B2B

Общедоступные торговые площадки расширяют спектр услуг, а частные э-рынки получают все большее признание

Рене Бушер Фергюсон, Джон Мак-Крайт

Год назад обширные торговые площадки Интернета были в центре всеобщего внимания, но с тех пор они понесли заметные потери. Пытаясь выжить в новых условиях, они начали предоставлять услуги по организации совместной работы клиентов, однако и здесь их ждала неприятная неожиданность - растущая популярность частных торговых площадок, работающих по схеме “один-со-многими”.

“Мы были совершенно правы, когда предупреждали о фундаментальных изменениях в деловой среде Интернета и неизбежности появления новых путей взаимодействия с партнерами, - заявил Мохен Соуни, консультант в области электронной коммерции и профессор Высшей школы управления Келлога при Северо-Западном университете (Эванстон, шт. Иллинойс). - Однако мы ошиблись в определении природы механизмов этого сотрудничества”. По его мнению, вместо того, чтобы выходить на “открытые” торговые площадки, на которых работают множество продавцов и покупателей, компаниям лучше развивать уже установленные отношения, опираясь при этом на электронные технологии. “Гораздо важнее находить новые пути сотрудничества с уже имеющимися партнерами, чем искать потенциальных клиентов”, - уверен он.

Недостаточную эффективность прямых поставок через торговые площадки признают и владельцы некоторых из них. Взять, к примеру, чикагскую электронную фирму Transora, созданную компанией Procter & Gamble и рядом других фирм для продажи товаров повседневного спроса. Первая транзакция была здесь проведена в апреле, но полномасштабные аукционы, как считает руководитель деловых операций фирмы Рик Хербст, удастся развернуть не ранее, чем через пару лет.

“Наша торговая площадка пока не может похвалиться своими аукционами, - признается он. - Ей не хватает размаха, и мы нацелились на создание такой инфраструктуры, которая сэкэномит средства клиентов именно за счет увеличения масштабов деятельности”.

Ключевым фактором для достижения этой цели Хербст считает развертывание ПО прогностического планирования совместных действий и поддержания запаса товаров, приобретенных у фирмы Synchra Systems.

На сегодняшний день Transora поддерживает отношения с 11 поставщиками, и Хербст надеется, что через 2-2,5 месяца ему удастся наладить электронный обмен данными между ними. Операции с восемью из них он рассчитывает вывести в онлайновый режим уже к концу июля.

Расширить свою базу услуг стремится и торговая площадка Omnexus (Атланта, шт. Джорджия), созданная лидерами производства пластмасс. Эта фирма намерена развернуть онлайновые финансовые услуги, а затем, по словам ее вице-президента по стратегическому планированию Майкла Тейлера, предложить своим клиентам сервисы конструирования, страхования и многие другие.

Кроме того, Omnexus собирается наладить электронное взаимодействие с системами планирования ресурсов предприятия (ERP) клиентов. Когда это будет сделано, полторы с лишним тысячи ее заказчиков получат возможность обмениваться информацией о качестве и наличии продукции, ценах на нее, сроках и условиях поставки. Весь обмен данными при этом будет вестись между машинами без участия человека. Первой ласточкой на этом поприще должна стать подсистема обработки исключительных ситуаций.

“Omnexus превращается в точку интеграции, - заметил Тейлер. - На нашей площадке любой покупатель подключается к ERP-системам сразу четырех ее основателей”.

И все же крупные товарные биржи, действующие в Сети, все явственнее ощущают: предпочтения пользователей Сети постепенно меняются. Похоже, что большие торговые площадки уже утратили немалую долю своей былой популярности.

В июне были отменены торжественные мероприятия по случаю появления новой такой фирмы Converge, владеющей биржей по торговле электронными компонентами. “Пузырь B2B лопнул, и нет смысла поднимать лишний шум”, - пояснил принятое решение Боб Крамич, вице-президент Converge (Пибоди, шт. Массачусетс) по маркетингу.

Некоторые компании, на которые возлагали большие надежды крупные электронные товарные биржи, предпочли открыть собственные торговые площадки и общаться со своими поставщиками напрямую.

В прошлом году создать отраслевую площадку собиралась фирма Newport News Shipbuilding (Ньюпорт-Ньюс,шт. Виргиния), однако от этих планов пришлось быстро отказаться. По мнению ее исполнительного директора Стефена Хассела, в судостроительной промышленности переход на непрямые поставки дает очень малую экономию, поскольку основная масса приобретаемых материалов используется непосредственно для постройки кораблей. “Еще раз оценив динамику своего бизнеса, мы поняли, что игра не стоит свеч, - вспоминает Хассел. - Поэтому было решено направить усилия на создание собственной торговой площадки”.

В июле, с открытием первой версии информационного портала Newport News Shipbuilding, поставщики и клиенты фирмы получают доступ к информации по текущим проектам в области судостроения. Основу нового портала составят технологии WebForms и WinForms корпорации Microsoft. На первом этапе узел aircraftcarrier.net будет носить чисто информационный характер, но впоследствии, как пообещал Хассел, на нем можно будет производить и транзакции.

Смену настроений сетевых пользователей учитывают и разработчики ПО. Фирма eForce (Хейуард, шт. Калифорния) объявила в июне о начале разработки пакета программ myPrivatemarketplace для частных торговых площадок. Проект выполняется в сотрудничестве с фирмой Sun Microsystems (Пало-Альто, шт. Калифорния), сроки его реализации не называются.

И все же, как считает аналитик фирмы Jupiter Media Metrix Тим Кларк, полностью сбрасывать со счетов большие общедоступные торговые площадки не стоит. “Сейчас мы вышли на этап создания частных торговых сетей, - говорит он. - Но как только люди привыкнут к ним, они обязательно задумаются: а может быть, в бизнесе есть место и публичным электронным товарным биржам?”

Версия для печати