Камерон Стардевант

Группа партнеров весьма неожиданного состава - Microsoft, IBM, Ariba и пр. - создала рассчитанную на долгую перспективу базовую спецификацию UDDI (Universal Description, Discovery and Integration - универсальный метод описания, обнаружения и интеграции сервисов), предназначенную для интеграции B2B-систем электронной коммерции.

Изучив этот документ, специалисты Тестового центра eWeek Labs пришли к выводу, что любая организация, заинтересованная в ведении бизнеса через Интернет, должна уделить UDDI самое пристальное внимание.

Представленный в августе этого года, стандарт должен помочь в создании глобального Интернет-реестра предприятий, вовлеченных в электронный бизнес. На высшем уровне будут определены разделы White Pages (“Белые страницы”, общая информация), Yellow Pages (“Желтые страницы”, категории предприятий) и Green Pages (“Зеленые страницы”, режим работы).

Предприятия смогут самостоятельно заносить сведения о себе в этот реестр, поддержкой которого займутся несколько компаний. Предварительно зарегистрироваться можно уже сейчас по адресу: www3.ibm.com/services/uddi/register.html. Microsoft и Ariba со своей стороны тоже предлагают предварительную регистрацию, а в дальнейшем намереваются предоставлять бесплатные услуги по регистрации в этом репозитории и доступу к нему.

Язык электронного бизнеса

В октябре те же три компании анонсировали язык WSDL (Web Services Description Language - язык описания Web-служб) - один из краеугольных камней UDDI. Он позволяет предприятиям описывать свои предложения стандартным образом. Спецификация WSDL опубликована по адресу www-4.ibm.com/services/uddi/register/html. Ожидается, что она будет представлена в организации по стандартизации в течение ближайших полутора лет.

Специалисты Microsoft и IBM над WSDL трудились сообща, и дальнейшие работы по созданию XML-схемы (Extensible Markup Language - расширяемый язык разметки) для описания сетевых служб также будут вестись в кооперации - по крайней мере в первое время. Эта спецификация частично основана на предложенном Microsoft языке SOAP (Simple Object Access Protocol - простой протокол доступа к объектам), Contract Language (язык описания контрактов) и языке NASSL (Network Accessible Service Specification Language - язык описания доступных в сети служб) корпорации IBM.

WSDL во многом напоминает инициативу eSpeak компании Hewlett-Packard, в рамках которой создан набор открытых, основанных на стандартах инструментов и автоматизирующих обнаружение Web-службами друг друга и организацию взаимодействия. Пока еще слишком рано судить о том, какая из спецификаций имеет лучшие шансы на широкое распространение. Более того, проведенное нами исследование работающих продуктов, выпущенных участниками обеих инициатив, показывает, что окончательные версии спецификаций появятся не скоро - возможно, даже и не в будущем году.

Спецификация описывает сетевые службы как совокупности оконечных пунктов, обменивающихся между собой сообщениями, содержащими информацию о доступных услугах. Языковое разнообразие этих сообщений ограничено форматами и сетевыми протоколами, соответствующими спецификациям SOAP 1.1, HTTP (операции get/post) и MIME (Multipurpose Internet Mail Extensions - многоцелевые расширения Интернет-почты). В то же время возможность поддержки других форматов сообщений оставлена открытой.

Основой для обмена информацией служит документ формата WSDL XML. Он состоит из семи элементов, используемых для описания сетевых сервисов. Хотя сегодня WSDL поддерживает только XML-сообщения, в будущем возможно его распространение и на другие форматы.

Наше изучение спецификации WSDL ясно показывает, насколько сложно создать условия для обмена описаниями коммерческих предприятий в мировом масштабе. Есть, впрочем, надежда, что эта сложность не станет препятствием к успеху инициативы в целом.

Для борьбы с этой сложностью в WSDL-документах введена концепция порта, представляющего собой комбинацию протокола или формата сообщения (SOAP, HTTP или MIME) с сетевым адресом.

Оконечный пункт представляется набором портов. Множество связанных оконечных пунктов составляет службу. Простым примером может служить служба биржевых котировок, в рамках которой WSDL-документы запрашивают котировки с использованием SOAP по HTTP-соединениям.

Использование WSDL-документов в рамках UDDI будет, вероятно, полезно предприятиям любых масштабов. Упрощая и облегчая взаимодействие предприятий широкого спектра отраслей, технология WSDL помогает вывести UDDI за рамки бирж B2B - которые обычно бывают ориентированы лишь на приглашения к сотрудничеству и поддержку определенных конкретных платформ - и бизнес-каталогов, содержащих, как правило, только контактную информацию.

Со старшим аналитиком Камероном Стардевантом можно связаться по адресу: cameron_sturdevant@ziffdavis.com.

Урок грамматики

Части речи языка WSDL

Стандарт UDDI основан на языке WSDL - своего рода грамматике языка XML, включающей следующие компоненты:

- сообщения/операции - описание передаваемых данных или возможных действий;

- порт - сегмент одиночного оконечного пункта с определенным сетевым адресом;

- службы - множество связанных друг с другом оконечных пунктов.

UDDI объединяет всю эту информацию в центральном - на сегодняшний день бесплатном - хранилище, в которое предприятия могут помещать списки своих услуг и описания возможных способов взаимодействия с другими предприятиями.

Версия для печати