КОНФЕРЕНЦИИ

На очередном ежегодном партнерском семинаре ABBYY (www.abbyy.ru), который состоялся в октябре в окрестностях турецкой Алании, представители компании познакомили участников с общим состоянием и перспективами развития своего бизнеса.

Стоит напомнить, что ABBYY (которая до 1997 г. называлась BIT Software) была основана в 1989-м студентом четвертого курса МФТИ Давидом Яном, который и сегодня является ее президентом. Фирма является одним из ведущих мировых разработчиков ПО в области искусственного интеллекта, в частности распознавания документов и обработки естественного языка. В настоящее время ABBYY представляет собой группу компаний, в которых в общей сложности работает свыше шестисот человек. Головная фирма ABBYY HQ, самая многочисленная, занимается собственно разработкой и исследованиями: из 290 ее сотрудников более 70% - инженеры, программисты, ученые. Остальные компании группы отвечают за продвижение и продажи продуктов в подведомственных регионах и находятся в США (Фримонт, шт. Калифорния), Японии (Токио), Германии (Мюнхен), Великобритании (Бишопс-Стортфорд), на Украине (Киев) и в России (Москва). Дилеры и партнеры ABBYY работают в 80 странах мира на всех континентах.

Динамика роста бизнеса ABBYY

Из региональных фирм самая крупная - украинская (143 человека). Но объясняется данное обстоятельство довольно просто: на самом деле это универсальный (один из самых крупных на Украине) дистрибьютор софта, причем произведенного не только ABBYY (например, "ABBYY Украина" - крупнейший поставщик ПО "1С" в этой стране). "ABBYY Россия" - именно эта компания проводила недавний семинар - по численности стоит на втором месте (76 сотрудников) и помимо стран СНГ отвечает за Балтию, Азию, Африку, Южную Америку и Австралию. ABBYY не раскрывает структуру своего регионального бизнеса, но по некоторым косвенным данным можно довольно уверенно предположить, что хотя по численности европейский и американский офисы немного меньше (по 45 человек в каждом), по объему бизнеса каждый из них, по крайней мере, не уступает зоне ответственности московского.

Наверное, самое удивительное заключатся в том, что ABBYY сохранила в целом свою начальную бизнес-модель и ключевые направления разработки ПО, сделав ставку на расширение географии своего делового присутствия и углубленное проникновение предлагаемых компанией интеллектуальных технологий в повседневную работу корпоративных и персональных пользователей.

По данным ABBYY, ее продуктами в мире пользуется около 17,5 млн. человек, из них около 70% применяют ABBYY FineReader. Доля компании на рынке OCR (ПО оптического распознавания символов) разных стран составляет от 10 до 95%: на семинаре говорилось о том, что ее продукты с заметным отрывом лидируют в России и СНГ, доминируют в странах Восточной Европы (до 70%), а, например, в США и Германии занимают 20 и 50% данного сегмента соответственно. Что касается словарей Lingvo, то только в России ими пользуется около 5 млн. человек. По разным оценкам, доля этого продукта в данном сегменте в нашей стране составляет от 55 до 87%. В целом же за последние четыре года рост продаж группы компаний ABBYY колеблется от 30 до 50% в год (см. рисунок). Как было заявлено на семинаре, по итогам первого полугодия 2006 г. поставки продуктов ABBYY в мире по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 39%, опередив таким образом общеотраслевые темпы (19%).

Разумеется, основной акцент на семинаре был сделан на бизнесе компании "ABBYY Россия". Здесь рост продаж также весьма значителен, хотя и ниже общемирового, - 30%. Представляя эти сведения, руководитель "ABBYY России" Григорий Липич отметил, что наибольший вклад внесли традиционные хиты - Lingvo (прирост на 51%) и FineReader (52%). В существенной мере повышение продаж достигнуто за счет расширения географического охвата, в первую очередь ближневосточного региона (им занимается удаленный офис на Кипре в составе "ABBYY России"). А в ближайшей перспективе ABBYY намерена совершить прорыв в Восточную и Юго-Восточную Азию. Собственно, работа в этом направлении уже давно ведется, о чем свидетельствует тот факт, что именно за последний год в продуктах компании появилась поддержка ряда ведущих азиатских языков - тайского, китайского, японского, иврита.

Анализ развития технологий распознавания ABBYY хорошо иллюстрирует изменение спроса в этом сегменте со стороны корпоративных заказчиков. В последние годы компания заметно усилила свою активность в развитии и продвижении продуктов для потоковой обработки форм (FlexiCapture), в том числе заполненных от руки (FormReader), для преобразования PDF-файлов (PDF Transformer), а также средств разработчика (специализированные варианты Fine Reader Engine и Scripting Edition, FormReader Developer Edition, а кроме того, Retrieval & Morphology Engine).

В последнее время отмечается и увеличение поставок OEM-версий продуктов в составе различных аппаратных средств - интерес западных вендоров к российскому рынку явно повысился. Об этом, в частности, свидетельствуют примеры крупных контрактов с Xerox на поставку FineRea-der и с Samsung (по продукту Lingvo).

Однако, несмотря на нацеленность компании на корпоративный рынок, ABBYY, как заверил партнеров Григорий Липич, не собирается заниматься собственно выполнением проектов. Основным направлением тут будет создание нишевых продуктов для решения типовых задач обработки документов. Пример тому - появившаяся еще в 2005 г. система распознавания платежных документов "ABBYY FineReader Банк". Сейчас фирма готовится представить в виде продукта свою технологию Test Reader, уже опробованную в 58 субъектах РФ при сдаче единого государственного экзамена, а также решение для автоматизированного ввода и обработки финансовых и налоговых форм.

На прошедшем семинаре речь шла еще о двух векторах развития ПО ABBYY. Первый связан с широким использованием мобильных устройств, нынешняя мощность которых уже позволяет выполнять весьма серьезные задачи интеллектуальной обработки. Сейчас компания предлагает продукт для разработчиков ABBYY Mobile OCR SDK 2.0. Перспективной представляется интеграция использования средств распознавания и перевода на одном миниатюрном устройстве, имеющем встроенную фотокамеру. Второе направление - перенос функций обработки перевода и распознавания на серверную часть вычислительных систем, что по сути открывает путь к сервисно-ориентированной модели продаж софта. Тут, конечно, особые надежды возлагаются на представленный в начале этого года продукт ABBYY Recognition Server.

Если же говорить о стратегических перспективах, то на семинаре было заявлено, что компания вполне в соответствии с общемировыми тенденциями намерена развивать отношения с широким сообществом пользователей и независимых разработчиков, в том числе создавая так называемые приложения "community oriented", а также продвигаться в сторону более широкого применения методов семантической обработки данных. Но при этом и индивидуальные пользователи не будут оставлены без внимания: на семинаре было твердо заявлено о намерении усилить поставки продуктов через сеть розничной торговли.

Версия для печати