“Биржевая” лихорадка набирает силу

ОБЗОР

Oracle все активнее действует на рынке ПО и услуг для онлайновых бирж, но у нее есть серьезные конкуренты

В середине мая корпорация Oracle объявила о ряде внедрений своего нового продукта Oracle Exchange B2B, предназначенного для построения онлайновых бирж. Кроме того, она вместе с компанией PricewaterhouseCoopers выдвинула инициативу по построению таких бирж в России.

Технология Интернет-бирж быстро набирает популярность в США и Европе. Подобные торговые площадки анонсируются чуть ли не ежедневно (большинство из них пока не работает), они предназначены как для автоматизации заключения договоров на поставки между независимыми фирмами, так и для улучшения взаимодействия между фирмами, связанными партнерскими отношениями с какой-нибудь крупной компанией (так называемые branded exchanges - “фирменные биржи”).

Внедрения Oracle Exchange на “фирменных биржах”

Интернет-биржи поддерживают закупки и продажи по каталогам, торговлю через аукционы, планирование цепочек поставок, совместное конструирование и разработку продуктов и т. п. В конечном итоге, они позволяют перевести процессы снабжения на рельсы электронного бизнеса, оптимизировать взаимодействие с партнерами и повысить эффективность бизнеса.

Онлайновые торговые площадки привлекли к себе внимание в конце прошлого года, когда исследовательская корпорация IDC выдала прогноз о блестящих перспективах этой технологии. С тех пор эта технология наделала много шума. Например, в мае несколько ведущих производителей компьютеров и компонентов объявили о решении создать к концу лета компьютерную биржу www.ehitex.com. В альянс вошли Compaq, Hewlett-Packard, Gateway, Advanced Micro Devices, Samsung Electronics, Infineon Technologies, NEC, Hitachi, а также производители жестких дисков Quantum и Western Digital и печатных плат Solectron и SCI Systems. Как и многие другие биржи, эта пока тоже не действует. Не ясно даже, на какой технологической базе она будет работать, присоединится ли к ней такой важный игрок, как корпорация Intel. Но у нее уже есть конкурент - IBM официально объявила, что откроет собственную онлайновую площадку компьютерных компонентов, а также что к ее программе уже присоединились девять партнеров (производители компьютеров, потребительской электроники и средств связи, суммы закупок которых составляют миллиарды долларов).

Основные игроки

Главных поставщиков ПО для создания онлайновых бирж сейчас три: Oracle и две малоизвестные в России компании (они не имеют у нас представительств) - Commerce One и Ariba, специализирующиеся на производстве ПО для автоматизации торгово-закупочных операций. Однако в последнее время на этот рынок выходит все больше и больше новых игроков.

Oracle начала свою деятельность на рынке бирж зимой с объявления о намерении организовать большую онлайновую торговую площадку OracleExchange.com, связывающую потребителей с огромным числом поставщиков офисного оборудования, книг, компьютеров, а также агентств по набору временного персонала. Одновременно корпорация выпустила биржевое ПО Oracle Exchange B2B, а уже к маю этого года ею было начато несколько проектов с весьма серьезными партнерами.

Биржа Global Net Xchange реализована на ПО Oracle

Например, в марте вместе с фирмой Chevron и подразделением McLane компании Wal-Mart она анонсировала создание биржи RetailersMarketXchange.com по продаже товаров для универсальных магазинов, а в апреле договорилась о совместном развертывании аналогичной биржи (Global Net Xchange.com) с гигантом Sears Roebuck и дистрибьютором Carrefour.

На счету Oracle также известный проект по созданию крупнейшей биржи автомобильных компонентов Covisint, осуществляемый вместе с фирмами Ford Motor, General Motors и DaimlerChrysler. Этот проект приобрел некоторую скандальную известность, когда по требованию мелких поставщиков против него началось антимонопольное расследование Федеральной торговой комиссии США (FTC). Разрешение на открытие этой биржи пока не получено.

В мае же Oracle анонсировала пять “фирменных” бирж (см. врезку “Внедрения+”), а также объявила о намерении принять участие (вместе с пятью крупнейшими домостроительными компаниями - Centex, D.R. Horton, Kaufman and Broad Home, Lennar, Pulte - и фондом венчурного капитала Encore Venture Partners) в организации всемирной биржи HomebuildersXchange. Через нее должно осуществляться прямое и косвенное обеспечение партнеров-учредителей, других домостроительных компаний, подрядчиков, дистрибьюторов, оптовых поставщиков и производителей стройматериалами и рабочей силой. Биржу планируется пустить в эксплуатацию уже этим летом.

Другая компания, Commerce One, также действует весьма успешно. В марте ее ПО было выбрано в качестве основного при построении крупной биржи для аэрокосмической промышленности. Оно, наряду с ПО Oracle, используется и в уже упоминавшемся проекте фирм Ford Motor, General Motors и DaimlerChrysler.

Еще один лидер - Ariba - тоже имеет за своими плечами ряд солидных проектов: биржу спортивных товаров (iCongo.com), несколько продовольственных бирж (одна из них - независимая компания Inc2inc.com; другая создается совместно Food Distributors International, Food Marketing Institute, IBM и i2 Technologies; третья, Novopoint.com - в сотрудничестве с гигантом продовольственной отрасли Cargill), биржу транспортных и туристических услуг (с Sabre Holdings), а также Petrocosm - биржу инструментов и оборудования для нефтегазовой промышленности, соучредителем которой является такая известная компания, как Texaco.

Биржа iCongo использует ПО Ariba

Ariba имеет мощную поддержку корпорации IBM, владеющей пакетом ее акций. И Ariba, и Commerce One активно приобретают фирмы, разрабатывающие технологии аукционов и онлайновых торговых площадок.

Обострение

Конкуренция на рынке ПО и услуг для бирж становится все сильнее. Недавно на этот рынок решила выйти компания iPlanet (кусочек бывшей Netscape, принадлежащий теперь AOL и Sun) и один за другим крупнейшие производители ERP-систем.

Например, в марте SAP организовала подразделение SAPMarkets, в задачи которого входит исключительно построение онлайновых рынков, а в мае тем же путем пошла PeopleSoft, создавшая крупное (200 человек) подразделение MarketPlace Solutions. По иронии судьбы новое подразделение PeopleSoft возглавит Керри Лэмсон, бывший вице-президент Oracle по маркетингу приложений для Интернета, электронной коммерции, цепочек поставок и взаимоотношений с потребителями. В аналогичном ключе до середины мая действовала и J.D.Edwards, пока финансовые трудности не вынудили ее поменять свою стратегию. Теперь она отказалась от планов хостинга Интернет-бирж и торговых площадок и провозгласила себя “Евангелистом комплексных систем обмена бизнес-данными между компаниями и их совместного использования”.

Весной к числу производителей ПО для бирж присоединилась и компания Computer Associates, открывшая несколько бирж в Юго-Восточной Азии и Японии. Она предлагает для этого свою инфраструктуру Jasmine ii и продукцию подразделения interBiz.

С услугами разного рода на этот рынок выходят также портальные компании, такие, как Yahoo, и аукционные компании типа eBay. Yahoo создала портал для малого бизнеса, предлагающий ссылки на различные торговые площадки. AOL же заключила партнерство с компанией PurchasePro.com, специализирующейся на создании систем бизнес - бизнес, цель которого - помочь малым компаниям в построении торговых площадок или присоединении к существующим. Онлайновый аукцион eBay в мае объявил об открытии службы eBay Business Exchange, за месяц до этого о подобных услугах объявила и компания Priceline.com. Аналитики, однако, высказывают сомнения, что эти фирмы, сделавшие себе имя на “потребительском” рынке Интернет-услуг, смогут эффективно конкурировать на рынке услуг бизнес - бизнес.

Россия

Волна открытия онлайновых бирж докатилась и до нашей страны. Хотя у нас еще много лет можно совершенствовать внутреннюю структуру предприятий, повышая их эффективность (на Западе этот резерв, похоже, исчерпан), интерес к онлайновым технологиям, позволяющим сэкономить до 20% накладных расходов, огромен. (Есть, правда, и серьезные препятствия к внедрению таких бирж - непрозрачность компаний, психологическое сопротивление менеджеров среднего звена, связанных с поставками и снабжением, инфраструктурные ограничения Рунет.)

В конце мая Oracle и PricewaterhouseCoopers объявили о совместной инициативе по продвижению в России новых Интернет-технологий, поддерживающих взаимодействие между поставщиками и покупателями (т. е. процессы продаж, закупок, снабжения) в различных отраслях промышленности.

Целью ее является создание открытых отраслевых торговых площадок, на которых заинтересованные компании смогут вести торгово-закупочную деятельность. PricewaterhouseCoopers будет оказывать услуги по организации отраслевых Интернет-проектов, привлекать в них инвесторов, разрабатывать стратегию функционирования, оптимальные модели ведения электронного бизнеса и структуры отраслевых торговых площадок, а Oracle - поставлять и адаптировать программные продукты.

Одним из первых шагов по привлечению внимания к этой инициативе стало проведенное 19 мая совещание руководителей российских компаний и предприятий различных отраслей промышленности, заинтересованных в организации подобных торгово-закупочных площадок. На нем собралось около 150 человек - вдвое больше, чем планировалось. Это пока единственный конкретный результат программы. Но он характеризует тенденцию.

По мнению Леонида Богуславского, управляющего партнера PricewaterhouseCoopers, в России есть несколько отраслей, где перспективно внедрение подобных решений и можно организовать необходимое сообщество потребителей и продавцов. В некоторых из них, по его словам, работы уже идут. Он упомянул перспективные проекты по организации фирменной торговой площадки АвтоВАЗа, нефтяных торговых площадок (например, при “Сибнефти”), площадок для оптовой торговли товарами народного потребления (оптимизация цепочки производитель - оптовик - розница).

К этому списку можно добавить две официально открытые онлайновые биржи - “Зерно Онлайн” (www.zol.ru) и INDX (биржа финансовых инструментов, www.indx.ru). Биржа “Зерно”, например, намеревается к концу года добиться окупаемости и даже стать открытым акционерным обществом типа IPO. Ведутся и другие проекты, но по большей части втихую.

В целом рынок Интернет-бирж пока незрелый не только в России, но и на Западе. Это - одна из причин, которыми объясняется огромное число этих бирж. (Другая причина в том, что биржи создавать относительно дешево - производители ПО не только готовы бесплатно передавать свое ПО в обмен на долю в проекте, но и, предвидя будущие барыши, навязывают такую форму сотрудничества). Вскоре мы, очевидно, станем свидетелями закрытия некоторых бирж и перетекания клиентов к конкурентам. Быстро пойдет и процесс слияния бирж.

Oracle Exchange B2B

Согласно заявлению Oracle, решение Oracle Exchange B2B позволяет сократить до нескольких недель время, необходимое для ввода подобной биржи в действие. Для упрощения процесса Oracle предлагает услуги хостинга, технической поддержки и обслуживания, а также разнообразные дополнительные услуги, позволяющие компаниям, не имеющим крупных ИТ-ресурсов, воспользоваться преимуществами перевода своей сети снабжения в Интернет. ПО Exchange Platform предоставляется организаторам таких “фирменных бирж” на основе моделей лицензирования и хостинга. Клиентам для доступа к услугам биржи достаточно будет иметь стандартный Web-браузер.

Версия для печати