ИНТЕРВЬЮ

Влад Боркус, Эдуард Пройдаков

Окончание беседы с генеральным директором “МТУ-Интел” Николаем Репиным. Начало см. PC Week/RE, № 41/2001, с. 23.

PC Week: Широкополосный доступ, о котором мы говорили, открывает возможность массового внедрения услуг IP-телефонии. Однако крупные операторы международной и междугородной телефонной связи опасаются, что IP-телефония как бы отберет у них трафик. Насколько эти опасения оправданы?

Николай Репин

Николай Репин: Я не думаю, что из-за IP-телефонии трафик, скажем, “Ростелекома” сильно уменьшился. Корпоративные абоненты продолжают пользоваться услугами этого оператора. А если говорить о массовых услугах, то IP-телефония (обеспечивающая более низкие цены) просто открыла новый пласт клиентов.

Мне кажется, что в вопросе о “воровстве” трафика неправильно расставлены акценты. Как вы знаете, в Америке чрезвычайно развиты карточные системы оплаты услуг междугородной связи, на основе которых часто строятся “пирамиды”. Скажем, продаются телефонные карточки за $1 и заявляется, что вы можете звонить, сколько хотите, т. е. продается ничем не обеспеченная услуга. И на Западе IP-телефония ударила именно по таким схемам.

В России же на момент появления IP-телефонии карточных схем не было и она осложнила их развертывание. Было несколько компаний, которые пытались торговать необеспеченным ресурсом (не будем называть их), но массового развития это не получило. Поэтому наоборот - IP-телефония, скорее, защитила операторов связи от потери трафика, ведь иначе карточные схемы безусловно распространились бы (со всеми присущими им недостатками), а трафик просто пошел бы в обход “Ростелекома”.

PC Week: Насколько быстро растет IP-телефония в нашей стране?

Н. Р.: Не очень быстро. Она заняла определенную нишу, связанную с упомянутыми карточными схемами, взрывообразного роста не произошло.

PC Week: Сегодня тема хостинга в моде. Центры данных плодятся как грибы после дождя. Что делает “МТУ-Интел” в этой области?

Н. Р.: Мы занялись этим еще в 1998 г. и сейчас располагаем современным data-центром. Наверное, мы были одними из первых, кто его создал в таком масштабе, с тем спектром услуг, который реально нужен абонентам. Мы оборудовали помещения системами гарантированного электропитания, безопасности, кондиционирования и охлаждения (это, кстати, наиболее дорогостоящая часть) и довольно давно предоставляем клиентам набор сервисов - начиная от простого размещения их серверов на нашей площадке и вплоть до приложений высокого уровня (базы данных, антивирусные программы и т. п.). При этом обеспечивается визуальный контроль, резервное копирование, контроль по запросу, гарантируется та или иная скорость подключения, наши сотрудники консультируют клиентов, дежурные в центре работают круглосуточно.

Однако мы рассматриваем центр данных не как отдельную услугу для клиентов, а как инструмент для бизнеса. Здесь стоит сказать несколько слов о ситуации на данном рынке. Пока он не очень объемен. И причина кроется скорее в состоянии отрасли. Кто является клиентами data-центров на Западе? Это в основном средние компании, то, что называется сектор SoHo. Они вначале подключились к Интернету, потом решили использовать Интернет для электронного бизнеса.

К сожалению, в России проблема доступа сектора SoHo в Интернет пока не решена. К Интернету подключены либо физические лица, либо крупные организации, использующие выделенные каналы и способные платить за это несколько сот долларов в месяц. Не все из них готовы переносить свой бизнес в Интернет, к тому же их явно мало для того, чтобы потреблять услуги в массовом порядке. Поэтому услугами data-центров в основном пользуются контент-провайдеры. А сколько их в России? На слуху десяток имен. Естественно, они не формируют рынок data-центров.

Сегодня проблема не в наличии data-центров (уже построено и введено в эксплуатацию несколько крупных центров), а в развитии рынка доступа в Интернет. Пока компании сектора SoHo не имеют доступа в Интернет и не осознали необходимость перенесения тех или иных аспектов своего реального бизнеса в Сеть, data-центры будут стоять полупустыми. Поэтому сейчас вкладывать десятки миллионов долларов в такого рода проекты нецелесообразно.

PC Week: Однако провайдеры типа Cable & Wireless это делают и полны оптимизма...

Н. Р.: Оптимизм объясняется западным опытом. Но всегда надо делать поправку на российскую специфику. Центры данных - вещь важная и необходимая, но пока не приносящая денег. Тем не менее за ними будущее, и то, что сделала Cable & Wireless, весьма значимо - она показала, в каком направлении бизнес будет развиваться в дальнейшем.

Мы делаем основную ставку на ADSL-проект, который всколыхнет рынок SoHo. После чего можно будет говорить о массовых услугах data-центров, на которых зарабатываются деньги. Пока же data-центры и для нас, и для Cable & Wireless в основном необходимы как элемент для работы с клиентом. И если говорить доходах, которые мы получаем от этих услуг, то они пока незначительны, хотя со временем могут стать вполне приличными.

PC Week: Одним из направлений использования data-центров является Application Service Providing. В связи с тем, что сказано, есть ли перспективы у этого рынка?

Н. Р.: Есть. Хотя как пойдет его развитие и в какие сроки, сказать пока трудно. Сейчас он стимулируется в основном интеграторами - та или иная компания-интегратор, обслуживающая крупных заказчиков, среди прочих услуг предлагает “втащить” их в Интернет и сделать для них какие-то бизнес-решения через Интернет. В основном это делается компаниями, работающими для одного конкретного заказчика. Но даже эти примеры пока единичны.

Мы подошли к вопросу с другой стороны, попытались предложить такого типа решения для массового пользователя. У нас есть партнер - компания “ДИСКо”, которую возглавляет известный российский программист Михаил Донской. С ней мы сделали и запатентовали технологию “Аренда программного обеспечения через Интернет”.

Сегодняшняя проблема распространения ПО - высокая цена. Человек должен заплатить за программу, скажем, $20. Но будет ли он это делать, если можно бесплатно получить пиратскую версию? Однако если ему предложить эту программу в аренду, например за 21 цент в месяц, то он, возможно, и согласится, рассуждая примерно так: “Ну что я потащусь на Горбушку чего-то покупать?”. Указанная цифра, конечно, условна, и каждый раз требуется просчитывать экономику бизнеса. Но можно найти цену, при которой дело выгодно всем.

Сейчас мы предлагаем аренду порядка десятка программных продуктов. И люди этой услугой реально пользуются. Не скажу, что тысячи людей и что это такой уж суперприбыльный бизнес - исторические условия накладывают свой отпечаток, но тем не менее+ Безусловно, он будет развиваться и дальше.

Итак, мы видим свою роль в продвижении относительно недорогих и массовых услуг. Ведь Интернет-провайдер - это по сути система поддержки микро-платежей. У нас есть технология сбора денег с массовой аудитории, в основном с помощью системы предоплаченных карт. Часть этих средств клиент может потратить на оплату тех или иных услуг, которые стоят копейки и для оплаты которых использовать обычные системы платежей невыгодно.

PC Week: Судя по всему, “МТУ-Интел” начал строительство своего портала. Как это будет происходить и что должно в итоге получиться?

Н. Р.: История с “дот-комами” научила тому, что портальный бизнес не может развиваться сам по себе. (Я имею в виду горизонтальные порталы и не говорю об информационных агентствах. Например, “РосБизнесКонсалтинг” - прекрасный пример информационного агентства, зарабатывающего деньги.) Появление порталов обусловлено потребностью иметь витрину для тех или иных Интернет-услуг. Поэтому сегодня на Западе в явной форме сложилась модель, когда наиболее успешные горизонтальные порталы (как, скажем, AOL.com) существуют на базе Интернет-провайдеров. Просто поисковой машины недостаточно для достижения успеха, нужна еще клиентская база. А ее можно собрать с помощью услуг Интернет-провайдеров. И сейчас такие портальные схемы стали развиваться.

С точки зрения работы с клиентами мы видим необходимость в развитии своего портального бизнеса. Клиент, приходя к нам, должен иметь возможность решить все свои текущие проблемы прямо на нашем портале. Поэтому в середине этого года мы создали специальный департамент, который занимается подобным проектом.

Мы видим себя скорее в роли организатора, поэтому при осуществлении тех или иных решений делаем ставку на работу с партнерами, с информационными агентствами. Естественно, “МТУ-Интел” не станет набирать редакторский штат, который занимается новостными лентами, наша задача другая. Для нас портал - это витрина, мы согласны сотрудничать с информационными агентствами в любой форме и с поставщиками тех или иных информационных портальных услуг, имеющих поисковые машины. Мы здесь открыты для сотрудничества. Наша роль - организация доступа к клиентской базе.

PC Week: Кто платит за этот контент? Вы поставщикам или они вам?

Н. Р.: Возможны разные схемы. Но я сразу хочу сказать, что пользователи пока не готовы платить за информацию. Вообще, они охотно платят лишь за услуги, представляющие явную ценность, к примеру за посылку SMS. Вот за это мы можем списывать деньги с лицевых счетов наших клиентов и переводить часть их провайдеру услуги. Подписка же на информацию сейчас не востребована, так как ее можно получать бесплатно.

Бывают и другого рода схемы, когда тот или иной ресурс выделяется для того, чтобы наши клиенты имели к нему прямой доступ. Его владельцы заинтересованы, скажем, в заработке на рекламе. Тогда они готовы платить нам.

PC Week: Последняя тема, которую хотелось бы затронуть, - это региональная деятельность. “МТУ-Интел” в основном - московская компания. Собираетесь ли вы развивать бизнес в других районах страны? Достаточен ли там платежеспособный спрос?

Н. Р.: У нас уже есть определенные региональные проекты. Например, Интернет-провайдинг в Рязани мы поддерживаем уже два года. Поэтому мы понимаем, как развиваются проекты в других городах, и готовы к работе с другими регионами. переговоры уже ведутся, но о результатах пока рано говорить.

Что касается спроса, то в городах с миллионным населением (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск) он есть, однако услуги Интернета там еще относительно дороги. Это понятно - чтобы от Красноярска дойти до Москвы, скажем, с тем же международным трафиком, надо добавить довольно много денег. К тому же надо учитывать, что покупательная способность населения там значительно ниже, чем в Москве.

В некоторых городах рынок в значительной степени уже поделен - например, в Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде. Но тем не менее даже там наблюдается определенный дефицит предложения. Места на рынке пока довольно много.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати