Введение

Термин “портал” применительно к Интернету впервые употребила компания маркетинговых исследований Zona Research. С английского языка слово portal можно перевести как “главный вход”. Поначалу многие сайты с масштабным трафиком называли себя порталами, потом Yahoo!, Excite и Lycos изменили смысл термина. Они создали свои Сети с набором бесплатных сервисов, которые и получили название “порталы”. Порталы бывают разные: вертикальные и горизонтальные, торговые и информационные, корпоративные и личностные.

Самое короткое определение портала прозвучало на одном из семинаров РОЦИТ: мультисервисный сервер. Довольно точное определение. Сервисы, составляющие портал, могут нести различную тематическую нагрузку. Портал, предоставляющий информацию и сервисы только по одной узкой теме, называется вертикальным, а портал, состоящий из разнотематических сервисов, - горизонтальным.

Мифы порталостроительства

Многие считают, что портал - это выход наружу, а на самом деле это вход внутрь. Ведь главная задача любого портала - задержать пользователя как можно дольше, чтобы он провел там десятки минут и даже часы.

Существуют и другие мифы порталостроительства:

- портал начинается с Интернета, “железа” и программирования. Нет, портал начинается с понимания бизнес-задачи хотя бы в первом приближении;

- портал - это просто набор различных ссылок. Нет, портал - это набор ссылок на структурированные источники, такие, как базы данных;

- портал - такая штука, где много контента, количество которого переходит в качество. Нет. Портал - это когда грамотно подобранный контент-изюминка работает на вашу бизнес-задачу;

- портал должен быть насыщен новостями, фактами, избыточным предложением, т. е. как у всех и еще “круче”. Нет. Похожесть губительна. Соблюдайте именно вашу направленность!

Признаки хорошего портала

Зачем хозяину портала столпотворение на его сайте (сайтах), по-моему, ясно - для привлечения рекламодателей! Кстати, обилие рекламных баннеров на страницах - один из признаков портала. К тому же имея ежедневно большое количество посетителей, удобно ненавязчиво внедрять платные сервисы, сдавать в аренду свои площадки (рекламные, торговые) и приложения. Еще к отличительным особенностям настоящего портала я бы отнес:

- высокую посещаемость;

- многоуровневость и многофункциональность;

- развитый сквозной поиск;

- высокоскоростной доступ к качественной информации;

- развитые возможности персонификации;

- хорошую систему защиты информации;

- одинаковое оформление всех страниц (хотя для арендуемых сервисов желателен оригинальный дизайн);

- применение языка XML для хранения данных (признак необязательный, но желательный для новоиспеченных бизнес-порталов).

Стратегии создания порталов

Существуют различные способы организации портала.

Можно создать один популярный сервис, привлечь большое число пользователей и затем предложить им другие услуги. Пример такого подхода - Mail.Ru (www.mail.ru). Этот портал начинался с почты. Через несколько месяцев, после завоевания признания со стороны пользователей, организаторы стали оказывать клиентам дополнительные услуги: сообщать прогноз погоды, новости и др.

Многие поисковые серверы также обросли различными сервисами и стали порталами.

Некоторые владельцы порталов пошли по пути объединения существующих разрозненных сервисов. Примерами являются отдельные информационные порталы, предоставляющие ленты новостей различной тематики от нескольких поставщиков с возможностью персональной настройки интерфейса пользователя (www.prosto.ru).

Наверное, к этому типу портала можно отнести и объединение Интернет-магазинов в один холдинг с созданием общих базы данных по товарам и системы доставки. Я имею в виду eHouse (www.ehouse.ru), собравший под своей крышей магазины Dostavka.Ru, Wstore, Bolero, Aromat.Ru, Kenga и MegaShop, которые из соображений монополизации рынка и ради сокращения издержек, как под действием центростремительных сил, проделали путь к единому холдингу.

Подобие центробежного движения в процессе организации портала демонстрирует торговый центр CityShop (www.cityshop.ru), от которого могут отпочковываться отдельные Интернет-магазины и как бы устремляться в свободное плавание.

Иногда одна компания сама создает, объединяет в портал и поддерживает сразу несколько сервисов. Для этого требуется большой штат обслуживающего персонала. Таким образом действовали пионеры Интернета (в Рунете это InfoArt: www.infoart.ru) и амбициозные компании типа “Кирилла и Мефодия” (www.km.ru).

Существует совсем новый путь, по нему пока идут только некоторые высокотехнологичные компании, интеграторы электронного бизнеса. Он заключается в том, что такая компания на основе своих технологий конструирует набор различных бизнесов, позволяющих вести обособленную коммерческую деятельность, но при этом пользоваться общими для портала сервисами. Подобные бизнес-площадки могут сдаваться в аренду и управляться арендаторами, получающими много преимуществ, особенно если это некрупные или начинающие э-коммерсанты.

Во-первых, не нужен штат программистов и менеджеров для создания и поддержки Интернет-магазина (по оценкам, на создание одного электронного магазина в среднем уходит 15-20 тыс. долл.). Достаточно одного администратора, обладающего общей компьютерной грамотностью и понимающего логику сайта.

Во-вторых, не надо платить тысячи долларов за лицензию на программное обеспечение, служащее платформой магазина. Например, более-менее универсальная и популярная система INTERSHOP Merchant стоит 6 тыс. долл.

Еще один способ организации бизнес-порталов можно проиллюстрировать на примере технологий компании UnitSpace Corp. (www.unitspace.ru), которая обладает оригинальными инструментами создания бизнес-порталов и запатентованной технологией поддержки коммерческих сайтов на основе логических моделей Object Site Modeling (OSM). Составляющие части OSM-технологии:

1. Dynamic Site Manager (версии для э-торговли и витрин) - служит для создания и администрирования богатого медиа-контента. С помощью этого продукта пользователь может формировать логические модели из имеющихся онлайновых бизнесов, анализируя существующие сайты или базы данных, а также создавать структуры будущего бизнеса с нуля.

2. E-Market Showcase Builder - предназначен для организации витрин Интернет-магазинов, размещенных в порталах, и динамического управления ими.

3. Rich Content Manager - нужен IT-специалисту для наполнения и динамического управления содержанием сайта (ERP; е-marketplace; industry consortium portal и т. п.).

В совокупности эти программы и составляют технологию OSM. Благодаря ей ускоряется и упрощается работа с объектами сайта и атрибутами объектов по сравнению с работой в формате страница - ссылка, а также взаимодействие контента с базами данных. Каждому объекту присваивается один или несколько атрибутов (html, vrml, flash, extern и др.). Арендаторы могут как формировать свой бизнес на основе OSM-портала, так и использовать сервисы портала в своем бизнесе. Например, с помощью E-Market Showcase Builder можно создать мультимедийные витрины для существующего магазина в рамках сервиса “витрина”. В результате пользователь имеет магазин в Yahoo!, мультимедийную витрину на OSM-портале, а при оформлении покупки возвращается в Yahoo!.

Следует сказать, что UnitSpace OSM - совершенно новая технология, ее применяют пока единицы (одна из крупных российских нефтяных компаний и международная hi-tech фирма).

Поставщики приложений электронной коммерции

На рынке приложений для строительства и обеспечения деятельности бизнес-порталов есть свои авторитеты, которые обладают, быть может, не столь многофукциональными, но зато проверенными на практике технологиями. К таким лидерам относятся Ariba, Commerce One, PurchasePro, Oracle, INTERSHOP, Allaire, Open Marker, Broad Vision, InfoBank.

Ariba (http://www.ariba.com/). Предлагает платформу для построения бизнеса в Интернете Ariba b2b eCommerce Platform, которая предоставляет развитый сервис для покупателей и продавцов торговых площадок. Платформа гибкая и масштабируемая. Среди клиентов компании - American Express, Honda, Cisco Systems, Philips, Volkswagen и другие известные фирмы.

Commerce One (http://www.commerceone.com/). Ее продукты Global Trading Web и MarketSite предназначены для построения B2B- и B2C-порталов, для создания витрин и электронных магазинов. Решения Commerce One применяют, в частности, Citibank и Deutsche Telekom.

PurchasePro (http://corp.purchasepro.com/). Строит торговые площадки двух типов - Public e-Marketplace (открытые торги для всех участников) и Private e-Marketplaces (торги для отдельной группы участников, подписавших определенное соглашение). Одним из последних решений компании является строительство нового онлайнового рынка, на котором Hilton будет закупать различные товары для 1800 своих отелей у различных поставщиков.

Oracle (http://www.oracle.ru/). Сервер приложений Oracle iAS и СУБД Oracle8i образуют надежную и простую в управлении инфраструктуру для Oracle Portal, программного обеспечения бизнес-портала, позволяющего объединять, администрировать и обслуживать персонализированные программные сервисы в Web-браузере.

INTERSHOP (http://www.intershop.de). Предлагает high-end e-commerce решения, которые обеспечивают гибкое управление предприятием в онлайновых бизнес-моделях. INTERSHOP enfinity, выпущенный в 1999 г., представляет собой комплексную систему электронной коммерции для очень крупных корпораций, построенную на базе открытых стандартов XML и Java и предназначенную для взаимодействия не только с клиентами, но и с партнерами в рамках концепции B2B.

Allaire (http://www.allaire.com/). Ее платформа для ведения онлайнового бизнеса включает в себя серверы приложений (ColdFusion и JRun) и инструменты разработчика (Allaire Spectra). Самый знаменитый программный продукт компании - средство разработки Web-страниц Home Site. Продукты серии ColdFusion Studio и Home Site позволяют оснащать создаваемые сайты приложениями WAP.

Следует отметить, что ни одна из известных мировых компаний, специализирующихся на решениях в сфере электронной коммерции и информационных технологиях, не предоставляет клиентам полного пакета услуг и решений, хотя и утверждает обратное.

Торговые площадки в Рунете

Сейчас в российской части Интернета больше портальных решений, ориентированных на потребительский рынок, т. е. B2C-порталов. Их проще было создать и раскрутить. Некоторые из них быстро стали приносить, пусть и небольшую, прибыль. Западный же опыт свидетельствует о перспективности модели B2B, как в оффлайне, так и в онлайне. И в Рунете в последнее время появляется все больше именно таких решений.

Faktura.ru (www.faktura.ru) - предоставляет сервис по организации торговли между предприятиями через Интернет. Связывает в единое целое службы сбыта поставщиков и службы снабжения покупателей, полностью автоматизирует процесс взаимодействия предприятий на этапе поиска товаров и согласования условий заказа. На сайте представлено девять крупных категорий товаров, по которым проводятся торги.

“Зерно Он-Лайн” (www.zol.ru) - глобальная распределенная торговая система, предназначенная для торговли зерном, семенами подсолнечника и другими сырьевыми товарами в России, Казахстане и на Украине. Среди сервисов портала - биржа, аукцион, доска объявлений, форум.

“Зерно” (www.mtszerno.ru) - межрегиональная торговая система. Открылась 15 августа 2000 г. для торговли сельхозпродуктами в режиме реального времени.

GRIN.RU (Global Russian Informational Network; www.grin.ru) - основная задача, которую ставят перед собой создатели сайта, - организация цивилизованной среды, обеспечивающей необходимую на сегодняшнем товарном рынке прозрачность и надежность в исполнении договорных обязательств между участниками. Информационно-торговая система сайта выполняет две функции: информирует потенциального пользователя и предоставляет участникам режим торговли в форме двухстороннего аукциона. Номенклатура товаров разная - от продуктов питания до стройматериалов.

“Фабрикант.Ру” (www.fabrikant.ru) - пройдя бесплатную регистрацию на этом сайте, пользователь вносит информацию о своем предприятии и выпускаемой продукции в глобальную базу данных, которая доступна всем желающим в любой точке мира. Сейчас в базе зарегистрировано 578 компаний. Автор проекта компания “Евразия Инвестмент” ставит своей задачей привлечение иностранных инвестиций в Россию. Правда, на сайте уже зарегистрировалось много предприятий из стран бывшего СССР и бывшего СЭВ. eMatrix (www.ematrix.ru) - в начале августа холдинг eHouse объявил о создании этой электронной торговой площадки, клиентами которой могут стать только фирмы, профессионально занимающиеся продажей компьютерной техники и оборудования.

MediaMarket (www.mediamarket.ru) - посвящен рынку наружной рекламы в России. На сайте можно получить полную информацию о наружной рекламе в 78 регионах России и в других странах СНГ, а также в государствах Западной Европы.

В ближайшее время открывается еще несколько порталов.

“Восторг” (http://www.vostorg.ru/) - совместный проект компаний UnitSpace и CompuLink. Планируется к открытию в начале сентября. Будет представлять собой синтез B2B- и B2C-решений. Из отдельных блоков набора услуг компании-клиенты смогут строить свой Интернет-бизнес (магазин, аукцион и др.) в рамках портала и пользоваться уже готовыми сервисами: системой доставки товара, корзиной, информационными ресурсами, контентом. Это B2B-составляющая портала. Но созданный и поддерживаемый с помощью специальных оригинальных инструментов магазин предназначен для конечного покупателя. Это уже B2C-составляющая.

HiTech Portal - PriceWaterHouseCoopers и SK Communications объявили о совместном проекте по организации в Интернете электронной торговой площадки для участников российского рынка ИТ. В рамках проекта планируется открыть B2B-портал, который объединит участников российского рынка высоких технологий: производителей, дистрибьюторов, дилеров, системных интеграторов, корпоративных клиентов, сервис-центры и консультантов. По замыслу авторов, участники компьютерного рынка смогут через портал оперативно получать полную, актуальную и достоверную ценовую и техническую информацию об интересующих их продуктах и решениях, а также приобретать и продавать продукты и решения. Запуск портала намечен на осень.

Rusmet.ru (www.rusmet.ru) - проект ориентирован на металлургический рынок. Пока находится в стадии разработки, но на сайте уже можно получить информацию о компаниях, продуктах, поработать с базой данных о рынке труда и с доской объявлений.

Pharmazone.ru (www.pharmazone.ru) - проект компаний A.Partners и Intermatrix Group, ориентированный на фармацевтический рынок. Функциональность портала будет удовлетворять потребностям всех его участников - фармацевтических компаний, дистрибьюторов и торгующих организаций (B2B-сектор), а также врачей, медицинских экспертов и обычных пользователей Интернета (B2C-сектор).

“Энергетическая торговая система” - проект компании “Сибнефть”, будет развернут к весне 2001 г.

Заключение

Для компаний - продавцов на онлайновых биржах, которыми чаще всего и являются B2B-порталы, выгода заключается в снижении производственных и транзакционных издержек, расширении рынков сбыта. Покупатели же могут быстро и по приемлемой цене выбрать нужный товар из большого числа предложений. По данным компании IBS, экономия от использования схем B2B достигает 15% по закупкам и 22% по сбыту. В частности, на портале Chemdex составление одного заказа корпоративному закупщику обходится в 10-20 долл., в то время как в оффлайновом варианте эта сумма возрастает до 100 долл.

Организаторы онлайновых бирж также не внакладе - они получают процент от сделок, и, кроме того, прибыль от размещения рекламы на сайте.

Не все электронные торговые площадки и не для всех участников одинаково привлекательны. Например, производитель товара может создать вертикальный торговый портал и заманивать на него вендоров и поставщиков. Ясно, что реклама своей продукции будет у него на первом месте в ущерб остальным. Такой монополизм вряд ли понравится другим участникам, и портал обречен оставаться лишь корпоративным. Поэтому B2B-проект может быть коммерчески успешен, если он создан либо одним независимым хозяином, либо несколькими участниками рынка, но на паритетных началах.

Аналитики eMarketer считают, что в общих доходах от электронной коммерции в этом году доля B2B-коммерции, т. е. онлайновой торговли между компаниями, составит 79,2%, или в денежном выражении - 185 млрд. долл. В будущем доля B2B-бизнеса будет расти. Так, в следующем году ожидаются доходы в размере 336 млрд. долл. По оценкам специалистов, за последние два года открылось около 1000 B2B-порталов в 70 отраслях (данные Forrester Research), а еще через два года их будет уже 7,5-10 тыс. (прогноз Gartner Group). 4

К автору статьи можно обратиться по адресу: oparin@unitspace.com.

Версия для печати