СЕМИНАРЫ

Вопрос о том, сколько же пользователей в Рунете, интересует сейчас многих, этой же теме был посвящен и последний семинар РОЦИТ (www.rocit.ru). Выяснилось, что картина сложилась весьма любопытная. Итоговые цифры у различных исследователей были не просто разными, а расходились в разы. Это объясняется еще и тем, что до сих пор никто точно не обозначил объект подсчета. Пока что все-таки считают: русскоязычных пользователей, пользователей, проживающих на территории России, или пользователей, подключающихся за какой-либо период*1.

_____

*1. Два года назад PC Week/RE писал по поводу ситуации с подсчетом числа пользователей Рунета (см. PC Week/RE, № 43/99, с. 29). Судя по всему, мало что в этой области изменилось к лучшему. Аналогичная ситуация и с оценками Интернета в целом. Дурят нас, господа! - Влад Боркус.

Портал Rambler.ru (www.rambler.ru), один из старейших в Рунете, представлял на семинаре Алексей Беляев. По его данным, российская аудитория Интернета за июль составляла 2,8 млн. посетителей. Основная масса пользователей проживает в Москве и Московской области. Интернетом в России охвачено 3% населения, в Москве - 11% (1,35 млн. человек) и 5,8% - в Питере (300 тыс.). Две трети пользователей составляют мужчины, 80% из них моложе 35 лет, 60% имеют высшее образование и 30% - учащиеся.

Проект Gallup Net (www.gallup.ru), запущенный в 1999 г., создан для измерения аудитории Интернета в России в рамках проекта National Readership Survey. Как сообщил представитель Gallup Media Михаил Райбман, в исследованиях участвовали люди, проживающие в городах с численностью от 100 тыс. человек, от 16 лет и старше. В результате исследования выяснилось, что в марте - апреле 2001 г. российская аудитория Интернета составляла 5,4% (2853 тыс. человек). Москва лидирует в этой области, ее аудитория составила 13% (915 тыс.) при компьютеризации в 22%.

Агентство GfK MR (www.gfk.ru) поставило вопрос о корректности проведения онлайновых опросов, мотивируя это тем, что нет возможности проверить достоверность получаемых в них данных. По мнению Асхата Кутлалиева, самые точные данные можно получить только благодаря традиционным офлайновым исследованиям, и GfK занимается этим в течение последних двух лет. По оценкам агентства, аудитория российского Интернета равна 8,8 млн. человек (как и Gallup Media, GfK использовала данные избирательных участков, как наиболее точные). Прирост за год составляет 31%. Были приведены данные по возрастному составу аудитории: 37% пользователей - люди от 16 до 29 лет. Доля пользователей с высшим образованием составляет 19,1%. Интернетом в основном пользуются люди с доходом более 2000 руб. на человека в месяц.

По мнению Monitoring.ru (www.monitoring.ru), в ближайший год Интернет собираются начать посещать еще 2,3% россиян. При этом 77,6% населения Интернет не посещают и не собираются этого делать. 16,7% не имеют возможности посещать Сеть, а 66,7% Интернетом не интересуются. Численность российской аудитории Интернета за год увеличилась почти в два раза. Согласно полученным данным, в первом квартале 2001 г. максимальная аудитория Интернета выросла на 1,4 млн. человек.

Как известно, максимальная аудитория включает в себя всех посетителей Сети, даже тех, кто имеет единичный опыт посещения. Как правило, она в 2-3 раза больше регулярной. Вот, к примеру, данные Monitoring.ru за второй квартал прошлого года: 6,6 млн. человек - максимальная аудитория, 2,8 млн. - регулярная. Таким образом, на сегодняшний день ядро Рунета должно состоять не менее чем из 5,6 млн. пользователей.

Число пользователей Рунета в 2001 г.

по данным разных источников, млн. человек

В то же время, по данным исследовательского агентства КОМКОН, в первом квартале нынешнего года число регулярных пользователей Рунета увеличилось на 6% по сравнению с предыдущим кварталом и достигло 3,7 млн. человек. Если закон роста, наблюдающийся на протяжении последнего года, сохранится, то к концу текущего года максимальная аудитория Рунета составит около 19 млн. человек. По прогнозам, в 2004 г. активных пользователей Рунета будет от 2 млн. (минимальное) до 30 млн. (максимальное). Средняя оценка - 10,7 млн. человек.

Все выступавшие сошлись на том, что электронной почтой пользуется подавляющее большинство пользователей Интернета, а в чатах хотя бы раз в месяц появляются 22%, а пользуются Интернет-кафе 7%.

Не только РОЦИТ волнует данная проблема. 6 сентября в ходе конференции “Развитие Интернета в России”, проходящей в рамках Всероссийского научно-промышленного форума “Россия Единая” в Нижнем Новгороде, Александр Волокитин, заместитель министра РФ по связи и информатизации, сообщил, что, по прогнозу его министерства, число пользователей Интернета в России к 2010 г. превысит 26 млн. В настоящее время их более 4 млн. При этом темп роста этого показателя с 1997 г. составил более 500%. Среди активных пользователей Всемирной сети 57% составляют люди с доходом выше среднего по стране. В зоне RU уже зарегистрировано более 80 тыс. доменов.

В заключение приведем данные Интернет-провайдера ОRC (www.orc.ru). Исследование проводилось во второй декаде августа, в нем участвовало более 10 000 пользователей.

Структура состава клиентов по способу доступа в Сеть из дома (по Москве) носит следующий характер: телефонную сеть общего пользования (ТфОП) используют 65%, выделенный канал имеют 10%, и 25% вообще не подключены (в регионах - до 44%). На работе ситуация резко меняется, ТфОП используют только 17%, высокоскоростное подключение по выделенному каналу имеют уже 62%, а 21% не имеют доступа в Интернет с работы.

Версия для печати