Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

IBM - “катализатор” индустрии B2B-бирж

Вице-президент по разработке ПО пытается использовать бум в электронной коммерции для увеличения доходов корпорации

Этот человек руководит организацией, получающей миллиардные доходы от производства ПО и сфокусировавшей свои усилия на удовлетворении нужд электронного бизнеса. Речь идет не о Билле Гейтсе или Ларри Эллисоне, а о Джоне М. Томпсоне, старшем вице-президенте IBM, проработавшем в корпорации 33 года, возглавляющем группу программного обеспечения (Software Group) и с 1994 г. занимающемся ее перестройкой. Томпсону предстоит найти способ увеличить темп роста доходов своего подразделения по крайней мере до 10%?. И у него есть средства для достижения поставленной цели, включая целый арсенал партнерских соглашений с разработчиками межплатформного ПО и растущее число партнерств с компаниями, производящими ПО для электронного бизнеса. В марте он встретился в своем офисе в Сомерсе (шт. Нью-Йорк) с редакторами PC Week Джоном Доджем и руководителем отдела новостей Робом О’Риганом, чтобы обсудить стратегию IBM и конкурентную обстановку в области производства ПО.

Томпсон - “поставщик вооружений”

PC Week: Как вы позиционируете IBM на рынке электронных бирж B2B [торговли между предприятиями]?

Джон Томпсон: Нашу компанию я вижу главным образом как поставщика технологических решений для бирж. В этой области мы играем роль катализатора. IBM не заинтересована в том, чтобы вступать в конкуренцию с собственными клиентами.

Стоит заметить, что многие компании имеют размытое позиционирование в этой отрасли. Есть клиенты, которые берутся за производство технологических продуктов, хотя, по всей вероятности, им делать этого не следовало бы. На этом пути им трудно будет добиться успеха, если только они не располагают какими-то уникальными возможностями. Также и некоторые производители технологий начинают вторгаться в сферу деловых интересов своих клиентов - эта политика также бесперспективна. Но в конечном итоге все встанет на свои места.

PC Week: Будет ли IBM заниматься хостингом этих бирж?

Дж. Т.: Безусловно. Web-хостинг - наш бизнес. По существу, это еще одна форма аутсорсинга, т. е. услуга, которую предоставляет наше сервисное подразделение.

PC Week: Чем отличается ваша модель электронной биржи от подхода, предлагаемого корпорацией Oracle?

Дж. Т.: Во-первых, мы располагаем самыми передовыми решениями для автоматизации закупок, продаж и управления цепями снабжения (благодаря партнерским соглашениям с фирмами Siebel Systems, Ariba и i2 Technologies). Речь не идет о планах и намерениях - вместе с нашими тремя партнерами мы уже сейчас обладаем необходимым ПО для всех этих областей.

Во-вторых, мы не собираемся конкурировать со своими клиентами. А в-третьих, исходя из пункта два, намерены оказывать им всяческое содействие, когда они помогают уже своим собственным клиентам делать деньги.

Другой же подход в известной мере таков: “Начнем маркетинговую шумиху, поднимем с ее помощью рыночную стоимость какого-нибудь своего подразделения, потом преобразуем его в открытое акционерное общество и продадим его акции”. Идея выглядит довольно заманчиво, но я не уверен, что у нее есть перспективы.

PC Week: А что вы думаете о противопоставлении старой и новой экономик?

Дж. Т.: Со временем они соединятся. Сегодня существует горстка компаний, расположенных выше “линии e”, как я это называю, - фирмы, рожденные в Web. С другой стороны, есть множество классических компаний, занимающих место ниже этой линии, таких, как IBM, Barnes & Noble, CVS и др. Но все они предпринимают усилия по переходу в “верхнюю” область.

Некоторым Web-компаниям удается проводить шумные рекламные акции и создавать “раскрученные” торговые марки, но в итоге оказывается, что у них нет налаженных цепей снабжения и сбыта, а также других необходимых систем. Так что ради расширения своего бизнеса им приходится углубляться в области, где очень сильны традиционные компании.

Традиционные же фирмы, которым удастся быстро продвинуться выше “линии”, не просто выживут, но и, в длительной перспективе, добьются превосходства над многими “.com”-компаниями, поскольку располагают очень популярными торговыми марками и, при условии проведения модернизации их систем и наличия стратегически важной способности управлять поставками, обслуживанием клиентов и т. п., вполне могут выйти победителями.

PC Week: А есть ли вообще новая экономика, как вы думаете?

Дж. Т.: Грядет информационная экономика. И то, что можно видеть сегодня на “e-рынках”, - это некоторые из элементов, необходимых для ее становления. Падение в последнее время различных барьеров в индустрии сопровождалось смещением “центра власти” от продавцов к покупателям. Новая экономика, на мой взгляд, и есть перемещение власти к покупателям, создание чистых рынков, намного более конкурентных и с более короткими циклами, сопровождаемое глобализацией рынков и исчезновением традиционных отраслевых барьеров.

PC Week: Как сказывается на бизнесе IBM Software сделка корпорации Microsoft с фирмой Andersen Consulting?

Дж. Т.: У нас есть определенные отношения с Andersen - они продают немало нашего ПО уровня предприятия; в то же время они всегда занимались продажами клиент-серверных приложений Microsoft. Я думаю, что новое совместное предприятие является попыткой Microsoft организовать более целенаправленную атаку на рынок корпоративных приложений, что усилит их конкуренцию с нами. Однако до сего времени никто не строил ответственные масштабируемые приложения на базе ПО Microsoft - для этого используют нашу платформу 390 или Unix-системы.

PC Week: А что вы можете сказать об отношениях IBM с фирмой Sun Microsystems в связи с технологией Java? Улучшились они или ухудшились в сравнении с прошлогодним состоянием?

Дж. Т.: С точки зрения продуктов со временем ситуация только улучшается. Все больше и больше людей приобщается к использованию Java не только на уровне настольных машин, но и на уровне серверов или вообще на всех уровнях. Так что, я думаю, позади остались те времена, когда можно было задаваться вопросом о жизнеспособности Java и о возможности превращения этой технологии в одну из основных для компьютерной отрасли. Вопрос теперь в том, каким путем двигаться вперед.

PC Week: Удовлетворены ли вы тем, как Sun осуществляла свои права и обязанности в отношении Java?

Дж. Т.: Я огорчен тем, что они отошли от идеи открытости. В интересах отрасли лучше было бы вверить судьбу Java какому-либо открытому сообществу, будь то движение за распространение ПО в исходных текстах или некоторая организация по стандартам. Пока развитие шло в этом направлении, никаких разногласий не возникало, но затем они, к всеобщему изумлению, отказались от сотрудничества с ECMA. Это было ошибкой, и я бы хотел, чтобы они вернулись к более открытой, направленной на сотрудничество с другими организациями политике.

PC Week: А не могла бы IBM что-то предпринять отдельно от Sun?

Дж. Т.: Я бы предпочел все делать вместе. Думаю, так будет лучше для отрасли, и призываю Sun идти по этому пути. А что получится на самом деле - посмотрим.

PC Week: Возможно ли организовать поставку ПО таким же образом, как производители аппаратуры поставляют отдельные компоненты?

Дж. Т.: Здесь есть небольшое отличие; для аппаратуры OEM-модель определенно подходит. Вы продаете отдельные части для чьего-либо еще продукта. В принципе, возможно и OEM-производство ПО - когда вы продаете свои программы в качестве компонентов для еще чьего-то продукта. Но в других случаях более уместно говорить о совместном сбыте - компании-участники выходят на рынок вместе и каждая получает свой кусочек от продаж. Есть и третий вариант - соглашения о деловом партнерстве: когда вы выплачиваете кому-то комиссионные за сбыт чего-либо, что включает ваши продукты.

PC Week: Ожидает ли нас в будущем более тесная интеграция корпорации Lotus Development в IBM?

Дж. Т.: Есть вещи, которые имеет смысл интегрировать, и прежде всего инфрастуктуру: службы ИТ, снабжения, подбора кадров и т. п. В рамках целостной организации лучше придерживаться последовательности в подходах. В то же время, когда речь заходит о сбыте или разработке продуктов, об их особой культуре или торговой марке, я не буду здесь ничего менять. Я отношусь к этому с уважением и не собираюсь препятствовать им продолжать в том же духе.

PC Week: А как вписываются в вашу стратегию беспроводные технологии?

Дж. Т.: По многим направлениям. Наши системы обработки транзакций поддерживают не только ПК, но и различные беспроводные устройства. В некоторых отношениях это представляет дополнительную сложность, поскольку приходится выполнять множество преобразований форматов данных. Не всегда известно, с каким устройством вы имеете дело, так что формат представления данных необходимо интеллектуально подстраивать после получения ответа с другого конца связи.

PC Week: А с технологической точки зрения у вас уже все готово?

Дж. Т.: В очень значительной мере. Как вы знаете, в Европе эти технологии набирают популярность гораздо быстрее, но теперь они входят в моду и в Штатах.

Джон М. Томпсон, IBM

Новая экономика должна привести к созданию чистых рынков, намного более конкурентных и с более короткими циклами.

Версия для печати