Напомним, что сей индекс отражает совокупные потребительские ожидания населения и ежеквартально рассчитывается Росстатом с 1998 г. на основе опроса 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах во всех субъектах РФ.
Грубо говоря, чем выше этот индекс – тем лучше идут дела в стране (с точки зрения её рядовых жителей). Если бы все респонденты Росстата считали, что дела идут просто отлично, то сей индекс (по сути, он в числовом виде отражает степень уверенности в завтрашнем дне), равнялся бы +100%.
В противном случае (то есть когда все считают, что дела идут хуже некуда), этот индекс равняется -100%. Впрочем, это весьма вольное изложение методик расчета и интерпретации данного индекса. Кого интересуют более точные определения – заходите на сайт Gks.ru. Там соответствующая международная методика изложена достаточно подробно.
А теперь ближе к делу. Из приведенной ниже диаграмме (она заимствована из июльского отчета Росстата) видна динамика поведения индекса потребительской уверенности россиян на протяжении последних девяти лет.
Источник: Росстат, июль 2011 гг.
На мой взгляд, форма этого графика очень похожа на динамику российского ИТ-рынка: острая фаза кризиса преодолена, но предкризисный уровень продаж (в целом по ИТ-рынку) ещё не достигнут.
Огорчает, конечно, тот факт, что все последние годы (за исключением нескольких предкризисных кварталов) этот индекс у нас отрицателен: то есть пессимистов в стране больше, чем оптимистов. На это, кстати говоря, среди прочего, косвенно указывает то, что “Свыше 75% российских ИКТ-специалистов стремятся работать за рубежом”.
Однако есть и более мрачно настроенные страны. Так например, в отчете Росстата (со ссылкой на электронные базы данных Евросоюза) отмечено, что по итогам мая 2011 г. в Польше (которую нам раньше часто ставили в пример по уровню потребления ИТ) индекс потребительской уверенности составил -22%. Ещё меньше он оказался в Венгрии (-36,6%), Португалии (-49,2%) и Греции (-68%).
В этом отношении в Европейском регионе самыми благополучными станами являются Германия (где по итогам мая 2011 г. индекс потребительской уверенности составил +9%), Дания (11,5%), Финляндия (16,8%) и Швеция (20,8%).
На ваш взгляд, что надо сделать, чтобы в нашей стране индекс потребительской уверенности как можно быстрее вышел из отрицательной зоны? Ведь чем быстрее он из неё выйдет, тем сильнее в России активизируются продажи всего, в том числе софта и ИТ-оборудования.