онлайне) предлагает лишь четверть этих Web-узлов.

Заключение

В целом, конечно же, российские компании весьма медленно осваивают Интернет. Но все же некоторые показатели заставляют думать, что скоро “больному станет лучше”.

Число пользователей уже достаточно велико и быстро растет. По всей вероятности, в России “Паутину” использует более 2 млн. человек. Согласно исследованиям РОЦИТ, у 36 млн. россиян есть желание (но пока нет возможностей) подключиться к Сети. Пропускная способность каналов связи растет, и охват ими территории страны становится более полным. Инфраструктурные компоненты для ведения бизнеса также уже есть (с изъянами, как и все у нас, но все же наличествуют). В течение всего 1999 г. наблюдался быстрый рост числа сайтов, предлагающих Интернет-услуги, а также заметное улучшение качества многих из них.

Эксперты утверждают, что в Рунет пошли деньги - это уже чувствуют Интернет-компании. Хотя приводимые цифры не очень впечатляют (порядка 100 млн. долл. в год на все сферы Интернет-бизнеса), но, возможно, именно в 1999 г. в отношении к глобальной сети была пройдена некая критическая точка.

С автором, редактором раздела “Онлайновый бизнес” еженедельника PC Week/RE, можно связаться по адресу: vbor@pcweek.ru.Окончание. Начало см. PC Week/ RE, № 1/2000, с. 19.

Версия для печати