КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

и обсудили, какие шаги надо предпринять, чтобы двигаться дальше

В декабре 2000 г. датские компании Navision Software (разработчик ERP-системы Navision Attain) и Damgaard (разработчик ERP-систем Concorde XAL и Axapta) объявили о своем слиянии. Объединенная фирма некоторое время носила название NavisionDamgaard a/s, но в дальнейшем стала называться Navision a/s. Продукты же приобрели “унифицированные” имена Navision Attain, Navision XAL и Navision Axapta.

Слоганом объединенной корпорации служит фраза “Путь к росту” (The Way to Grow), а графическим выражением этой фразы является картина, изображающая альпиниста на горной вершине. Отталкиваясь от этих образов, российская компания Navision CIS, созданная осенью прошлого года путем слияния Navision Software CIS и части Columbus IT Partner Russia (см. PC Week/RE, № 44/2001, с. 1), решила провести свой первый партнерский форум на высокогорной базе отдыха “Рэдиссон Пик-Отель” (г. Сочи, Красная поляна), с которой без особых проблем можно совершать восхождения на окрестные горы.

Некоторые партнеры Navision CIS раньше были конкурентами

Съезд бывших конкурентов состоялся 6-9 декабря 2001 г. и привлек внимание около 50 специалистов из 22 фирм Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Киева, Омска и Минска. Партнеры, продвигающие платформы Attain и XAL/Axapta, были представлены примерно в равных пропорциях. Открывая форум, генеральный директор Navision CIS Владислав Мартынов подчеркнул, что обе системы стратегически важны для объединенной корпорации. Все они будут совершенствоваться и развиваться отдельными командами разработчиков. И всем им хватит места под солнцем (в том числе и российским), так как рынок ERP-систем продолжает быстро расти (см. таблицу).

Российский рынок ERP-систем (стоимость проданных лицензий)

_____

* Прогноз    

Атмосфера форума была на редкость дружная и конструктивная: ни расслоения партнеров по линиям продуктов, ни игры в пентбол по принципу “команда Attain на команду Axapta” не произошло. Однако путь к успеху не бывает легким. Navision CIS предстоит решить проблему позиционирования. На форуме было представлено многомерное позиционирование - новый шаг в классификации ERP-систем в отличие от устаревшего линейного подхода. При этом “осями” многомерного пространства являются не только размер бизнеса, но и его структура, направленность, сложность, динамичность, территориальная распределенность, количество пользователей и т. д. По словам г-на Мартынова, над уточнением данных границ сейчас трудятся лучшие умы Navision и есть надежда, что в I квартале 2002 г. плоды этих трудов станут доступны не только консультантам и внедренцам, но и конечным пользователям.

Предполагается, что продукты Navision будут развиваться так, чтобы границы между ними стали более четкими. Иными словами, чтобы каждый пользователь мог найти у датского разработчика именно то, что ему нужно (благодаря многослойности системы Navision легко модифицируются). Скорее всего, более простая во внедрении система Attain (сейчас ее исходный код содержит 400 тыс. строк, написанных на специализированном языке) будет ориентирована на “менее сложные” предприятия, чем ее “подружка” Axapta (900 тыс. строк исходного кода).

В мире продукты Navision позиционируются как ERP-системы для среднего рынка. При этом под средним бизнесом понимают предприятия, годовой оборот которых составляет от 5 до 250 млн. долл. В России же нижняя граница входа в средний бизнес - 0,5-1 млн. долл. Разумеется, отечественному предприятию, решившему приобрести ERP-систему для среднего бизнеса, не следует дожидаться “перешагивания” через полумиллионный барьер: ведь продукты Navision являются модульными, т. е. состоят из нескольких десятков не только традиционных “кубиков” (финансы, логистика, склад, поставщики, товары, клиенты и т. д., но и блоков CRM, SCM, KM и т. п.), которые можно комбинировать в различных сочетаниях, чтобы “скроить” себе систему по вкусу.

Цены на ПО Navision Axapta в среднем составляют от $1200 до $2500 за одно рабочее место (в зависимости от количества модулей и числа пользователей). Типичная стоимость одного рабочего места Navision Attain составляет от $1000 до $2000 (при комплектации на 50 пользователей)

Стоимость же внедрения таких систем обычно соизмерима со стоимостью лицензионных соглашений и зависит от того, насколько прозрачен бизнес у конечного пользователя и насколько хорошо у него прописаны бизнес-процессы. Сопровождение продуктов Navision (устранение конфликтов, возникающих вследствие некорректной работы ПО, внесение изменений в связи с выходом новых версий и т. д.) для клиента необременительно - оно обходится примерно в 10% в год от стоимости лицензионного соглашения и гарантируется изготовителем, т. е. если фирма-внедренец вдруг уйдет с рынка, то пользователь наедине с продуктом не останется (к началу декабря в 60 странах мира у 22 733 партнеров Navision a/s насчитывалось 130 733 клиента).

Основной вопрос высокогорного семинара - как жить дальше и развивать взаимовыгодный бизнес? После обсуждения стратегии Navision в мире и России (на 2002 г.), а также рассмотрения новых продуктов и условий единой партнерской программы участники форума пришли к выводу, что налицо как блестящие перспективы (в России к средним можно отнести десятки тысяч предприятий), так и недремлющие конкуренты (“1C” снизу, “Парус” и “Галактика” сбоку, SAP AG и Baan сверху и т. д.). Впрочем, у партнеров Navision a/s есть определенное преимущество: им не надо конкурировать с производителем (в отличие от других западных ERP-вендоров датская корпорация использует исключительно непрямую модель продаж).

Сама же корпорация планирует за год удвоить число российских предприятий, использующих свои продукты (сейчас их около 200), и увеличить партнерскую сеть с 50 до 75 фирм. Требования к партнерам таковы - наличие обученных специалистов и годовой оборот (по объему проданных лицензий) не менее 100 тыс. долл. Партнерам-передовикам кроме информационной, технической и маркетинговой поддержки обещаны призы (сафари по ЮАР), предусмотренные глобальной маркетинговой программой Navision Worldwide All-Stars 2002, победители которой будут определяться по итогам текущего финансового года (1 июля 2001 г. - 30 июня 2002 г.).

Требования партнеров к разработчикам “более просты” и сводятся к двум предложениям: “Сделайте так, чтобы слово “Navision” руководители средних и крупных предприятий знали не хуже, чем слово “Microsoft”. Все остальное мы сделаем сами”.

Navision CIS: (095) 232-5535.

Версия для печати