Современные услуги ускоряют оплату элект- ронных покупок, но всех проблем не решают

Покупателю и продавцу все легче встретиться у виртуального прилавка - найти друг друга им помогают современные программы электронной торговли и организации цепочек поставок. И все же большинство заключенных таким образом сделок между фирмами завершается весьма традиционно - покупатель выписывает бумажный чек.

Разработчики создали множество платформ для обмена информацией о продуктах, предлагаемых для продажи или выставляемых на аукционы, но мало что сделали для автоматизации или хотя бы “электрификации” расчетов по сделкам. В результате, по данным фирмы Gartner Group (Стэмфорд, шт. Коннектикут), бумажными чеками компании оплачивают до 80% своих онлайновых покупок.

Марибет Ди (слева) из фирмы Rebound и Стив Эллис из компании Wells

Fargo стремятся ускорить автоматизацию оплаты оптовых покупок

Однако вскоре положение может измениться, так как несколько компаний уже взялись за разработку комплектов финансовых услуг, призванных ускорить прохождение денежных транзакций на вертикальных электронных рынках. Среди них фирма InPurchase, консорциум во главе с компанией Wells Fargo & Co и фирмой Citigroup, недавно появившаяся корпорация Clareon.

Но даже эти компании признают: как бы производители ни старались, пройдет еще немало времени, прежде чем электронные платежи между компаниями станут нормой повседневной жизни.

Во многом это объясняется особенностями нарождающегося рынка оптовой электронной торговли, отличающими его от уже ставших привычными сетевых розничных магазинов, где львиная доля покупок оплачивается по кредитным карточкам. В оптовой торговле такой способ просто неприемлем, так как те 1-2%, что взимаются за использование подобных карточек, превращаются здесь в тысячи долларов.

Конечно, и в оптовой торговле некоторые продавцы направляют своим клиентам электронные счета за виртуальные сделки, однако электронные платежи по ним производятся редко. По оценке наблюдателей, покупатель, как правило, предпочитает распечатывать полученные накладные, а затем либо обрабатывать их вручную, либо вновь вводить эти данные в уже развернутую систему планирования ресурсов предприятия. Одна из причин такого консерватизма - ограниченные возможности платежных систем: зачастую они не могут хранить информацию о транзакциях в объеме, необходимом для автоматического отслеживания различных элементов сделки.

Ведь отслеживать только название товара, его количество и цену недостаточно. Нужно обязательно учитывать его спецификацию и гарантии доставки, авторизовать аккредитив.

TradeCard, iEscrow и некоторые другие компании уже оказывают помощь в проведении финансовых транзакций для оптовой электронной торговли, однако полномасштабных горизонтальных услуг в этой области пока никто не предлагает.

Фирма InPurchase (Сан-Матео, шт. Калифорния) представила в августе комплект продуктов и услуг Aceva eFinance Infrastructure. В нем сочетаются средства управления торговым кредитом, дебиторские и кредиторские счета, платежный сервис, а также система генерации отчетов в масштабе реального времени. Это первое детище фирмы, которая, кстати, меняет свое название на Aceva Technologies. По словам представителей InPurchase, платформа eFinance Infrastructure уже доступна и на сегодняшний день ею пользуется 21 компания.

Оказанием услуг для электронных товарных бирж будут заниматься также компания Wells Fargo и фирма Citigroup из Нью-Йорка. Они объявили в августе о создании специально предназначенной для этого фирмы FinancialSettlementMatrix.com. Кроме них в проекте принимают участие разработчики приложений фирма i2 Technologies и корпорация S1, а также поставщик сетевых услуг компания Enron Broadband Services. Образованная совместными усилиями фирма возьмет на себя пересылку в масштабе реального времени транзакционных сообщений между любым банком, подключенным к ее горизонтальному рынку, и его клиентами.

Как ожидается, новая услуга станет коммерчески доступна в I квартале следующего года.

Подобный пакет услуг готовит и фирма Clareon (Портланд, шт. Мэн). Нынешней осенью она намерена приступить к его бета-тестированию, а завершение развертывания запланировано на весну. Разработку комплекта программ под названием Clareon фирма начала два года назад по заказу Министерства финансов США. Главной задачей проекта был перевод платежной системы на основе обычных бумажных документов на электронные рельсы. В основу нового ПО положен механизм автоматического проведения транзакций для согласования дебета и кредита на банковских счетах покупателя и продавца.

Все три описанные выше услуги предполагают использование независимого посредника. “Многие крупные компании хотят и дальше пользоваться услугами тех банков, с которыми уже наладили деловой контакт”, - отметил Стив Эллис, исполнительный вице-президент подразделения оптовой торговли через Интернет фирмы Wells Fargo, занимающий одновременно пост казначея в недавно созданной FinancialSettlementMatrix.com.

Новые услуги призваны упростить ведение платежей за счет более совершенного управления бизнес-процессами, а также денежными потоками между покупателями и продавцами, которые заключают сделки на виртуальных товарных биржах. Воспользовавшись ими, компании несомненно получат хороший опыт торговли через Сеть, однако полная и окончательная автоматизация финансовых платежей, как считают некоторые пользователи, - дело весьма отдаленного будущего.

“Всеобъемлющие электронные транзакции станут последним шагом на этом пути”, - предсказывает Марибет Ди, президент и сооснователь виртуальной биржи потребительских товаров Rebound International (Сан-Франциско, шт. Калифорния). Она образно сравнивает их с последней кеглей на дорожке кегельбана, с которой приходится так долго возиться.

И дело не только в трудностях комплексного проведения вспомогательных операций, проверки всех деталей сделки, интеграции множества элементов в согласованный набор финансовых документов. Распространению новой технологии, уверена Ди, будет препятствовать консерватизм многих банков и крупных компаний.

“Даже если завтра на рынке появится идеальная система электронных платежей, - считает она, - клиентам потребуется время, чтобы свыкнуться с ней. Им нужно будет изменить образ своего мышления”.

Деньги на бочку!

Достоинства электронных систем оплаты оптовых покупок:

- Ускоряют процесс прохождения платежей.

- Проверяют наличие достаточных средств у покупателя.

- Позволяют удостоверить личность покупателя.

- Обеспечивают интегрированную обработку платежей и счетов.

- Снижают накладные расходы.

Версия для печати