В начале июня произошло событие, способное серьезно повлиять на расстановку сил на еще слабо развитом рынке услуг электронной коммерции в России: объявлено о создании нового холдинга eHouse *1, в состав которого вошли известные Интернет-магазины Dostavka.ru, Bolero, Megashop, Wstore. Суммарно эти компании, может быть, и не контролируют ни 50, ни 90% рынка (как заявляют некоторые из них), но совершенно точно все они входят в число лидеров на таких сегментах рынка, как продажа через Интернет книг, аудио- и видеодисков, компьютеров и комплектующих к ним.

_____

*1. Как сообщается, неформально указанные компании координируют свою деятельность с марта этого года.

Новую компанию возглавят оставивший свой пост в издательстве “Открытые системы” Анатолий Шкред (председатель совета директоров) и Владислав Улендеев (исполнительный директор). eHouse имеет сложную структуру с головным офисом, зарегистрированным в Швейцарии, и дочерней российской фирмой, которой принадлежат все Интернет-магазины, оформленные также в виде отдельных компаний. Хотя представители eHouse и называют преждевременными разговоры о преобразовании холдинга в открытое акционерное общество с привлечением внешних инвесторов, регистрация головной компании за пределами нашей страны упростит его выход на рынок открытого капитала в будущем.

В ближайших планах новой структуры - разработка единого для всех ее предприятий бизнес-плана стратегического развития (на три года), детального плана действий на предстоящий год, а также создание единой системы отчетности в стандарте GAAP (иными словами все то, что может привлечь западного инвестора. - В. Б.). “ У нас не будет двойной бухгалтерии, - заявил Анатолий Шкред. - Наш холдинг будет совершенно прозрачным”.

Между тем сейчас отдельные компании eHouse, к примеру Dostavka.ru, не сообщают информации о своих оборотах, ссылаясь на ее конфиденциальность. Хотя в апреле на семинаре РОЦИТ директор Dostavka.ru Андрей Хромов объявил о том, что этот магазин ежемесячно обрабатывает более 1000 заказов, а в конце прошлого года, когда число заказов в Dostavka.ru уже исчислялось десятками в день, назвал среднюю цену заказа в 200 долл. (см. PC Week/RE, № 32/99, с. 1). Магазины сходного профиля, онлайн-магазин NAK Microware (www.nak.ru/shop/) или Internet Shop Lintek (shop.lintek.ru), также имеющие значительное число заказов, сообщают о средней цене своих заказов соответственно в 80 и 40 долл. Заметим, однако, что Dostavka.ru подчеркивает свою корпоративную направленность и отсутствие в ее каталоге товарных позиций с ценой ниже 30 долл. Учитывая возможную спекулятивность подобной информации, оборот этого предприятия можно оценить в достаточно широком диапазоне - от 100 до 200 тыс. долл. в месяц.

Книжный магазин Bolero, основанный Анатолием Шкредом, напротив, раскрывает всю информацию о себе: в апреле его оборот составил 30 тыс. долл. Весь российский рынок книжной Интернет-торговли Анатолий Шкред оценивает в 120-150 тыс. долл. в месяц (сравните с полным объемом книжного рынка России - более 150 млн. долл. в месяц). Правда, ни сам этот магазин, ни его основные конкуренты не ограничиваются торговлей только книгами.

По мнению представителей eHouse, объединение в холдинг позволит повысить эффективность работы всех входящих в него компаний. В частности, удешевится маркетинг, так как фирмы смогут получать значительные оптовые скидки при рекламе в Интернете. Кроме того, сократятся расходы на управленческий аппарат, появится больше средств на развитие, магазины будут пользоваться общей системой доставки, общими техническими сервисами. Например, пользователь, зарегистрировавшись один раз, сможет затем совершать покупки в любом из магазинов eHouse и получать в них скидки на основе всей истории этих операций.

Помимо прочего руководство холдинга решило инвестировать средства в развитие независимой службы доставки “Скороход” (www.skorohod.ru), услуги которой доступны и другим Интернет-магазинам. Сейчас она осуществляет доставку более чем в 100 городов России.

В намерения eHouse входит и открытие новых магазинов на еще не занятых сегментах потребительского рынка (уже работают магазин игрушек Kenga.ru и магазин духов Aromat.ru), а также развертывание систем B2B-торговли для таких рынков, как книжный. На ближайшее время все Интернет-проекты eHouse сохранят свои торговые марки.

Все эти преобразования происходят в интересный момент, когда в развитие российских Интернет-компаний, например, таких конкурентов Bolero, как “оЗон” и 24х7, инвесторы стали вкладывать миллионы долларов. Хотя представители eHouse охарактеризовали затраты средств в этих проектах как нерациональные, они не отрицают, что к объединению их подтолкнула в том числе и потенциальная угроза со стороны подобных конкурентов. В этой связи любопытно, что три из объединившихся компаний торгуют в основном компьютерами и офисной техникой, т. е. союз между ними похож на договор о разделе рынка. Помимо остальных преимуществ, которые дает образование холдинга, они теперь защищены от ценовых войн друг с другом в условиях растущего внешнего давления.

Версия для печати