НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

13 общекультурных и 27 профессиональных компетенций, которыми должен обладать “программный инженер”

Последний звонок не за горами. Но тем выпускникам общеобразовательных учреждений, которые хотят получить высшее образование, пора выбирать вуз, в котором они планируют учиться. [spoiler] Многие из них (вузов) начали проводить “Дни открытых дверей” ещё в феврале. Но в двери каких вузов есть смысл ломиться не только выпускникам, но и тем, кто после многолетней практики осознал необходимость получения первого, а то второго или третьего высшего образования?

Обычно (по совету друзей или знакомых) выбирают лишь вуз и факультет. Однако рискну предположить, что многие выпускники общеобразовательных учреждений и специалисты-практики даже не догадываются, что с некоторых пор в нашей стране существуют так называемые ФГОС ВПО (федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования), по которым проводится обучение в вузах, находящихся в ведении Минобрнауки.

Поэтому, прежде чем выбирать вуз, познакомьтесь с этими ФГОС ВПО и выберете тот, который вам всех ближе. А затем составьте список вузов, в которых производится обучение по соответствующим направлениям и выберите из них те, куда стоит нести заявление о приеме.

Перечень шестнадцати ИТ-специальностей (направлений ФГОС ВТО), по которым ныне осуществляется обучение в отечественных вузах, можно найти в заметке “ИТ-специалисты. Кто они, где их готовят и где потребляют?”. Некоторые размышления о том, какая ИТ-специальность перспективнее, содержатся в публикации “ИТ-специалисты. Спрос и предложение. Кто в дефиците, а кто в избытке?”.

Есть мнение, что в настоящее время имеется большой спрос на “системных архитекторов”. Однако среди ныне существующих шестнадцати направлений ФГОС ВПО такой ИТ-специальности нет. Однако это не означает, что на “системного архитектора” нигде не учат. Дело тут в том, что Минобрнауки оперирует одними понятиями, а ИТ-отрасль и кадровые агентства – несколько другими.

На мой взгляд, тем кто хочет стать “системным архитектором”, есть смысл обратить свое внимание на такое ИТ-направление ФГОС ВПО, как “ Программная инженерия” (это направление имеет код 231000).

Давайте посмотрим, что говорится в 26-страничном ФГОС ВПО по направлению подготовки 231000 “Программная инженерия”



Напомним, что этот ФГОС ВПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 231000 (“Программная инженерия”) всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерации.

В пункте 4.2 данного ФГОС ВПО говорится, что объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки “Программная инженерия” являются:

• программный проект (проект разработки программного продукта);
• программный продукт (создаваемое программное обеспечение);
• процессы жизненного цикла программного продукта;
• методы и инструменты разработки программного продукта;
• персонал, участвующий в процессах жизненного цикла.

Также отмечается (п. 4.3), что бакалавр по направлению подготовки 231000 готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

• научно-исследовательская;
• аналитическая;
• проектная;
• технологическая;
• производственная;
• педагогическая;
• организационно-управленческая;
• сервисно-эксплуатационная.

В пункте 4.3 есть очень интересное предложение: “Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей ”. Но как это выглядит на практике? Кто-нибудь знает?

Сведений о том, чему конкретно будут учить “Бакалавра-231000” я в этом ФГОС не нашел. Однако в пункте 5.1 говорится – “Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
• умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
• готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
• способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
• умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
• стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
• умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
• осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8 ) ;
• способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
• (ОК-9);
• готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (OK-10);
• владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-11);
• владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12);
• владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (OK-13).

А что, на мой взгляд, очень даже неплохой подбор “общекультурных компетенций”. Даже не знаю, что можно к этому списку добавить. Разве что христианские заповеди “не убий”, “не укради”, “не прелюбодействуй” и т. д.

Более чем вдвое длиннее список профессиональных компетенций (ПК), которыми должен обладать выпускник (они перечислены в пункте 5.2 рассматриваемого ФГОС ВПО):

• понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связанных с информатикой (ПК-1);
• способность к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования (ПК-2);
• готовность к использованию методов и инструментальных средств исследования объектов профессиональной деятельности (ПК-3);
• готовность обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективности (ПК-4);
• умение готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-5);
• способность формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта (ПК-6);
• способность выполнить начальную оценку степени трудности, рисков, затрат и сформировать рабочий график (ПК-7);
• способность готовить коммерческие предложения с вариантами решения (ПК-8 ).
знакомство с архитектурой ЭВМ и систем (ПК-9);
• умение применять основы информатики и программирования к проектированию, конструированию и тестированию программных продуктов (ПК-10);
• навыки чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации (ПК-11);
• навыки моделирования, анализа и использования формальных методов конструирования программного обеспечения (ПК-12);
• способность оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения (ПК-13);
• способность создавать программные интерфейсы (ПК-14);
• навыки использования операционных систем, сетевых технологий, средств разработки программного интерфейса, применения языков и методов формальных спецификаций, систем управления базами данных (ПК-15);
• навыки использования различных технологий разработки программного обеспечения (ПК-16);
• умение применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения (ПК-17);
• понимание концепций и атрибутов качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества (ПК-18);
• понимание стандартов и моделей жизненного цикла (ПК-19);
• навыки проведения практических занятий с пользователями программных систем (ПК-20);
• способность оформления методических материалов и пособий по применению программных систем (ПК-21).
• понимание классических концепций и моделей менеджмента в управлении проектами (ПК-22);
• понимание методов управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения (ПК-23);
• понимание основ групповой динамики, психологии и профессионального поведения, специфичных для программной инженерии (ПК-24);
• понимание методов контроля проекта и умение осуществлять контроль версий (ПК-25);
• понимание основных концепций и моделей эволюции и сопровождения программного обеспечения (ПК-26);
• понимание особенностей эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграцию и рефакторинг) (ПК-27).

Из этих профессиональных компетенций хочу обратить внимание на ПК-11 (навыки чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации). Надо уметь быстро выделять главные идеи не только из “прочитанного исходного кода и документации”, но и из тех публикаций, буклетов, технических описаний и т. д., которые имеют отношение к профессиональной деятельности выпускника. Дело в том, что большинство текстов, имеющих отношение к профессиональной деятельности ИТ-выпускника, весьма “водянисты” (то есть перегружены даже не второстепенными деталями, а штампами, лозунгами и прилагательными в превосходной степени, не несущими никакой полезной информации). Но это тема отдельного разговора .

Теория, как известно, должна подкрепляться практикой. В рассматриваемом ФГОС ВПО отмечено, что практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Поэтому, выбирая вуз и направление обучения, обратите внимание на те “сторонние организации”, в которых студены, обучающиеся по данному направлению, проходят практику. Ведь не исключено что именно эти “сторонние организации” станут вашими первыми работодателями.

Попутно замечу, что сейчас в разделе “ИТ-бизнес” нашего сайта проводится онлайн-опрос “Какое ИТ-обучение вы хотели бы пройти?” (в качестве вариантов ответа на этот вопрос перечислены те самые 16 ИТ-направлений ФГОС ВПО, о которых шла речь выше). Не поленитесь принять участие в этом опросе!
Сергей Стельмах
У меня родственник, закончивший Киевский политех, технически подкованный, возглавлял сектор в конструкторском бюро, но уже после СССР. Бюро это проектировало все, что связано со спутниковой связью - спутниковые тарелки, разные продукты обеспечения. Ну, не важно.

У нас иногда за столом (при праздниках, обычно) часто заходит спор с ним о качестве образования. В общих чертах. Я сторонник чисто специализированного образования. Пускай ПТУ, но оно выпускает СПЕЦИАЛИСТА, пускай узкопрофильного. Например, паяльщика либо кого другого. Много ли ВУЗов в России, способных "выпустить" специалистов, которые смогут работать в 1с, например? А гуманитарное образование можно получить в качестве второго.

Напрмер, о чем это:

• понимание особенностей эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграцию и рефакторинг) (ПК-27).
На бумаге все эти компетенции хорошо выглядят.
Вы хороший вопрос задали: как это все выглядит на практике?

Дело тут в том, что Минобрнауки оперирует одними понятиями, а ИТ-отрасль и кадровые агентства – несколько другими.
И непонятно кто под кого должен подстраиваться. Вернее, понятно...
Митин Владимир
Много ли вузов в России, способных "выпустить" специалистов, которые смогут работать в 1C, например?
Ну уж кто кто, а фирма “1C” настолько плотно работает с вузами, что плотнее некуда.  Вот фрагмент из заметки шестилетней давности "1C" на Мальте
(К итогам юбилейного выездного летнего семинара): “Возросло и количество учебных заведений (университетов, вузов и техникумов), в которых при преподавании ряда предметов используются деловые продукты “1С”, предоставленные им на льготных условиях. Как отмечает Светлана Диго, отвечающая в “1C” за работу с авторизованными учебными центрами и образовательными учреждениями, если год назад их было 1740, то уже в апреле этого года стало более двух тысяч. При этом формы взаимодействия с вузами могут быть самые разные. Так, например, "1C" организовала на своих площадях базовую кафедру, через которую за год "проходит" до девяти групп студентов, обучающихся в МЭСИ (по специальности "Информационные технологии в экономике"), МИФИ ("Бухгалтерский учет") и ГУ-ВШЭ ("Менеджмент" и "Мировая экономика"). Расширилось за год и число авторизованных учебных центров (АУЦ), образованных на базе фирм-партнеров и имеющих право осуществлять подготовку специалистов по типовым или самостоятельно разработанным методикам”.

Но то было в апреле далекого 2005 г., а сейчас  “1С”, надо полагать, так или иначе взаимодействует со всеми техническими и “деловыми” вузами страны, заслуживающими внимания. А если кто из студентов этих вузов не знаком хотя бы с одним продуктом “1С”, то он сам в этом виноват!
Филиппович Андрей
Добрый день
1. ФГОС 231000 - новое направление, ему нет прямых аналогов в ГОС-2, поэтому эта специальность (направление) только становится в России.
2. Что касается документа, его описывающего, то оно не самое удачное, увы. Разработчики не разобрались до конца с тем что такое компентеция и прямо путают с знаниями, умениями, навыками (в формулировках это хорошо видно). Собственно это беда многих ФГОС. надеюсь ФГОС-2 исправят ситуацию.
3. Что касается практической части (технологий вендоров 1С или других), то рекомендую посмотреть наш проект СИОР ИКТ (http://technical.bmstu.ru/LTEP/Projects/TOP/index.htm). В обсуждаемом контексте будет интересен документ "Рекомендации УМО по встраиванию открытых учебных онлайн-ресурсов Microsoft в основные образовательные программы ВПО". Из него можно понять сложность проектирования содержания образования, выбора правильных формулировок и т.д., а заодно увидеть разницу в компетенциях других ФГОС.