НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Smart TV и DRM. Печально, что защита интересов правообладателей порой приводит к полному игнорированию интересов потребителей

Одна из самых приятных и полезных функций смарт-телевизоров – возможность записи цифровых телепередач по расписанию на внешние USB-носители (жесткие диски или высокоскоростные флешки). [spoiler]

В Samsung Smart TV эта возможность реализуется максимально простейшим способом: одним кликом пульта дистанционного управления (ПДУ) по таблице с программой передач (ниже изображена копия соответствующего экрана, где часиками с красным циферблатом отмечена записываемая телепередача).



Записанные телепередачи хороши тем, что их можно просматривать в удобное для себя время, пользуясь при этом клавишами ПДУ “Пауза” и “Быстрая перемотка” вперед или назад.

Одно плохо – телепередачи записываются на диск, который Smart TV перед его первым употреблением специальным образом форматирует, создавая на нем специализированную файловую систему, отличающуюся от понимаемых компьютерами систем FAT32, NTFS и т. д. (видимо, в целях защиты авторских прав создателей видеоконтента).

Поэтому записанные телепередачи можно смотреть лишь на тех TV, на которых они были записаны. Более того, электронное “Руководстве пользователя” Samsung (e-Manual) предупреждает: если в телевизоре произведена замена системной платы, то просмотр записанных телепередач невозможен.





Фрагмент тысячеэкранного электронного “Руководства пользователя” (e-Manual) Samsung по Smart TV


Однако оказалось, что у специализированной файловой системы телевизоров Samsung Smart TV есть и другие “засады”.

Вот одна из них.

Пока я записывал некоторые телепередачи на внешний USB-диск и в удобное для себя время их смотрел, все было хорошо.

Но в какой-то момент -- роковой, как потом выяснилось -- решил я три телепередачи (из десяти существующих) с этого диска стереть, дабы освободить место для новых записей. Две телепередачи стерлись нормально (это возможно сделать только посредством приложения “AllShare Play”). При попытке стереть третью запись все сведения о телепередачах, находящихся на этом диске, в один момент исчезли. А сам диск при попытке обращения к нему стал выдавать сообщение, изображенное ниже.



Логично предположить, что приложение “AllShare Play” каким-то образом нарушило файловую систему внешнего диска и специалисты Samsung при желании эту систему могут восстановить – то есть вернуть файловую систему внешнего диска в нормальное состояние так, чтобы хранящиеся на нем файлы не пропали.

Ведь существует же множество программ, позволяющих восстановить на ПК файловые системы и даже восстановить логически удаленные файлы! Казалось бы, такого рода программы должны быть и для файловых систем, поддерживаемых Smart TV.



“AllShare Play” (его иконка – в левом нижнем углу) – лишь одно из многих десятков приложений, доступных владельцам Samsung Smart TV


Однако похоже, что в случае использования специализированной файловой системы Samsung Smart TV такого рода нехитрые “восстановительные работы” невозможны  :(  Это лишний раз подтверждает негативную часть моего тезиса двухнедельной данности “Smart-TV – это почти ПК. Только ещё весьма “сыроватый”.

Во всяком случае, для разрешения проблемы с внезапной пропажей данных мне ничем не смогли помочь ни в фирменном магазине Samsung, ни в его фирменном сервисном центре.

Интересная деталь: продавец фирменного магазина Samsung сразу понял суть проблемы и даже посмотрел, как другой телевизор этой компании реагирует на подключение злополучного диска (а реагирует он точно также), а вот в фирменном сервис-центре, куда продавец порекомендовал мне обратиться, “консультант общего профиля” вообще не смог “въехать” в данную проблему, которая, видимо, оказалась выше его уровня понимания  :(

Оценить состояние файловой системы внешнего USB-диска (который я принес в качестве “вещдока”) он наотрез отказался (заявив при этом – “Такого рода услуги мы не оказываем”) и предложил либо привезти телевизор к ним, либо вызвать мастера на дом. Разве это правильно? Телевизор-то (с “электронной точки зрения”) совершенно исправный. И не факт, что такого рода фатальный случай всегда происходит при каждом третьем стирании телепередачи. Понятно, что в любом софте (особенно, новом) могут быть ошибки. Но почему при этом пользователь должен безвозвратно (и даже без компенсации морального ущерба) терять данные, “накопленные непосильным трудом”? Что вы думаете на этот счет?

К слову. Как вы думаете, для чего так тщательно расследуют причины авиакатастроф? Не столько для того, чтобы выявить и наказать виновных, сколько для того, чтобы предотвратить новые катастрофы, обусловленные теми же причинами!

Потеря семи записанных телепередач – конечно, не такой ужасный случай. А вот если бы их было не семь, а семьдесят (причем очень интересных) или семьсот? Это уже хуже.

Как известно, предназначение DRM (аббревиатура от слов “digital rights management”) -- воспрепятствовать лишь неправомерному копированию произведений. Но эти технологии, как правило, либо не допускают, либо ограничивают любое копирование, в том числе с целью создания резервных копий. Не исключено, что именно технологии DRM, используемые в Samsug TV, и создают время от времени неразрешимые проблемы. Печально, что защита интересов правообладателей порой приводит к полному игнорированию интересов потребителей. Где же равноправие сторон?

Вот какой ответ (ниже он выделен курсивом) я получил от онлайновой службы техподдержки Samsung в воскресенье вечером:

Здравствуйте, Владимир Митин!

Вас приветствует Единая служба поддержки Самсунг Электроникс Россия.
Благодарим Вас за интерес к продукции Самсунг.

Вероятно, при манипуляциях с содержимым диска произошел сбой файловой системы диска и как следствие, утрата данных, храняшихся на нем. Восстановить без повреждений эти данные не представляется возможным, поскольку информация, при записи ее на жесткий диск, сохраняется с использованием технологии DRM-технические средства защиты авторских прав, и попытки восстановления ее могут привести к нарушению целостности данных, что определенно скажется на попытке воспроизведения защищенного контента. Также, для восстановления с помощью ПК, потребуется переформатирование жесткого диска, что также может привести к утрате определенных фрагментов файла.

Если у Вас в дальнейшем возникнут вопросы, Вы можете задать их нам по телефону 8-800-555-55-55 (бесплатный звонок из любого региона России) или воспользоваться возможностью отправки нам письма по электронной почте с помощью раздела "Контакты" на нашем веб-сайте www.samsung.com.

С уважением

Единая служба поддержки
Самсунг Электроникс Россия  



Выходит, в силу особенностей DRM-технологии Samsung не гарантирует целостность сохраненных данных, если манипуляции с этими данными производятся его же приложением “AllShare Play”. Иными словами, в любой момент все накопленные данные могут рухнуть и у Samsung нет средств для их восстановления. Получается, что в целях защиты авторских прав создателей контента интересы потребителей полностью игнорируются. И, видимо, не только Самсунгом, чья служба техподдержки в прошлом году кем-то (забыл, кем) была признана лучшей в стране.
Сергей Бобровский
Самсунг молодцы -- отучают людей от смотрения телевизора, и заодно прививают нелюбовь к DRM, неявно пропагандируя свободу контента.
Михаил Мигунов
Согласен с Сергеем - отучает не только от "смотрения", но и от интереса к каким либо smart функциям.
Решился оставить комментарий, поскольку сам являюсь обладателем TV Samsung. Но предложить хочу другой аспект - не слишком ли сильна "маркетинговая" составляющая у Самсунг (да и других производителей)? "Почти ПК", согласитесь - это слишком мягко сказано. Запуск и проверка каких либо смарт-функций у меня вызвал в целом негативные ощущения. Даже в такой "элементарной" функции , как запись, о которой пишет Владимир. Кроме крайне медленной инициации выполнения функций, совершенно неочевидны результаты - по крайней мере мне было трудно разобраться как с запуском чего либо, так и с понгиманием результата. (А я для справки ИТ-шник с 30+летним стажем.) Может быть не повезло, с конкретным экземпляром?, так скажут многие. Возможно, но все-таки на мой взгляд "почти ПК" - это очень высокая и совсем не близкая вершина для SmartTV, им ещё расти и расти до нее.  В общем, меня Самсунг научил на ТВ смотреть ТВ (онлайн), а для остального использовать имеющиеся у нас дома ноутбуки, десктопы и прочие мониторы.  
Митин Владимир
"почти ПК" - это очень высокая и совсем не близкая вершина для SmartTV
Да уж, освоение многочисленных возможностей Samsung Smart TV, видимо, не проще, чем освоение возможностей новых ОС. Но если для людей, жаждущих быстро освоить новую ОС, существуют курсы разного уровня, то для желающих быстро освоить возможности Samsung Smart TV нет даже серии практических видеоуроков.

24-страничное печатное “Руководство пользователя” к Smart TV не очень информативно, а вот тысячеэкранный электронный e-Manual (его можно скачать с сайта поставщика в виде PDF-файла) сильно полезнее.