Рени Баучер Фергюсон

Джон Мак-Крайт

В то времЯ как перспективы онлайнового банковского обслуживания частных лиц пока до конца не ясны, компания Wells Fargo и ряд известных банков создают онлайновые службы для корпоративных пользователей. Этот сервис объединяет банковские счета и программы в рамках одного портала, позволяющего корпоративным клиентам управлять предоставляемым им кассовым и кредитным обслуживанием. Несмотря на нерешенные еще проблемы с безопасностью данных систем, самые отважные компании уже начинают плавать в новых онлайновых водах.

Wells Fargo (Сан-Франциско) в октябре планирует расширить функции своего пакета Web-приложений Commercial Electronic Office (CEO), предназначенного для банковского обслуживания крупного и среднего бизнеса. Среди его новых особенностей - модуль управления закупками eProcurement, а также онлайновые средства доступа к брокерским счетам для институциональных инвесторов, управление комиссионными выплатами, кредитами и займами, электронными счет-фактурами, аккредитивами и онлайновыми покупательскими карточками.

“В конечном итоге новая форма обслуживания оказывается более безопасной и гибкой, чем традиционное, - сказал Адам Карт, помощник главного кассира фирмы NRG Energy (Миннеаполис), являющейся независимым поставщиком электроэнергии и пользующейся онлайновыми услугами Wells Fargo и еще одного банка. - Такие службы экономят человеческий труд и компьютерные ресурсы клиентов, поскольку перекладывают заботы по обновлению и обслуживанию ПО на плечи банка”.

Переходя на онлайновое обслуживание Все больше

компаний переводит свои финансовые операции в Интернет

Примеру Wells Fargo следуют и другие банки. Chase Manhattan Bank (Нью-Йорк) обеспечил доступ ко всем своим коммерческим онлайновым службам с главной страницы своего Web-сайта. По словам его официальных лиц, это стало частью мероприятий по капитальной переработке сайта.

В ту же деятельность втягиваются и более мелкие банки. SunTrust Banks (Атланта) осваивает Web-приложение Settlement корпорации Clarus (Сувани, шт. Джорджия) для онлайновых расчетов корпоративных пользователей, вовлеченных в э-коммерцию В2В. Продукт Settlement, который должен быть выпущен в сентябре, поддерживает все операции, связанные с выпиской и оплатой счетов, и интегрируется с системами бухгалтерского учета.

Объемы финансовых инвестиций в онлайновые банковские службы растут как грибы. По прогнозам исследователя рынка фирмы Tower Group (Нидхем, шт. Массачусетс), они увеличатся к концу 2003 г. с нынешних 90 до 300 млн. долл.

Существующие формы онлайнового финансового обслуживания корпоративных клиентов, как правило, пока не универсальны и охватывают лишь отдельные типы транзакций. Например, U.S. Bank, входящий в корпорацию U.S. Bancorp, развертывает группу онлайновых служб, куда, в частности, войдет уже существующая платежная Web-служба PowerTrack. Реализация этого проекта займет год.

Корпорация Andersen (Бэйпорт, шт. Миннесота), специализирующаяся на изготовлении окон, использует PowerTrack для автоматизации работы со счетами. PowerTrack автоматически направляет получаемые этой фирмой счета для немедленной оплаты в U.S. Bank (Миннеаполис). Тот накапливает их в течение месяца, а затем выставляет ей единый консолидированный счет-фактуру (invoice). По словам Пита Флока, контролера отдела транспортных доставок в Andersen, его компания теперь избавлена от необходимости вручную обрабатывать примерно 1,5 тыс. счетов в месяц.

“Хотя нам придется платить за банковское обслуживание, мы видим выгоду от автоматизации операций нашей экспедиции, отдела перевозок и бухгалтерии”, - отметил Флок.

Несмотря на первоначальный подъем интереса к онлайновым банковским услугам, многие корпоративные пользователи сходятся во мнении, что этот сервис еще находится в детском возрасте. Совершенно очевидно, что главным вопросом остается безопасность. Недавнее задержание трех лиц, подозреваемых в попытке ограбления лондонского Интернет-банка Egg, наверняка усилит имеющиеся опасения.

Компаниям, планирующим перенос своих банковских функций в Интернет, следует обращать пристальное внимание не только на пароли и шифры, но и на всю систему бизнес-процессов, которая должна быть надежно защищена от проникновения хакеров, полагает Норин Ричардс, аналитик фирмы Predictive Systems (Нью-Йорк), занимающейся консалтингом в области создания сетей: “Нужно ясно представлять все риски банковских операций через Интернет, которые существуют сегодня и вряд ли исчезнут в будущем. Корпорации должны с этим свыкнуться, как обычные покупатели когда-то вынуждены были смириться с риском использования торговых автоматов”.

Как считает Карт из NRG, меры безопасности, предпринимаемые как его собственной компанией, так и банком, делают Интернет-обслуживание не более опасным, чем традиционные методы работы с деньгами. “Мы ежедневно тем или иным способом обмениваемся информацией с банком. Независимо от того, как происходит транзакция, при помощи бумажных документов или Интернета, если кто-то очень сильно захочет использовать ее во зло, он всегда найдет способ это сделать”, - резонно заметил Карт.

Версия для печати