НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Управление персоналом и нештатные ситуации

Вчерашняя запись в моем блоге называлась так: “Точность – вежливость не только королей”.
Видимо, было своего рода предчувствие!  :)

Сегодня выяснилось, что 40 минут времени, потерянного на утренний кофе в уютном ресторане – далеко не самое страшное из зол на этом свете! Но обо всем по порядку.

Одна из любимых поговорок моей мудрой бабушки звучала так: “Домашний план в дорогу не годится”. В справедливости этих слов приходилось убеждаться неоднократно. Наверное – раз сто или двести. А может и больше. Точно не считал. Бывали просто анекдотические ситуации на грани фантастики. Кому интересно – могу рассказать при личной встрече. Были у моей бабушки и другие любимые поговорки-предупреждения, до сих пор не потерявшие актуальности и имеющие определенное отношение к науке, которую сейчас принято называть “управление персоналом”. Но в кадровых службах моя бабушка никогда не работала, а в свое время трудилась на фабрике Зингер (ZINGER). Тогда это было примерно так же престижно, как ныне работать в IBM, HP или другой известной транснациональной высокотехнологичной компании.

Но ближе к делу. Месяца полтора назад одна очень уважаемая отечественная ИТ-компания пригласила меня принять участие в очередной “Встрече HR-клуба”. Сразу отмечу -- это мероприятие проводится не для журналистов, а для специалистов в области управления персоналом, руководителей и директоров компаний-партнеров. Цель данных встреч -- организовать площадку для профессионального общения, обмена опытом и знаниями, обсуждения самых актуальных вопросов по теме “Эффективная мотивация персонала – ключ к успеху компании”.

Тема интересная и злободневная во все времена. Ведь как только возникло расслоение первобытно-общинного общества (где все люди имели примерно равные права и обязанности) на правителей, воинов и ремесленников, так руководящему составу соответствующих сословий (в нынешних терминах – топ-менеджерам) стало ясно, что кадры решают все. И успеха (в том числе -- личного) добивается тот, кто умеет эти кадры правильно подбирать, правильно совершенствовать и правильно расставлять.

Поэтому данное приглашение я с радостью принял. Особенно привлекала возможность побеседовать не с теоретиками соответствующей науки, а с умудренными опытом практиками. С теорией тут и так все примерно понятно: ведь управлению персоналом посвящено множество книг и огромное количество статей. Причем среди авторов этих книг и статей иногда встречаются так называемые “чистые теоретики”, которые, возможно, в своей жизни никогда не руководили даже небольшой рабочей группой и потому способны лишь на оторванное от реальной жизни жонглирование модными терминами.

Но встреча, увы, не сложилась. И вот почему. Соответствующее мероприятие проходило в офисе компании, имеющем две “линии обороны”: будка охраны, расположенная у чугунного забора, огораживающего территорию офиса, и “предтурникетная” охрана внутри главного здания. Свои обязанности эта охрана четко знает и неукоснительно выполняет – пущать внутрь только тех посторонних лиц, которые есть в соответствующих списках. Служба охраны внешнего периметра меня в соответствующих списках не нашла. Присланное по электронной почте письмо-приглашение (c программой мероприятия) на нее также не произвело никакого эффекта (это же не юридически значимый документ). Не подействовало и часто выручавшее меня удостоверение члена Союза журналистов России. Про паспорт, который меня сразу попросили предъявить, уже и не говорю.

В приглашении был указан внутренний телефон организаторов встречи, а в тесной будке внешней охраны (рассчитанной максимум на трех-четырех расположенных стоя посетителей) имелся местный телефон. Но дозвониться до указанного номера по нему не удалось (за минут так 20-30). Я даже догадываюсь, почему. Девушка, которой поручили встречу участников мероприятия, видимо не сидела на своем рабочем месте, а металась между внутренней линией обороны и конференц-залом (в этой компании лиц, имеющих гостевой пропуск, принято сопровождать, что называется, до дверей. Дабы случаем не заблудились и не забрели туда, куда не надо).

Ничего не дал и звонок с сотового телефона на общий номер компании. Внутренний телефон PR-менеджера, на который меня перевела жрица Call-центра, отвечал лишь длинными гудками. А вот номера сотового телефона PR-менеджера, который и пригласил меня на встречу, у меня под рукой не оказалось. Непростительная, конечно, ошибка c моей стороны. Но кто же знал, что произойдет такая нештатная ситуация! Тем более, что после того, как я уже дал согласие на участие в данном мероприятии, мне раза три или четыре присылали по почте письма-напоминания.

Одним словом, в очередной раз убедился я в справедливости одной из любимых поговорок моей бабушки “Домашний план в дорогу не годится”. Потом, конечно, PR-cлужба мне звонила, дико извинялась и клялась, что в соответствующих списках я был и больше такого не повторится. Более того – что с охраной уже начали разбираться (как именно – не уточнялось).

А ведь такого рода нештатные ситуации можно предвидеть (со всевозможными личными списками нередко происходят разного рода неурядицы) и предотвращать. Самый простой способ: указывать в приглашении на деловые встречи “аварийный” сотовый телефон. Именно мобильный сотовый, а не стационарный внутренний. Этот же “аварийный” сотовый номер должен быть указан в списке, переданном охране, а охрана должна быть проинструктирована, что в случае возможных недоразумений именно по этому телефону следует звонить. Возможно даже, звонить нужно не изумленному посетителю, а самому охраннику. Ведь если театр начинается с вешалки, то компания начинается с проходной. То есть с первого впечатления, которое, как известно, нельзя произвести дважды.

Помню, в Чехии (замечательный город Пльзень, известный не только своим пивом) меня очень удивило, что в многоэтажном офисе штаб-квартиры транснациональной софтверной компании Kerio Technologies вообще не видно никакой охраны и любой “человек с улицы” может свободно зайти внутрь и без всяких проблем добраться до нужной ему комнаты. Потом мне объяснили, что на самом деле везде установлены камеры видеонаблюдения и возможность разного рода инцидентов практически исключена. У нас, к сожалению, не как в Чехии и некоторых других европейских странах... Но это так, к слову.

Мораль же всей этой истории такова: многие нештатные ситуации обусловлены чрезмерно сильным разделением труда и зацикливанием сотрудников исключительно на выполнении только своих обязанностей. Тут уже не до общего кругозора и заботы об интересах фирмы в целом. Кто в этом виноват – служба управления персоналом или руководство компании – не мне судить. Да и с каждым конкретным случаем, видимо, нужно разбираться отдельно.

Интересно отметить, что первый доклад на мероприятии, куда меня бдительная охрана так и не пустила, назывался так: “Корпоративная культура и мотивация персонала”. Служба охраны, конечно, не относится к зарабатывающим подразделениям предприятия. Но и скрытым от глаз клиентов “бэк-офисом” её тоже не назовешь. Повторюсь: если театр начинается с вешалки, то компания начинается с проходной. Поэтому корпоративная культура предприятия должна распространяться не только на менеджеров по работе с клиентами, но и на охранников. Организаторы вышеупомянутой “Встречи HR-клуба” признают важность работы с охраной, но отмечают, что в этом направлении “есть определенные трудности”.

Вообще говоря, неурядицы со списками участников не редкость. К примеру, 7 октября до Москвы докатился российский этап глобального мирового турне Toshiba Masterpiece (“Шедевры Toshiba”). В торжественно обставленном мероприятии приняли участие представители штаб-квартиры Toshiba Europe GMBH и другие высокие гости. Местом любования шедеврами Toshiba (а заодно – и шедеврами искусства) был выбран “Центр изящных искусств на Волхонке”, открытый в мае 2009 г. и находящийся в непосредственной близости от Храма Христа Спасителя – практически под трибунами бывшего бассейна “Москва”.

По случаю проведения спецмероприятия в тот день в данный музей “периметр внешней охраны” пускал не всех. Сначала не хотели пускать и меня и предложили связаться с устроителями. Я отошел от будки со шлагбаумом на несколько метров и стал дозваниваться по сотовому до представителей PR-агентства, организующего в нашей стране взаимодействие Toshiba с прессой. Все телефоны были заняты (видимо, проблемы были не только у автора этих строк). Но в какой-то момент охранник сам выскочил из будки, подошел ко мне и вежливо предложил пройти к месту церемонии. Как выяснилось, списки приглашенных журналистов ему принесли несколько позднее, чем списки основных гостей.

А ещё бывают “нештатно-транспортные” ситуации. Недавно один мой знакомый отправился за рубеж, где ему предстояло пять важных встреч. Но из-за накладок с билетами, обусловленными опять же чрезмерно сильным разделением труда и зацикливанием сотрудников исключительно на выполнении только своих обязанностей, из этих пяти встреч в итоге состоялась только одна. А ведь “накладные расходы” (время на перелет-трансфер плюс очереди на паспортный и таможенный контроль) у моего знакомого остались те же. В этом плане мои потери времени в данном случае оказались существенно меньше: лишь полтора часа на дорогу туда, полтора часа на дорогу обратно и минут 20-30 на попытки связаться по телефону с организаторами.