НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Кроме “айтишного” и управленческого консалтинга нужен ещё какой-то консалтинг. Но какой? Государственно-некоммерческий?

Сбой Сбербанка… Нам бы ваши проблемы, вы в районную поликлинику сходите... Такое название имеет пост Андрея Колесова от 9 июля. [spoiler]

В нем он сетует на то, что бизнес-процессы в районных поликлиниках не отлажены должным образом и посетители этих лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) вынуждены тратить в очередях многие часы, а то и дни.

Но виноваты ли в этом недовнедренные в поликлиники информационные технологии? Рискну предположить, что нет. Ведь оснащенность российских госбюджетных ЛПУ компьютерами уже сейчас находится на достаточно высоком уровне. Поэтому дело не в отсутствии (или недостатке) компьютеров, а в отсутствии (или недостатке) здравого смысла у некоторых ответственных лиц. Или, выражаясь наукообразным языком, в недопонимании некоторыми ответственными лицами основных принципов ECM (Enterprise Content Management, управление корпоративным контентом), BPM (Business Performance Management, управление эффективностью бизнеса) и CRM (Customer Relationship Management, управление взаимоотношениями с клиентами).  

Позвольте пояснить роль информационных технологий в деятельности наших госбюджетных учреждений, связанных с обслуживанием населения, посредством небольшого лирического отступления. Очень мне понравился комментарий Андрея Терентьева к моей недавней заметке “На этот раз президент РФ про информационные технологии не вспомнил”. Он пишет: “Давайте сначала разберемся, что такое информационные технологии. Если под этим понимаются только компьютеры и программы, то это, я считаю, большое заблуждение, которое как раз мешает внедрению информационных технологий в их традиционном понимании. На мой взгляд, информационные технологии это методы и способы эффективной работы с информацией, в каком бы виде она не была представлена. И не имеет значения, работаете ли вы с использованием каких-либо средств автоматизации (например, компьютер) или нет. И если исходить из этого определения ИТ, то становится понятно, что основным тормозом развития общества, страны или какой-либо системы становятся малоэффективные методы и способы работы с информацией. Если смотреть в рамках страны, таким тормозом служит бюрократия, которая не только использует малоэффективные способы работы с информацией, но даже заинтересована в снижении этой эффективности”.  Полностью согласен с тезисом, что информационные технологии – это не только компьютеры и программы, а “способы эффективной работы с информацией, в каком бы виде она не была представлена".

Понимают это и руководители ЛПУ. Давайте, для примера, обратимся к итогам состоявшегося в июне форума MedSoft-2012, организованного Ассоциацией Развития Медицинских Информационных Технологий (АРМИТ). Из анкет, заполненных участниками этого форума, следует, что  руководители ЛПУ все лучше понимают, что ИТ-специалисты нужны не только для ремонта ПК и замены картриджей, а для решения очень широкого круга задач, состоящего из 17-ти позиций:

1. Определение (совместно с руководством учреждения) плана работ (политики) в сфере ИТ. Проектирование ИТ-структуры ЛПУ.

2. Организация приобретения/получения средств вычислительной техники (СВТ), компьютерных аксессуаров, расходных материалов (разработка спецификации, выбор поставщиков, подготовка конкурсных и тендерных заявок и т.д.) (Естественно, если эти задачи возложены на ЛПУ, а не выполняются централизовано).

3. Установка и пуско-наладка приобретенных СВТ.

4. Организация гарантийного и организация (выполнение) послегарантийного ремонта СВТ.

5. Техническое обслуживание и сопровождение компьютерных систем медучреждения. Замена изношенного и морально устаревшего оборудования

6. Развитие, техническое обслуживание и сопровождение локальных вычислительных сетей (ЛВС).

7. Системное администрирование. Резервирование и восстановление данных .

8. Участие в принятии решений по вопросам выбора и приобретения системного программного обеспечения (ПО). Организация приобретения, настройка и запуск системного ПО.

9. Участие в принятии решений по вопросам выбора и приобретения прикладного ПО. Организация приобретения прикладного ПО. Формулирование требований по развитию и совершенствованию прикладного ПО. Внедрение новых информационных систем.

10. Организация в медучреждении работы с Интернетом. Ведение сайта медучреждения.

11. Разработка и реализация политики информационной безопасности медучреждения. Защита от спама, вирусов, вредоносных программ.

12. Обеспечение защиты персональных данных.

13. Организация обучения персонала работе с установленными компьютерными системами. Консультации сотрудников медучреждения по всем аспектам использования ИТ.

14. Разработка внутренних нормативных актов, регламентирующих все аспекты использования и сопровождения информационных технологий в медучреждении.

15. Сопровождение и актуализация банка данных информационных ресурсов и систем (ИСиР).

16. Подготовка материалов по инвентаризации и списанию СВТ.

17. Подготовка отчетов по всем аспектам использования ИТ для руководства медучреждения и органов управления здравоохранением .

Разумеется, приведенный выше список - не догма, а лишь перечисление тех задач, которые наиболее часто возникают перед ИТ-специалистами ЛПУ (да и не только ЛПУ, а практически любого госучреждения, связанного с обслуживанием населения).

Однако даже если все эти задачи будут успешно решены, то проблему очередей в госбюджетных учреждениях вообще (и в районных клиниках, в частности) это не решит.

Ведь как решаются проблемы оптимизации бизнес-процессов в коммерческих учреждениях: сначала применяются методы управленческого консалтинга, а затем – “айтишного”. Если ИТ-консалтингу управленческий консалтинг не предшествует, то в итоге автоматизации бардака получается “автоматизированный бардак”. А ещё неизвестно, какой бардак лучше: автоматизированный или неавтоматизированный.

Только вот как должен называться консалтинг, предшествующий компьютеризации госбюджетного учреждения? Государственно-некоммерческий? И кто именно его должен осуществлять? Среди ИТ-предприятий есть консалтинговые компании, которые работает на стыке управленческих и информационных технологий (к примеру, “Логика бизнеса 2.0”, о деятельности которой мы рассказывали в конце прошлого месяца). Такого рода компании, используя знания о технологиях ECM и BPM, осуществляют как “айтишное”, так и управленческое консультирование. В штатах районных поликлиник ECM- и BPM-знатоки едва ли водятся. Только вот куда главам этих поликлиник за ECM- и BPM-советами обращаться? Что вы думаете на этот счет?
Александр Головко
Спасибо за дискуссию
- вынужден признать существование "ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭНТРОПИИ" раз это такой термин;
- ура, эффективность в консенсусе;
- про содержание стихов, как лирик, могу заявить, что, на мой взгляд, содержание легко просчитывается формулой Шеннона (буквы, слова), в стихах чистые сигналы, особенно на слух, информации там нет. И это подтверждает наблюдаемая реакция у людей на стихи от полной апатии, до экстаза;
- греки придумали термин информация, но его обусловили наличием субъекта (разумного человека, других пока у нас нету). Ни субъект, ни информация не могут существовать отдельно, поэтому субъекту приходится все время шевелить мозгами, иначе он погибнет или станет пациентом специализированной больницы (станет объектом). Тоже относится и к генетической информации (есть такой термин). Первичная жизнь не является субъектом. Лишь в 50 годы несколько английских субъектов  получили удовольствие от явления информации, когда они поняли структуру гена. А само явление информации возникло, наверное, с появлением «человека разумного».
Васильев Евгений
Судя по топу, нужно В.В. Путина и всю его команду пересадить в аудитории и пусть учатся например вечерами. Выработать показатели и добиться их исполнения на местах. 2-х сроков на это вполне хватит. Но я лично не знаю, где найти столько преподавателей, чтоб они смогли выучить всю армию чиновников. А во вторых, придется вводить "расстрел на месте" за подкуп на таких экзаменах... А пока только супернеэффективно освоенные бюджеты или попросту разворованные...
Дмитрий Гудзенко
Думаю, самое главное - чёткая система обратной связи. И тут мы рано или поздно упираемся в проблему политической конкуренции. Конкуренция в борьбе за клиента рождает качество - как в бизнесе, так и в госуслугах. Монополия неизбежно деградирует.
На эту тему написано много, так что кому интересно, найдёт подробности.