В комментариях к ней генеральный директор компании Cleverics Олег Скрынник, среди прочего, написал: “Мне редко встречаются проекты, где на первом месте стоит качество”. Но какими параметрами обычно характеризуется качество ИТ-проектов? Ведь цели таких проектов обычно не выражаются количественными показателями...
На мой взгляд, в коммерческой организации цель любого ИТ-проекта -- повышение производительности труда сотрудников и, как следствие, повышение рентабельности предприятия... Однако в историях успешных внедрений, которые мне приходилось читать, практически никогда не встречаются обороты типа “в результате реализации ИТ-проекта производительность труда сотрудников увеличилась на столько-то процентов, а рентабельность предприятия выросла в столько-то раз”. Обычно указывается лишь количество автоматизированных рабочих мест и перечисляются бизнес-процессы, которые удалось компьютеризировать.
Кроме того, иногда упоминается срок окупаемости ИТ-проекта. Но ведь конечная цель любого проекта, выполненного в интересах коммерческого предприятия (в том числе, в области информационных технологий) -- не окупить вложения, а получить прибыль. Разве не так?
Сложнее с ИТ-проектами для госструктур, где не представляется возможным говорить о рентабельности информатизации. Если взять, к примеру, проект вебкамеризации выборов, то, на мой взгляд, он окупится лишь в том случае, если радикально снизится количество жалоб на выборные нарушения..
В частной переписке на вопрос “Какими параметрами обычно характеризуется качество ИТ-проектов?” Олег Скрынник ответил мне так: “Это обычный вопрос по управлению проектами, не обязательно в ИТ-сфере. Во-первых, если невозможно дать количественную оценку, то можно определить критерии, при которых проект будет считаться успешным. Во-вторых, у каждого проекта должен быть заказчик, заинтересованный в результатах. Он с помощью проекта должен что-то получить сейчас или в перспективе. Это "что-то" можно попробовать оценить и, если получится, измерить. Если же переходит к ИТ-сфере, то можно вспомнить, что в ней большинство проектов -- это внедрение каких-либо ИТ-систем. Тогда критерии качества можно формулировать через разработанный функционал и через работоспособность решения. Т.е. ЧТО оно позволяет делать и КАК оно позволяет это делать. А это вполне измеримые величины”.
А вот с моим мнением о том, что “в коммерческой организации цель любого ИТ-проекта -- повышение производительности труда сотрудников и, как следствие, повышение рентабельности предприятия”, Олег Скрынник не очень согласен. Ему больше нравится точка зрения, что конечная цель большинства ИТ-проектов -- это создание некоего нового продукта. Само наличие такого продукта ничего не даёт компании, так как зачастую он даже не является активом. Это лишь возможность. Чтобы полученную возможность превратить в пользу, лучше рассматривать деятельность соответствующего ИТ-подразделения так, как будто оно предоставляет услуги -- тогда заказчик получает пользу именно при потреблении ИТ-услуг. При этом для заказчика получаемые ИТ-услуги могут не только повышать производительность труда, но и устранять существующие ограничения. “Это не менее значимо, -- говорит Олег Скрынник. – Это забывать нельзя”.
Более подробное изложение мнения генерального директора компании Cleverics о том, как оценивать эффективность внедрения информационных технологий, можно найти здесь.
А вы какие критерии оценки качества ИТ-проектов можете предложить?
Беда в том, что не всегда заказчик может грамотно сформулировать техническое задание. Да и бизнес-цели компании за время реализации ИТ-проекта могут измениться. Понятно, что в этих случаях вины исполнителя ИТ-проекта нет. Мораль -- при реализации ИТ-проектов с долгим сроком исполнения степень риска выше...
Могут, когда захотят. Причем компьютеров у них не прибавилось.