НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Об интуитивной понятности интерфейсов смартфонов, планшетов и ноутбуков

В продолжение июньской заметки "Каким должно быть электронное “Руководство по эксплуатации” [spoiler]

В рекламное описание любого нового ИТ-гаджета (смартфона, планшета, ноутбука и т. д.) его поставщики практически всегда вставляют примерно такую фразу: “Интерфейс устройства прост и интуитивно понятен”. Тем самым разработчики как бы дают понять конечным пользователям, что те, приобретя данный гаджет, смогут своими силами быстро разобраться в его функциональных возможностях и использовать их, что называется, на всю катушку.

Но так ли это на самом деле? Ведь не секрет, что даже продвинутые пользователи смартфонов, планшетов, ноутбуков и иных многофункциональных ИТ-гаджетов используют далеко не все их возможности. Причем зачастую не потому, что они им не нужны, а потому, что они о них просто не знают. Вот тебе и интуитивно понятный интерфейс.

Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что в комплекты поставок современных смартфонов, планшетов, ноутбуков и т. д. внятные печатные “Руководства пользователя” (User’s Guide) не входят. А pdf-копии этих руководств найти не всегда просто. Да если их и найти, то они настолько пространны и “водянисты”, что читать их практически невозможно.

Однако свято место пусто не бывает. Поэтому, как уже отмечалось, пышным цветом растет бизнес по продаже тех внятных и написанных человеческим языком  “Руководств по эксплуатации”, которые, по идее, либо должны входить в комплект поставки соответствующих устройств, либо бесплатно раздаваться потенциальным пользователям, дабы они лучше поняли, какие выгоды им сулит приобретение этих гаджетов.

Казалось бы, если интерфейс устройства прост и интуитивно понятен, по и руководство по эксплуатации этого устройства должно занимать от силы несколько десятков страниц. Но это не так. К примеру, фирменное “Руководство пользователя iPad (для программного обеспечения  iOS 4.3)” содержит 224 страницы формата A4. Изучать такое руководство неудобно ни в бумажном, ни в электронном виде.

Ещё больший объем текстовой и графической информации содержат “Руководства пользователя iPad”, написанные специалистами в более доступной и художественной форме. К примеру “iPad 2. Полное руководство” (автор -- Байерсдорфер Дж. Д., ориентировочная розничная цена 749 руб.) содержит 368 страниц текста. Примерно столько же страниц содержит книга-конкурент “iPad 2: Исчерпывающее руководство” (автор --Макфедрис П., ориентировочная розничная цена 959 руб.).





Спрашивается: разве такой объем должны иметь “Руководства пользователей” ИТ-гаджетов, обладающих интуитивно понятным интерфейсом? Что вы думаете на этот счет? К слову. Из аннотации манускрипта П. Макфредиса: “У вас в руках первое в России руководство, рассказывающее об уникальных возможностях iPad , — емкое, доступное, изобилующее множеством невидимых с первого взгляда деталей. Вы сможете настроить свой iPad так, как удобно вам, и убедитесь, что он действительно может больше, чем вы думали”. Но едва ли он может больше, чем думали его создатели. Так почему свои задумки они не изложили в письменном виде и не донесли до внимания потенциальных пользователей?

А вот выдержка из аннотации книги Дж. Д. Байерсдорфера: “iPad 2 быстрее, легче и универсальнее своего предшественника, но до сих пор почти нет руководств по использованию его удивительных особенностей. Вот почему мы создали эту красочную, насыщенную информацией книгу”.

Однако не думайте, что издатели данных книг стремились донести до широкого круга пользователей iPad удивительные особенности этих устройств. Вовсе нет. Они просто решили заработать на пофигизме создателей iPad по отношению к его (iPad) пользовательской документации.

Доказательство тому – концовка аннотации книги “iPad 2. Полное руководство”: “Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения Издательства”. Вот так-то!
Сергей Стельмах
Своим отказом в полноценной поддержке пользователя многие компании породили целый сопутствующий сегмент издательского бизнеса, видимо. Руководство на 367 стр.? Это для техногиков.