Быстрый рост спроса на какую- либо продукцию - достаточный мотив для любого производителя, чтобы начать вкладывать дополнительные средства в ее совершенствование и продвижение. Именно такой продукцией является сегодня ПО промежуточного слоя - серверы приложений, системы управления очередями сообщений и транзакциями и т. п. Например, только в этом году ожидается утроение объемов продаж серверов приложений: с 585 млн. до 1,64 млрд. долл.

Одна из компаний, действующих в духе описанного подхода, - IBM. В конце июня она провела в Париже помпезную презентацию платформы WebSphere, предназначенной для построения систем электронного бизнеса и унаследовавшей имя от сервера приложений, на чью долю приходится около 20% рынка (оценка Giga Information Group).

Структура платформы WebSphere

Новый пакет предложений объединяет как уже зарекомендовавшие себя технологии - собственно сам сервер приложений, ПО управления очередями MQSeries, ПО для построения сайтов электронной коммерции WebSphere Commerce Suite, ранее называвшееся Net.Commerce, и пр., - так и новые продукты типа портального сервера WebSphere Portal Server, набора средств кэширования и балансировки нагрузки WebSphere Edge Server, инструмента анализа сайтов WebSphere Site Analyzer и средств управления Web-контентом.

Платформа условно делится на три слоя (см. рисунок): базовый (“Фундамент” в терминологии IBM), его расширения и пакеты для ускоренного создания приложений масштаба предприятия. Еще один слой, как предполагается, составят приложения третьих фирм и внутрикорпоративные разработки клиентов.

В своем зимнем интервью (см. PC Week/RE, № 6/00, с. 26) генеральный менеджер подразделения IBM E-Commerce Solutions Эд Килрой обещал, что анонсы новых продуктов для электронного бизнеса будут следовать в этом году один за другим. Пока корпорация держит слово.

Например, в марте вышел пакет WebSphere Everyplace Suite, позволяющий организовать доставку Web-содержимого на карманные компьютеры, сотовые телефоны и другие мобильные устройства. Среди прочего в него входят WebSphere Transcoding Publisher - ПО, автоматически транслирующее данные в формат, доступный для чтения на конкретном устройстве, и Tivoli Subscription Manager, позволяющий централизованно управлять устройствами и настраивать рабочую среду персонально для каждого пользователя.

Чуть позже IBM представила WebSphere B2B Integrator - набор средств для организации взаимодействия различных корпоративных систем, таких, как системы управления логистикой и отношениями с клиентами, а также взаимодействия с аналогичными системами партнеров. B2B Integrator опирается на сервер приложений WebSphere, MQSeries и XML-технологию IBM для обмена электронными контрактами tpaML.

В мае корпорация представила комплект WebSphere Commerce Suite, Marketplae Edition для создания торговых площадок в Интернете. Это ПО поддерживает различные модели торгов (биржи, аукционы, RFP/FRQ) и позволяет работать с торговыми площадками с мобильных устройств по протоколам беспроводной связи WAP и SMS.

Теперь же IBM анонсировала новые варианты практически всех технологий первого и второго слоев платформы WebSphere: версии 3.5 сервера приложений WebSphere (редакции Standard, Advanced и Enterprise) и средств разработки WebSphere Studio и VisualAge for Java, версию 4.5 пакета VisualAge Generator, а также инструменты для анализа сайтов WebSphere Site Analyzer 3.5 и публикации в Интернете данных из различных корпоративных источников WebSphere Host Publisher 2.2. Компания также обещает обеспечить тесную интеграцию всех технологий платформы WebSphere.

Некоторые из особенностей перечисленных продуктов наверняка окажутся весьма полезными. Скажем, в WebSphere AS 3.5, выходящем в конце июля, будет усилена поддержка JDK 1.2, улучшены средства интеграции с Lotus Domino, VisualAge for Java и WebSphere Commerce Suite, улучшены средства обеспечения сосуществования CORBA и EJB, обеспечена поддержка ОС HP-UX, повышена безопасность за счет более гибких возможностей конфигурирования прав доступа.

В пакете WebSphere Studio 3.5 появятся средства для создания, управления и публикации контента, предназначенного для мобильных устройств и описанного на языках Compact HTML, WML, VXML. Кроме того, в него будут включены инструменты для визуальной верстки HTML-страниц, использующих JSP-скрипты (Java Server Pages), предварительная версия инструмента для разработки XML-документов, средства поддержки WebShpere Personalization Server, усовершенствованный дистанционный отладчик и т. п.

В Visual Age for Java 3.5 будут добавлены мастер для генерации JSP-страниц, мост для связи с широким спектром внешних систем управления кодом и набор XMI Toolkit для обмена бизнес-моделями между Visual Age for Java и пакетом Rational Rose. Еще один новый продукт, Visual Age Generator 4.5, сможет генерировать Java-программы для Windows NT и Windows 2000, предоставит высокоуровневый интерфейс для разработки приложений для MQSeries, обеспечит полную поддержку создания систем электронного бизнеса для OS/400 и Solaris, а также будет более тесно интегрирован с WebSphere Studio.

Все эти инструменты разработки выйдут в III квартале.

В Париже представители IBM также заявили о том, что только в текущем году в платформу WebSphere будет инвестировано более 1 млрд. долл., а в следующем ожидается удвоение этой цифры. IBM наймет дополнительно около 1000 разработчиков и специалистов по продажам.

Все это должно укрепить технологическое лидерство IBM в важном сегменте рынка. Однако пользователи, отдавшие предпочтение ее весьма мощным продуктам, должны быть готовы заплатить за них приличные деньги. Если отвлечься от версий продуктов начального уровня, малопригодных для корпоративного использования, то стоимость основных предложений IBM исчисляется тысячами и даже десятками тысяч долларов. Например, WebSphere Application Server Advanced Edition стоит $7500 на ЦП, а Enterprise Edition - $35 000 на ЦП, цена WebSphere Edge Server - $7999 за ЦП, WebSphere Site Analyzer - $10 000 за ЦП, WebSphere Studio Professional Edition обойдется в $299, а Advanced Edition - в $1999; VisualAge Generator 4.5 - $7499; VisualAge Enterprise Edition - $2999 и т. п.

IBM: (095) 940-2000, www.ibm.com.

Версия для печати