НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Будет ли конкурентоспособно истинно отечественное оптоволокно?

То, что в нашей стране сейчас никто всерьез даже не заикается о необходимости создания ориентированного на широкий рынок “отечественного процессора” (мобильного, настольного или серверного) – это понятно.[spoiler]

Поезд здесь давно ушел, а время, как известно, ни на миг не остановишь. Иными словами, даже если в соответствующем направлении бежать очень быстро, то на подножку последнего вагона все равно не заскочить… Раньше надо было думать и правильно расставлять приоритеты развития промышленности. Ну да что сейчас об этом говорить…

А вот почему  в Российской Федерации разговорам о так называемой “национальной ОС” уделяется больше времени, чернил и бумаги, чем разговорам о “национальном оптоволокне”, мне не совсем понятно. Точнее говоря – совсем не понятно.

Представляется мне, что производить оптоволокно (ведь в наше время это своего рода стратегический продукт) все же проще, чем разрабатывать и изготавливать процессоры. Потребность же в оптоволокне, необходимом для изготовления оптических кабелей и построения ВОЛС (с учетом размеров нашей страны и наличия в ней множества медвежьих углов, не хваченных ШПД-услугами) просто огромна и исчисляется сотнями тысяч, а то и миллионами километров одно- и многоволоконных оптических кабелей.

Однако в этом вопросе (к счастью, надеюсь) есть некоторые подвижки.

В газете “Вечерний Саранск” от 28 ноября прошлого года в заметке
“В Мордовии строится первый завод по производству оптоволокна” сообщается о том, что на месте строительства этого завода
23 ноября прошла торжественная церемония открытия памятного знака, в которой приняли участие инвесторы, участники и партнеры проекта. Сообщается также, что строительство данного завода будет осуществляться двумя этапами: “в 2013 году планируется завершить первый пусковой комплекс, а в 2014 году - второй. Проектная мощность завода - 2,5 млн. км оптического волокна в год. Выход на эти объемы планируется осуществить в течение 2015-2016 годов, что позволит заместить около 15-25% импорта”.


В сообщении Интерфакс на эту же тему (от 5 декабря прошлого года), добавляется, что “в настоящее время в России действуют 14 заводов, выпускающих оптоволоконные кабели. Оптоволокно для их производства полностью импортируется”.

На сайте “Роснано” (в разделе “Проекты Роснано”) можно обнаружить упоминание о ЗАО «Оптиковолоконные системы», которое будет заниматься производством оптического волокна и акционерами которого являются “Роснано”, Газпромбанк и Республика Мордовия. Общий бюджет данного проекта оценен в 2,71 млрд. руб. (при этом доля Роснано составляет 1,30 млрд. руб.).

Цель проекта сформулирована так: "Организация первого в России промышленного производства оптического волокна и внедрение на нем последних достижений по созданию наноструктур в оптическом волокне и использованию нанотехнологий для улучшения его свойств”.

Предполагается, что на предприятии будет организовано производство пяти типов оптического волокна для различных сфер применения (включая телекоммуникации).

А вот как обозначены конкурентные преимущества будущей продукции :

• Стойкость к воздействию водорода;

• Длительный срок службы;

• Повышенная изгибостойкость;

• Уникальные дисперсионные свойства наноструктурированного волокна на основе фотонных кристаллов.

Спрашивается: почему строительство завода по производству отечественного оптоволокна (а вещь это не менее важная и нужная, чем эфемерная “отечественная ОС”) не началось раньше?  Ведь активное освоение оптоволоконных технологий началось ещё в далёких 1950-х годах. При этом особый импульс развитию этих технологий дало изобретение Во что внесли свою лепту и наши отечественные учёные — советские физики Александр Прохоров и Николай Басов.

Онлайн-поиски ответа на этот вопрос привели меня на портал электротехнического рынка Elec.ru, где 17 июня 2009 г. (со ссылкой на отечественную ассоциацию “Волоконная оптика”) была опубликована краткая, но очень информативная заметка “Отечественное оптическое волокно. Мифы и реальность”.

В этой заметке сообщается о том, что “3 июня 2009 г. в Минкомсвязи РФ была принята группа специалистов по волоконной оптике во главе с директором научного центра волоконной оптики РАН, академиком Е. М. Диановым. Академик Дианов представил доклад, в котором был дан краткий анализ проблем волоконной оптики в Российской Федерации. Основной проблемой, по мнению Дианова, является отсутствие в стране собственного производства оптического волокна для изготовления современных оптических кабелей связи. В настоящее время в Российской Федерации все предприятия, производящие волоконно-оптические кабели, используют для их производства только импортные волоконно-оптические компоненты. В этой связи было предложено организовать производство оптического волокна в Российской Федерации”.

Дальнейшее обсуждение указанной проблемы происходило на постоянно действующей комиссии Минкомсвязи РФ под руководством Мардера Н.С. с участием представителей Ассоциации “Волоконная Оптика” и ведущих операторов связи.


Так начинается заметка, в которой названы главные “бревна” на пути создания отечественного оптоволокна

В итоге были отмечены четыре основные аспекта проблемы.

Аспект № 1. Несмотря на неоднократные попытки организации производства отечественного волокна, начиная еще с советских времен, и истраченные колоссальные силы и средства, промышленный выпуск ни разу не был начат (сразу напрашивается вопрос: кто лично виноват в том, что колоссальные ресурсы истрачены, а реальных результатов нет? Однако ответ на этот вопрос нигде не дается…  :(

Аспект № 2. В настоящий момент на российском рынке присутствует широкое предложение неограниченного количества современных высококачественных оптических волокон различных типов и поставщиков по минимальным мировым ценам, и никаких проблем у производителей оптических кабелей и операторов связи не имеется (интересно – что с тех пор изменилось? Разве сейчас этих поставщиков стало меньше, а мировые цены поползли вверх? Что вы думаете на этот счет?)

Аспект № 3. С учетом того, что поставки волокна на российский рынок осуществляются компаниями из различных стран и регионов мира в острой конкуренции, проблема экономической безопасности для РФ не является актуальной многие годы, и нет оснований для изменения ситуации в будущем (опять же – что с тех пор изменилось? Неужто произошли существенные сдвиги в сознании госчиновников? Что вы думаете на этот счет?)

Аспект № 4. Из-за высокой стоимости строительства полноценного завода по производству оптического волокна и длительной окупаемости вложений, в инвестиционных программах операторов связи и других частных инвесторов не предусмотрены подобные проекты. Выделение государственного финансирования также не планируется.

Одним словом, в итоге “было принято решение признать дальнейшее развитие направления по очередной организации производства оптического волокна в РФ нецелесообразным”. Тут даже добавить нечего. Разве что вспомнить известную байку о матери, которая так воспитывала своего ребенка: “Пока не научишься плавать, не смей даже близко подходить к воде”. Понятно, что из ребенка, которого таким образом “воспитывали”, ничего хорошего не получится.


Главная страница сайта ассоциации “Оптоволоконная оптика”

Не факт, что истинно отечественное оптоволокно, которое, с использованием достижений “Роснано”, будет производить ЗАО “Оптиковолоконные системы”, окажется очень конкурентоспособным.  Но если оно и в самом деле “позволит заместить около 15-25% импорта”, то это уже будет хорошо. Я, разумеется, не против международного разделения труда. Но нельзя же ставить страну в 100%-ную зависимость от Запада (да и Востока тоже)? Надо ведь и самим уметь производить многие вещи. В том числе, и оптические волокна. Разве не так?

Многие ли знают, что 99% всего мирового Интернет-трафика между континентами проходит по подводным ВОЛС. Во всяком случае, именно такая оценка дается в опубликованной летом минувшего года заметке “Подводные ВОЛС – основные каналы Интернет-трафика между континентами”. Оценок того, какая часть российского Интернет-трафика проходит через ВОЛС, не встречал. Но рискну предположить, что эта доля очень высока.  


Подводные ВОЛС между материками
Источник: ресурс RuBroad.ru (июнь 2012 г.)


А вот ещё из “истории вопроса”.
В нашей стране и за её пределами среди специалистов-кабельщиков широко известен Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кабельной промышленности (с 1991 г. – ОАО “ВНИИКП”).

На сайте этого предприятия говорится о том, что разработка оптических кабелей в нем ведется с 1976 г. За это время предприятием было разработано свыше 35 технических условий на оптические кабели для нужд Министерства обороны (с приемкой «5»), проведено более 50 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию оптических кабелей, волокон, других компонентов волоконно-оптических систем передачи и систем в целом, а также материалов, применяемых в конструкциях оптических кабелях. На разработки получено более 35 патентов и свидетельств на полезные модели. Иными словами, научная деятельность бьет ключом и выливается в десятки НИОКР’ов.

И не только НИОКР’ов. В 2009 г. в Перми состоялась “Всероссийская конференция по волоконной оптике” (ВКВО-2009), организованная Научным центром волоконной оптики РАН (НЦВО РАН) и Пермской научно-производственной приборостроительной компанией (ПНППК). Подготовка к данной конференции проходила в сотрудничестве с Министерством промышленности и природных ресурсов Пермского края, Американским оптическим обществом (Optical Society of America, OSA), обществом IEEE Photonics Society, компанией Optogear и словенской компанией OptaCore. Кроме российских ученых в ней приняли участие сотрудники ряда иностранных компаний: Nextrom (Финляндия), Silitec (Швейцария) и других.

На конференции  ВКВО-2009 специалисты ОАО “ВНИИКП” выступили с докладами “Производство оптических кабелей в странах СНГ в условиях финансового и экономического кризиса” (Мещанов Г. И., Воронцов А.С.), “Развитие нормативной базы по оптическим кабелям” (Воронцов А. С.), “Надежность и безопасность оптических кабелей. Требования и методы оценки” (Овчинникова И. А., Корякин А. Г.) и “Аспекты производства оптического волокна в России. Реалии и перспективы” (Тарасов Д. А.).

Лично на меня беглый просмотр сайта ВНИИКП произвел грустное впечатление. Сложилось ощущение, что переход от “развитого социализма” к “дикому капитализму” ничего не изменил в отношениях “наука-государство-производство”. Как жили эти “субстанции” в практически непересекающихся мирах (каждая сама по себе), так и продолжают жить. А что в итоге?

Вот слова первого заместителя генерального директора ВНИИКП Геннадия Мещанова из публикации на сайте “Саморегулирование в Российской Федерации”,  (со ссылкой на ресурсwww.comnews.ru в качестве первоисточника: “Россия в смысле потребления оптоволоконных кабелей находится в каменном веке. В мире сегодня потребляется около 102 млн. км оптоволокна. Одна Япония построила в прошлом году 17 млн. км ВОЛС. И даже крошечный Тайвань потребил 1,5 млн км волокна… Производителей кабелей не должно смущать отсутствие крупных проектов. Сегодня оптоволокно начинают потреблять все, от локальных провайдеров до операторов телевещания. Именно они и обеспечат рост рынка”.

Слова эти были сказаны в далеком 2003-м году. Но актуальны они, увы, и сегодня.

А вот более свежие (прошлогодние) слова Г. И. Мещанова (из интервью журналу “Первая миля”: “В Саранске начинается реализация проекта по производству оптического волокна мощностью 4,5 млн. км в год с привлечением двух крупных инвесторов в лице РОСНАНО и Газпромбанка. ВНИИКП является инициатором этого проекта. Поставщиком оборудования и технологий выступает финская фирма Nextrom. В рамках проекта предусмотрено наладить выпуск не только «стандартного» многомодового и одномодового волокна, но и гибкого оптоволокна (G.657) – для технологий FTTx, для прокладки непосредственно в дом. В проекте участвует Научный центр волоконной оптики Российской академии наук, в Саранском университете создана кафедра волоконной оптики… Когда предприятие в Саранске выйдет на проектную мощность, оно обеспечит около 50% потребности российского рынка”.

Замечаете, что в этом интервью оценки мощности предприятия в Саранске примерно в два раза выше, чем оценки, прозвучавшие в начале этой заметки. Впрочем, любые прогнозы всегда были и будут вещью неблагодарной. Посмотрим, что покажет практика. Ждать осталось относительно недолго.
Янина Кузьминых
Случайно наткнулась на вашу заметку. Позвольте не согласиться с вашим мнением о российском производстве/потреблении оптического волокна. В нашей стране вполне серьезно занимаются оптоволокном уже с 2006 года, да, позже чем за рубежом, но уже многого достигли! Приведу пример, ибо работаю с этим уже долгое время. ОАО "ПНППК", г.Пермь. Производит волоконные световоды и использует их для реализации продукции. Причем продукция, выпускаемая на этом предприятии, довольно уникальна по России, хотя есть и обычные телекоммуникационные волокна. Есть спрос, есть предложение. Вы не правы в своем пессимистичном видении российского оптоэлектронного приборостроения.
Митин Владимир
О перспективах российского оптоэлектронного приборостроения

Своего рода продолжение этой темы можно найти в заметке от 2 февраля 2015 г. “Ох уж эти кабели” и комментариях к ней.