По мере дальнейшего роста аудитории и проникновения Интернета в регионы (см. PC Week/RE, № 36/ 2001, с. 30) продолжает свое развитие рынок финансовых Интернет-услуг. Согласно оценкам авторов законопроекта “О предоставлении электронных финансовых услуг”, к 2005 г. более половины российских банков будут применять Интернет-системы, а их пользователями станут 8-10 млн. человек.

Дмитрий Аглицкий, независимый консультант:

“Интернет изменит профиль российского бухгалтера”

Вопрос о широком использовании Интернет-технологий в банковской сфере до сих пор в России остается открытым. С одной стороны, оптимизация и перенос бизнес-процессов в Интернет становится общемировой тенденцией и многие российские руководители и ведущие менеджеры предприятий осознают это. С другой стороны, недостаточная развитость инфраструктуры сети в регионах, неотработанность правовой базы или просто нежелание адаптироваться к переменам пока сдерживают развитие данного сектора рынка.

Тем не менее наиболее технологичными банками уже решены вопросы переноса в Интернет традиционной модели банковского обслуживания предприятий. Согласно данным компании “Интернет-маркетинг” (www.ifin.ru), в настоящее время около 100 российских банков, используя покупную или собственную систему, предлагают своим клиентам обслуживание в Интернете.

Можно ожидать, что по мере дальнейшего развития рынка таких Интернет-услуг соображения территориальной близости при выборе банка отойдут на задний план. В качестве других значимых критериев могут выступать надежность и устойчивость банка, его близость к регионам экономических интересов предприятия, гибкость тарифной политики, объем и качество оказываемых дополнительных услуг и т. д. Наиболее востребованной и технологически отработанной услугой сегодня можно считать Интернет-банкинг - ведение расчетных счетов предприятий и совершение по ним операций.

Стратегия “выигрыш - выигрыш”

Опыт зарубежных банков показывает, что Интернет-банкинг позволяет преодолеть традиционные территориальные и временные ограничения, в той или иной степени присущие классической схеме банковского обслуживания предприятий и схеме обслуживания на основе системы класса “банк - клиент”. В результате сокращаются операционные затраты и административные расходы, что в свою очередь влияет на тарифную политику кредитных учреждений, объем и качество оказываемых дополнительных услуг.

Так, по ряду оценок стоимость совершения операций для систем Интернет-банкинга по сравнению с классической схемой расчетного обслуживания оказывается в десятки раз ниже. Транспортную функцию берет на себя Интернет. Отпадает необходимость во вводе и распознавании платежных документов. За счет более технологичной внутрибанковской обработки платежей возрастает скорость их проведения. Но это за рубежом, где весь банковский документооборот ведется в электронном виде. В России пока, согласно действующему законодательству, все электронные расчетные документы в конечном счете обязательно должны иметь бумажные аналоги.

Важным ресурсом снижения банковских издержек становятся административные расходы. По мере перехода предприятий - клиентов банка на Интернет-обслуживание сокращается потребность в просторных залах для приема многочисленных посетителей. Да и в целом меняется взгляд на сам офис банка, традиционно служивший символом его солидности и устойчивости.

Как показывает практика, для средних и крупных предприятий переход с систем класса “банк - клиент” на Интернет-банкинг позволяет ощутимо повысить эффективность управления финансовыми ресурсами и сократить издержки на автоматизацию. Экономия в данном случае достигается за счет отказа от аренды специализированных линий связи, эксплуатации и обслуживания дополнительного программного и аппаратного обеспечения.

Рост личной эффективности

По сравнению с традиционной схемой дистанционное обслуживание через Интернет освобождает бухгалтера предприятия от визитов в офис банка. И за счет более технологичной обработки документов он получает два дополнительных часа. Кроме этого, интерактивное взаимодействие с банком через Интернет обеспечивает надежный контроль правильности заполнения расчетных документов. Тем не менее согласно действующему законодательству периодически проводить сверку платежек и выписок все равно приходится. Но эту работу можно приурочить к “зарплатному дню”.

Интернет-банкинг более динамичен и в сравнении с системой класса “банк - клиент”, так как допускает не только стационарное управление счетом клиента, но и мобильное управление с портативного компьютера, подключенного к одному из имеющихся каналов. При этом инициатором сеансового обмена документами выступает сам бухгалтер предприятия, “выходя на связь” в соответствии со своим индивидуальным рабочим графиком.

В оперативном контроле состояния расчетного счета могут быть заинтересованы и сотрудники коммерческих служб предприятия, чья деятельность часто носит разъездной характер. Для принятия тех или иных мотивированных управленческих решений им бывает важно знать, как складываются взаимоотношения с клиентами, поставщиками, деловыми партнерами.

Для эффективной работы бухгалтера с системой Интернет-банкинга важно обеспечить ее интеграцию с учетной системой предприятия. В практическом плане это означает возможность сквозной передачи расчетных документов в банк и приема поступающих из него выписок.

Принятые в международной практике стандарты обмена информацией между финансовыми системами различных производителей, в частности Open Financial Exchange, позволяют осуществлять их согласованное взаимодействие. В России единый стандарт на обмен данными между бухгалтерскими системами различных фирм-производителей пока не принят, что порождает необходимость индивидуальной настройки интерфейса для систем Интернет-банкинга в каждом конкретном случае.

На правовом поле без штрафных

Дистанционное расчетное обслуживание предприятий требует надежной взаимной аутентификации сторон и защиты всей передаваемой информации от несанкционированного доступа и возможной фальсификации. Собственно, данная проблема возникла еще в середине 70-х годов.

Первые системы электронного обмена данными (Electronic Data Interchange, EDI) и электронного перевода денежных сумм (Electronic Funds Transfer, EFT) предполагали наличие в своем составе средств обеспечения безопасности. Однако значительные затраты на приобретение оборудования и эксплуатацию частных сетей, необходимых для обеспечения безопасности операций, могли позволить себе немногие банки и предприятия.

С появлением Интернета стоимость дистанционного взаимодействия существенно снизилась. Сегодня существует несколько подходов к вопросу безопасности Интернета, каждый из которых имеет свою цену. По сути, защита передаваемой по сети информации осуществляется путем ее шифрования, т. е. такого преобразования, в результате которого она становится нечитаемой. Чтобы вернуть принятой информации читаемость, ее нужно раскодировать.

Наиболее распространенные в мировой и отечественной практике методы криптографической защиты основаны на использовании протоколов Secure Sockets Layer (SSL), работающих с браузерами Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator, и электронно-цифровой подписи (ЭЦП) с использованием технологии двух ключей. Каждый ключ представляет собой случайную последовательность символов, измеряемую в битах, причем количество этих битов служит мерой надежности и стойкости ключевой защиты.

В соответствии с действующим законодательством правом цифровой подписи финансовых документов обладают только уполномоченные лица предприятия. Так же, как и бумажный, электронный документ перед отправкой в банк должен быть заверен. Это делает бухгалтер предприятия с помощью первого - секретного - ключа. Используя второй - открытый - ключ, банковский работник проверяет подлинность полученного документа.

Кроме технологических средств обеспечения информационной безопасности в практике принято использовать различные организационные меры. К ним можно отнести ведение в банке так называемого сеансового протокола, позволяющего регистрировать все входы в систему уполномоченных лиц предприятия с указанием времени и совершаемых действий, плановую смену через определенный промежуток времени ключей и ряд других мер. У обеих участвующих в дистанционном взаимодействии сторон должен быть утвержден порядок хранения и использования носителей ключевой информации, исключающий возможность несанкционированного доступа к ним.

Можно сказать, что в целом с технологической точки зрения сегодня информационная безопасность сетевого взаимодействия не вызывает сомнений. Менее отработанной представляется правовая база. И хотя соответствующие федеральные законы и нормативные документы Банка России позволяют использовать средства информационной безопасности, на практике еще остаются не до конца решенные вопросы.

Мотивация оказывается сильнее

Последнее десятилетие коренным образом изменило профиль российского бухгалтера.

С появлением и формированием массового рынка учетных бухгалтерских систем уверенное владение новыми информационными технологиями стало обязательным требованием к бухгалтеру. Конечно, переход от ручного ведения бухгалтерии к использованию компьютерных систем не был одномоментным. Приходилось ломать существующие стереотипы мышления, сформировавшиеся за многие годы, организовывать необходимое обучение. Тем не менее этот переход был обусловлен требованием времени и он состоялся.

Аналогичная ситуация складывается сегодня в области Интернета. Можно ожидать, что по мере дальнейшего развития инфраструктуры сети, с окончательным решением ряда правовых и организационных вопросов, связанных с обращением в России электронных документов, Интернет станет для бухгалтера таким же привычным рабочим инструментом, как и компьютер с установленной на нем учетной системой.

С автором можно связаться по e-mail: aglizky@mail.sitek.ru.

Версия для печати