НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Подготовка кадров. Может, ИТ-отрасли есть смысл перенять опыт ОПК?

 C чего бы в нашей стране ни начинались разговоры о стратегии и перспективах развития ИТ-отрасли, они практически всегда заканчиваются сетованиями о кадровом голоде и предложениями по утолению этого голода. [spoiler] Однако этот голод характерен не только для ИТ-отрасли, но и для других высокотехнологичных отраслей. Поэтому интересно посмотреть, как другие отрасли -- к примеру, ОПК (оборонно-промышленный комплекс страны) -- данную проблему решают.

Не все знают, что приказом Минпромторга России от 13 апреля 2009 г. № 256 утверждена “Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года”.

Эта стратегия (её разработчиками являются Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное космическое агентство и государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”) охватывает различные уровни образования (начальное, среднее, высшее, дополнительное профессиональное) и включает меры по закреплению кадров в организациях ОПК.

Целевыми индикаторами реализации вышеупомянутой Стратегии являются:

1. Количество подготовленных на условиях целевой контрактной подготовки в рамках государственного плана и Порядка его реализации в федеральные государственные образовательные учреждения послевузовского, высшего, среднего и начального профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) и профессиям оборонного профиля до 2010 г. не менее:
• послевузовского - 1445 человек;
• высшего - 46800 человек;
• среднего - 60310 человек;
• начального - 97710 человек;
• всего – 206265 человек.

2. Количество созданных в течение 2009-2015 г.г. центров дополнительного профессионального образования – не менее 5 в год.

3. Количество ежегодно реализуемых программ дополнительного профессионального образования технического и технологического профиля - не менее 200.

4. Количество учреждений профессионального образования, организаций и центров дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов и повышение квалификации работников оборонно-промышленного комплекса, получивших современное специальное и технологическое оборудование в рамках реализации федеральных и ведомственных целевых и других программ, реализуемых в системе образования и науки, в оборонно-промышленном комплексе и из других источников финансирования - не менее 50.

5. Процент выпускников федеральных государственных образовательных учреждений послевузовского, высшего, среднего и начального профессионального образования, получивших образование в рамках реализации государственного плана на условиях целевого приема и проработавших в организациях оборонно-промышленного комплекса не менее трех лет в соответствии с заключенными контрактами – не менее 60%.

6. Процент работников оборонно-промышленного комплекса всех категорий, прошедших повышение квалификации, начиная с 2014 года, - ежегодно 20% от общей численности.

7. Снижение среднего возраста научных работников на 3-4 года.

8.Укрепление престижа работников оборонно-промышленного комплекса всех категорий, усиление притока молодых кадров в научную сферу, увеличение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет.

9. Количество разработанных и внедренных государственных образовательных стандартов профессионального образования по направлениям оборонно-промышленного комплекса, в том числе разработанных с учетом профессиональных стандартов (уточняется после утверждения перечня направлений подготовки (специальностей) профессионального образования по направлениям оборонно-промышленного комплекса).

Обратите внимание на слова “целевая контрактная подготовка”. На практике она означает то, что абитуриент, поступая вуз на специальности, представляющие интерес для ОПК, не платит за обучение, но берет на себя обязательство после окончания учебы отработать на предприятиях ОПК определенное время.

О том, как все это работает на практике, всех лучше рассказывается в ноябрьском (№ 11/2012) номере журнала “Образование & карьера”: “Министерство образования и науки России ежегодно формирует и направляет в Минпромторг России, Роскосмос, Госкорпорацию «Росатом» перечень федеральных вузов с указанием реализуемых в них направлений (специальностей), по которым возможна целевая подготовка специалистов для ОПК. В свою очередь госкорпорации отсылают в Минобрнауки России предложения, составленные на основе заявок организаций ОПК, в разрезе вузов: перечень направлений подготовки и количество мест, которые необходимо выделить для целевого приема. Ведомство, обобщая полученные заявки, устанавливает задание государственного плана для университетов на текущий год. Организации-заказчики до начала вступительных испытаний в высшие учебные заведения выдают абитуриентам, поступающим по целевому набору, соответствующие направления. Студенты целевого приема заключают с будущими работодателями контракты, содержащие положение об обязательном трудоустройстве по окончании учебы”.

На мой взгляд, очень разумно. Почему бы этот опыт не перенять ИТ-отрасли, в которой, по оценкам АП КИТ, сейчас занято около 470 тыс. специалистов?

Это, конечно, меньше, чем количество людей, занятых в ОПК (который, как утверждает ресурс www.start4you.ru, содержит “55 интегрированных структур, объединяющих более 1350 промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов, в которых работают около 2 млн. человек. По заказу этих корпораций целевую подготовку специалистов осуществляют более 50 вузов по всей стране”), но тоже немало.

Так в чем же дело? В необходимости выпуска соответствующего постановления Правительства РФ или готовности предприятий ИТ-отрасли вкладываться не только в базовые кафедры при вузах и различные курсы повышения квалификации, но и в создание стройной системы многоуровневого непрерывного образования, охватывающего начальное, среднее и высшее образование? Что вы думаете на этот счет?

Митин Владимир
не хотите ли вы своей смерти, причем долгой и мучительной?

Нет. Я хочу, чтобы абитуриенты, выбравшие технические специальности, жили долго и счастливо. И получали от своей работы как моральное, так и материальное удовлетворение (как и я в свое время).

Причем чтобы долго и счастливо жили не только дети “новых русских’, но и те, кто сейчас  не может платить за высококачественное (подчеркиваю – высококачественное, а не лишь бы какое) высшее образование.

Ведь не секрет, что обучение на так называемых “бюджетных” местах  порой стоит дороже, чем на местах “коммерческих”.

Это в Америке (США) широко развита система кредитов на образование и различных схем погашения этих кредитов. Но Америка нам, понятное дело, не указ. У них своя история и свои традиции…

Да,  “целевая контрактная подготовка” имеет нечто общее с прежней системой распределения. Но это – “виток спирали на новом уровне”.  Ведь никто никому не запрещает учиться без такого контракта, но и без гарантий на трудоустройство по специальности. Каждый выбирает то, что соответствует его характеру. Одни с детства хотят быть предпринимателями и никому не подчиняться, а других вполне устраивает стабильный заработок за высококвалифицированный труд.
Колесов Андрей
Все этот активности напоминают известный подход: "Как что-то изменить, ничего не меняя".
Ruslan
На часть IT-специальностей и так госзаказ идёт, примерно по такой же схеме как и ОПК, были бы нужны - я думаю без проблем бы расширили...

Но для всей экономики ничего хорошего в этом нет, для экономики эти люди мёртвый груз - талантливые ребята которые могли бы изобретать, творить.

У нас много каких специальностей не хватает, это не повод в рабство людей вводить. Например, строителей - но тут есть объективные причины, ЗП печально низок.

А бизнес плачется в основном, что дорого нанимать IT-сотрудников. Но тут тоже объективные причины - способности у людей должны быть уникальны, как с мотальщицами чулочных цехов тут не пройдёт - мировой опыт это подтверждает. Сколько человек в стандартном школьном классе из 30-ти человек может заниматься точными дисциплинами на уровне 5+ ??? :   1-3 человек максимум, из них примерно в той же пропорции могут стать IT-специалистами при должной подготовке.
Но с учётом текущих изменений в образовании мы лет через 15-20 получим ещё больший кадровый голод. Хотя с другой стороны простейшие как-то и не парятся по поводу мозга - нечем.

А созданные условия для специалистов мы уже проходили : колючка, вертухаи...
PS:интересно, на богословов в МФТИ тоже госзаказ поступил...???